Большинство читателей в выборе кандидатуры для серийных постов проголосовало за Андрея Миронова, что ничуть не странно. Актер любим миллионами, до сих пор находится в актуальной повестке, и я готов о нем говорить, но понимаю, что разговор о Миронове грозит затянуться надолго, меж тем как Мягков займет времени меньше.
Кроме того, у Миронова не так сильно проявлена главная тема, которая интересует меня, - застойный герой кинематографа СССР и мутация его.
У Мягкова (как и у Даля — смотри записи по тегу
Потому сначала все же поговорим о нем.
Но и Миронова постараемся не забыть.
Повторюсь, данный сериал будет не столько о Мягкове, сколько о герое его, ибо Андрей Васильевич не так много чудесатил, как те же Даль с Мироновым. Жизнь Мягкова не становилась предметом пересудов. Как личность он все время ускользал от преследователей. О Мягкове снято немало документальных фильмов и больше всего в них поражает, как внешне открытый человек, умудряется ничегошеньки о себе не поведать (
Но вот с экрана, меняя маски и личины, он сказал много.
Попытаемся понять — что сказал и почему общественный интерес упёрся только в Лукашина-Новосельцева, не заметив других свершений Мягкова? Ответим на вопрос — в чем причина отрешенности Мягкова от мира, где ему, последние лет тридцать и не было места, тогда как во времена СССР он этот мир выражал?
Итак, поехали.
С самого начала творческая судьба Андрея Мягкова (1938-2021) складывалась как по маслу.
Родители не хотели, чтобы сын стал актером и Андрей учился в Ленинградском технологическим институте, где был студенческий театр, в котором парень скоро занял положение звезды. На сцене его заметил кто-то из педагогов школы-студии МХАТ, предложив попробоваться в училище.
С первого захода Андрей поступил в школу-студию, на курс Василия Маркова. Вместе с ним учились Владимир Меньшов, Вера Алентова, Анастасия Вознесенская, Ирина Мирошниченко, Алексей Борзунов. Мягков выделялся даже из этого яркого потока, Марков с него пылинки сдувал.
В школе-студии Мягков нашел любовь сразу и на всю жизнь. Еще студентом он расписался с Анастасией Вознесенской. Характерно, что никакой студенческой свадьбы не было. Сокурсников молодые люди просто поставили в известность о своем браке.
Первая большая удача Мягкова связана со студенческим спектаклем «Дядюшкин сон» по Достоевскому, где он сыграл старичка – селадончика.
Как вспоминал Владимир Меньшов: «После этой громкой победы Мягкова начали разрывать на части, и уже на четвёртом курсе он сыграл в фильме у Элема Климова в «Похождениях зубного врача».
Вот об этом фильме подробнее.
«Похождения зубного врача» (1965) первый фильм Мягкова. Его знакомство-представление широкому зрителю началось со слова «Здрасьте!» Такова первая фраза, которую произносит дантист Сергей Чесноков, приехавший в провинциальный город с внутренним страхом перед пациентами. Но все складывается отлично – у Чеснокова открывается дар безболезненно выдирать зубы, к нему выстраивается очередь. Это приводит к тому, что другие дантисты больницы становятся ненужным элементом, один уезжает из города, признавая свое поражение, другая начинает против Чеснокова интриговать.
Пожалуй, главное достоинство ленты Элема Климова в неоднозначности персонажей. Главная антагонистка Чеснокова Людмила Ласточкина в исполнении Веры Васильевой совсем не Анидаг, она просто борется, как умеет, за свое место под солнцем профессии. Чесноков проявляет себя не только как солнышко, - он на вершине побед эгоистичен а, потеряв дарование рвать зубы без боли, становится довольно таки депрессивным типом.
Героя Мягкова можно трактовать как светлого паренька, которого укатали крутые горки. Только укатывают его, пока что, именно люди, а не система. Мессидж «Похождений зубного врача» укладывается в четверостишие Евтушенко: «Большой талант всегда тревожит, и жаром голову кружа, не на мятеж похож, быть может, а на начало мятежа».
Бросив практику герой ушел в педагогику
Этот выстрел Мягкова получился во многом холостым, поскольку на фильм набросилась цензура и здесь мы подходим к личности режиссера Элема Климова, который, как выясняется, трактовал сценарий не так, как его автор Александр Володин.
По Климову: «Конечно, история про то, как у человека обнаруживается необычнейший талант, а все его дружно, по всем советским обычаям затаптывают, не могла вызвать в стенах Комитета особого воодушевления».
В том-то и дело, что никаких особых советских обычаев в сценарии не было, там наличествовала «Обыкновенная история» утраты индивидуальности и, как следствие, вписывание в серый контекст. Володин не держал фигушки в кармашке, он делал притчу, актуальную во все времена и нравы. За Климовым сценарист установил жесткий контроль, требуя буквального перенесения на экран написанного. Может, потому картина и приобрела вневременной характер и до сих смотрибельна.
Климов перечислил претензии к фильму начальства: «У вас город Глупов... Вы принижаете и упрощаете простых советских людей». … «Почему у вас герой не борец? Почему он неврастеничен?»
Стали внушать, что мы живем в таком обществе, где талант ценят и защищают, что в нем не может быть завистников».
Одно непонятно, если такие претензии, уничтожающие сердцевину замысла, наличествовали к сценарию, зачем фильм вообще к производству запустили? Причем, Володину и Климову удалось донести до экрана всю проблематику без особых потерь, хотя во время съемок они конфликтовали.
Короче, с выпуском на экран образовалась проблема. Особенно чиновников раздражал финал, когда дар рвать зубы без боли открылся у одной из учениц Чеснокова и авторы давали понять, что ее ждет такой же тернистый путь как учителя.
«Похождения зубного врача» получили третью категорию проката. Всего напечатали по Климову 25, по другим данным - 78 копий. В 1987 «Похождения зубного врача», пустили в повторный прокат, но, как говорится, поезд ушел.
"Братья Карамазовы"
Широкий зритель вовремя с дебютом Мягкова не познакомился, но уже следующая картина с его участием стала лидером проката.
То были «Братья Карамазовы» (1968), - последняя работа Ивана Пырьева. Пырьев успел снять первые две серии фильма, третью доделывали исполнители главных ролей Михаил Ульянов (Митя Карамазов) и Кирилл Лавров (Иван Карамазов). Андрей Мягков играл младшего Карамазова — елейного Алешу.«Братья Карамазовы» не стали для Мягкова значимой работой, хотя бы потому, что роль у него была самая невыразительная, по сравнению с другими ролями. Ульянов, Лавров, Марк Прудкин (Карамазов-пэр; смотри также —
Экранизация Пырьева полюбилась широкому зрителю, потому что там предлагалась Россия на экспорт: ярмарочная вырвиглазная цветовая гамма; неистовые страсти в клочья; вытаращенные буркалы, потные лбы и достойные выяснения коммунальных отношений вопли; цыганский хор и стопочки коньяка - бутыли шампанского; а, главное, загадочная, необъяснимая материальной логикой этого вашего запада, безудержная русская душа. Недаром, «Братья Карамазовы» номинировались в 1970-ом на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Этот образ России пляшущей и плачущей у забора был понятен без объяснений не только советскому обывателю, но и американскому.
Прошу заметить, я не говорю, что фильм плохой. Он сделан для зрителя, а бульварная сурдинка Достоевского вполне давала повод трактовать «Братьев Карамазовых» как детектив с мелодраматичным уклоном, сдобренный «проклятыми вопросами».
На данном празднике переигрывающих актеров Мягков смотрелся немного особняком, хотя и его Алеша пару раз продемонстрировал нервную тряску.
Засада же подстерегала Мягкова в следующих киноработах, которые запросто могли поставить на нем крест.
Комментарии (0)