Часть I
Осмотрев центр Вереи с главными достопримечательностями, продвинулись немного по одной из Советских улиц.
Почти сразу за торговой площадью началась застройка старыми деревянными домами.
За чугунными кружевными воротами увидели главки старинной церкви, затиснутый гражданскими постройками.
Не осмотреть такой колоритный объект, конечно, невозможно, и мы зашли во двор, даже не подозревая, какой интересный пласт истории откроется перед нами.
Только обойдя храм, мы поняли, что перед нами старообрядческая церковь, построенная в 1814 году. И самое важное, что храм каким-то чудом устоял во времена всех гонений.
Во дворе храма нас радушно встретил один из прихожан-старообрядцев, такая доброжелательность была для нас внове около церкви. Более того, он нам кратко рассказал историю этого храма и старообрядцев Вереи, и пригласил зайти в храм, единственный в Подмосковье не закрытый в советский период.
Мы узнали, что в Покровском храме пение совершается не по нотам, а по крюкам — древней музыкальной грамоте. Крюковая грамота остаётся неизменной уже много веков, и её намеренно не упрощают. К сожалению, этого пения мы не услышали — в этот момент в храме молились старообрядцы. Фотографировать внутри даже в голову не пришло бы, такая там завораживающая обстановка — старинные иконы, свечи.
Оказывается, Верея — всегда была одним из ключевых центров старообрядчества в Подмосковье. А старообрядческая община Вереи относится к самым устойчивым общинам и имеет давние связи с Рогожской общиной в Москве.
Старообрядческий храм-моленная в Верея упоминается Мельниковым-Печерским в известном произведении "Очерки поповщины" среди наиболее замечательных в XIX веке.
Жестокие гонения после реформы патриарха Никона вынудили старообрядцев скрываться и существовать практически в подполье. В XVIII-XIX веках притеснения на староверов периодически ослабевали, в частности кое-где им было разрешено строить часовни, не имеющие алтарей для служения литургии. Поэтому старообрядцы либо открывали тайные моленные, либо, по мере возможности, строили небольшие церкви, называя их часовнями.
До 1812 года в Верее был деревянный молитвенный дом, освященный во имя Рождества Христова. О времени этой постройки записей не сохранилось.
В 1812 году, чтобы не дать наступающему врагу возможности использовать имущество и продукты, казаки подожгли торговые ряды, от которых загорелись другие городские постройки. В огне погибло много зданий, в том числе и эта моленная.
В 1814 года старообрядцы построили новую каменную часовню, уцелевшую до настоящего времени. Небольшое одноэтажное кирпичное здание с одним куполом и небольшой колоколенкой было построено на прежнем месте в глубине одного из центральных кварталов. Особые усилия для строительства нового молитвенного дома приложили местные купцы-старообрядцы. Улица стала называться Часовенной. Многие богатые и не очень богатые жители Вереи стали прихожанами этой церкви.
Не очень заметная постройка была расположена среди жилых домов.
По закону того времени строить храмы и совершать открыто богослужения старообрядцам не разрешалось, но правительство смотрело сквозь пальцы на негласное существование старообрядческих молельных домов. Однако храмы с внешним видом церкви строить тогда было нельзя, поэтому и пришлось строить по наружности простой дом, и даже креста на нём поставлено не было. Зато внутри дома все было сделано так, как и должно быть в настоящей церкви. Строение было разделено на три части: алтарь, храм для молящихся и притвор. Поставлен был иконостас, а в алтаре — престол.
В 1905 году последовал указ императора Николая II об открытии алтарей Рогожского кладбища и наконец дана свобода старообрядцам иметь священников и открыто совершать богослужения. В январе 1908 года, после получения разрешения, на храме были поставлены глава и крест.
Колокольня построена в 1908-1910 годах. Строительство велось по плану и под наблюдением архитектора Николая Егоровича Мартьянова, который предложил свой труд безвозмездно. Средства на постройку были собраны благотворителями.
В 1910 году был построен дом причетников на Ново-Можайской улице (ныне — 1-я Советская).
В 1911 году были построены врата, выходящие на Ново-Можайскую улицу.
В этом храме нам вручили брошюру "Вы зашли в храм", в которой очень кратко и доходчиво повествуется об истории раскола на Руси и сути старообрядчества, кроме того, рассказывается, как себя вести в церкви нестарообрядцам.
И вот что получается, чем больше узнаем про старообрядцев, тем большим уважением проникаемся к ним.
Источник информации
published on
Запись
Комментарии (0)