Сегодня мы расскажем о Шестопсалмии − небольшом, но очень важном фрагменте православного богослужения.
Шестопсалмием или Ексапсалмами (греч.) называется отрывок богослужения в Православной Церкви, который соединяет вечерню и утреню. Название происходит от количества псалмов, составляющих данный отрывок службы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.
Всем православным христианам знаком момент во время вечернего богослужения, когда в храме гасится свет. На середину церкви выходит чтец и трижды торжественным и одновременно суровым голосом возглашает: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Так начинается чтение Шестопсалмия.
Шесть псалмов прочитывают по окончании вечерни и в начале утрени. Шестопсалмие становится связующим звеном этих частей службы. Чтение начинается с 3, 37, 62 псалмов.
В середине Шестопсалмия из алтаря к царским вратам выходит священник и тихо произносит 12 «утренних» молитв на освящение каждого часа дня. После этого читаются 87, 102 и 142 псалмы. Завершается Шестопсалмие возгласом чтеца: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веков, аминь».
Электрическое освещение и свечи во время чтения гасятся, двери церкви закрываются. Пространство храма освещается лишь лампадами, чтец держит в руках свечку. Во время Шестопсалмия молящимся предписывается строгая дисциплина. Необходимо ровно встать на своем месте, приклонить голову и сосредоточиться на словах текстов. Следует воздержаться от перемещений по храму.
Шестопсалмие читается на каждой службе, исключая богослужения Пасхальной недели.
Из каких псалмов состоит Шестопсалмие и почему?
Первые упоминания о Шестопсалмии относятся к VII веку, они встречаются в нескольких богослужебных уставах монастырей того времени. Псалмы написаны царем Давидом и отражают события его жизни.
Существует версия, что 87-й псалом написал не сам царь Давид, но это не умаляет цельности всего произведения. Принцип выбора песен для Шестопсалмия и авторство подбора именно этих шести псалмов остаются загадкой.
Исследователи отмечают, что псалмы выбраны из Псалтири последовательно и логично, как будто представляют всю Книгу хваления в «сжатом» виде.
Псалмы 3, 37, 87 и 142 имеют покаянный характер. В них псалмопевец просит избавить его от врагов и оградить от злобных нападок бесов.
Псалмы 62 и 102 звучат как благодарственные гимны. В каждом псалме говорится о ночи и утре, что также могло повлиять на их включение в Шестопсалмие.
Все эти шесть псалмов имеют схожую природу, дух, настрой, динамику повествования и равномерность отражения Псалтыри. В Православной Церкви нет случайных элементов, тем более в богослужении. Все, что мы видим в храме на службе – в разное время создавалось людьми через откровения от Бога.
Символизм Шестопсалмия.
В церковном богослужении отражается все православное богословие. Суточный круг служб начинается с вечерни. Она символизирует Ветхий завет. Утреня напоминает о Новом завете, пришествии в мир Иисуса Христа. Свечи в храме погашены по образу Вифлеемской ночи, когда в пещере родился младенец Иисус. Чтец на середине храма – символ всего человечества, обращающегося к Богу.
Малое славословие «Слава в вышних Богу…» символизирует возвещение ангелами Вифлеемским пастухам о рождении Спасителя. В шести псалмах отражается покаяние, надежда и радость людей, ведь в мир пришел Мессия, который освободит людей от уз греха и смерти.
Выход священника из алтаря в середине чтения Шестопсалмия является прообразом вышедшего на проповедь Христа. Спаситель еще не открыл Себя перед человечеством, но уже начал молиться о людях перед Отцом Небесным.
Свою проповедь Иисус начал словами о покаянии. Поэтому и псалмы этой части службы призваны усилить покаянное чувство, переменить образ мыслей. Покаяние – главное условие соединения с Богом и спасения души.
В дни Великого поста присутствие в храме особенно полезно для очищения души от греха. Великий Пост — это время покаяния и молитвы, молитвы не только о себе, но и о своих родных и близких.
Особой формой молитвы за великопостным богослужением является постовая записка. Такие записки священники будут читать в алтаре на протяжении всего Великого поста.
Комментарии (0)