Джамбаттиста Бодони (1740-1813) — выдающийся итальянский издатель, типограф, художник-шрифтовик и гравёр, автор сотен шрифтов, из которых примерно 80 были кириллическими.
В юности Бодони работал наборщиком в Риме. В 1768 году переехал в Парму и герцогом Пармским был назначен директором типографии, где проработал более 45 лет. Типография располагалась в старом герцогском дворце Палаццо делла Пилотта, где в настоящее время расположен музей Бодони. В типографии работали 20 человек.
G. Alinovi. Il Palazzo Ducale di Parma
С 1791 года организовал собственную типографию, в которой пытался реализовать масштабный проект по созданию шрифтов для всех известных языков мира. За всю свою издательскую жизнь Бодони выпустил около 1000 книг, отпечатанных небольшими тиражами. Очень часто они были предназначены для коронованных особ, что дало повод современникам называть его "королём печатников и печатником королей".
Andrea Appiani. Ritratto di Giambattista Bodoni
Будучи влюблённым в простую красоту букв, Бодони изготовил 667 гарнитур, в числе которых кроме латинских, были греческие, арабские, еврейские и русские. Уже ближе к концу жизни в 1806 году он издал весьма объёмную книгу "Отче наш", в которой эта небольшая молитва была набрана на 155 языках разными шрифтами. Современники воспринимали его издания как совершенные произведения печатного искусства, образцы для подражания. Многие известные итальянские писатели хотели печататься именно у него. Еще при жизни он был признан самым выдающимся художником-шрифтографом Европы.
18 марта 1791 года Бодони женился на Маргерите делл’Альо, которая помогала ему вести обширную переписку и продолжила его дело после его смерти.
Bossi, Giuseppe. Portrait of Margherita Dall'Aglio
Маргерита делл'Альо стала верной помощницей и соратницей Бодони.
Маргерита делл'Альо — женщина среди книг и персонажей
Бодони умер 29 ноября 1813 года в Парме. Самый большой колокол Пармского собора был назван «Bajòn», что считалось привилегией князей и самых прославленных людей. Его вдова Маргерита делл'Альо опубликовала в 1818 году последнюю версию главного труда Бодони, «Типографического руководства» (Manuale tipografico), состоящего из двух томов и посвящённого новой правительнице Пармы, герцогине Марии-Луизе.
Перед смертью в 1841 году Маргерита безуспешно пыталась продать типографию. Она была приобретена в 1843 году Марией-Луизой.
Giovan Battista Borghesi. Ritratto di Maria Luigia d'Austria,1839
Бодони полностью посвятил себя мастерству типографа. И сейчас шрифты Бодони — одни из лучших в истории книгопечатания. Шрифты Бодони характеризуются прежде всего очень большим контрастом — соединительные штрихи во много раз тоньше основных.
Другая важная особенность шрифтов — засечки, которые отличаются не только малой толщиной, но и углом наклона по отношению к основным штрихам.
Дидо и Бодони работали в похожих стилях и оба были искусными мастерами, постепенно становясь ожесточенными соперниками.
Альды
Эльзевиры
Дидо
published on
Запись
Комментарии (0)