Икона Божией Матери, именуемая «Призри на смирение», была явлена в 1420 году в Бежаницком крае Псковской земли, на озере Каменном.
Обстоятельства чудесного явления неизвестны, но можно сделать предположение о том, что святая икона была обретена в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия во время княжения Василия II Дмитриевича: «морового поветрия» (голода и эпидемии), которое разразилось тогда над Псковской землей, и вторжение пришедшего завоевывать псковские земли литовского князя Витовта. Тогда из правого глаза Богородицы начала струиться кровь. Таким образом Пречистая Дева дала псковичам знак – она скорбит о них и готова поспешить на помощь.
В псковской летописи есть два свидетельства о святой иконе. Одно из них гласит: «В лето 6934 (1426) за старым Коложем, на Камене озере, бысть знамение: от иконы Святыя Богородицы идяше кровь, месяца септевриа в 16 день; сие убо знамение прояви нахождение поганого князя Витовта и многое пролитие христианскых кровей». В другом, более полном указании на чудесное знамение от образа, говорится: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы Святыя Богородицы, на Камене озере, у Василия у двора: шла кровь из праваго ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли, от иконы в убрус, как в Псков проводили икону Пречистыя, месяца сентября в 16. На память святыя великомученицы Евфимии».
Из летописи следует, что икона была перевезена в Псков и помещена в соборном храме во имя Живоначальной Троицы. С нею начали совершать Крестные ходы и возносить усердные молитвы о прекращении бедствий. Заступничеством Боматери моровое поветрие прекратилось.
В память этого перенесения и было установлено празднование чудотворной иконе в этот день (16/29 сентября).
Иконографически образ Божией Матери «Призри на смирение», принадлежит к типу «Одигитрия» («Путеводительница»).
Тип изображения «Одигитрии» не соотносится ни с текстом Священного Писания, ни с акафистом Божией Матери, что дает определенную свободу решения композиции иконы. Поэтому существуют варианты изображения «Одигитрии», когда Младенец может находиться на правой или левой руке Богородицы, изображаться в полный рост, или сидящим на коленях у Матери, в руке может держать свиток или атрибут царской власти. Появление какого-либо варианта изображения могли разделять целые столетия.
На иконе «Призри на смирение» изображена Пресвятая Богородица, увенчанная короной. В правой руке Ее находится скипетр, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, стоящего на Ее коленях. Младенец Христос своей правой десницей нежно прикасается к Ее ланите, а левой держит небольшой шар — державу, символ власти над миром. Данный извод иконы, вероятно, отличается от первообраза иконы латинского происхождения, где Богомладенец поднимал руку как оратор (ритор), выступающий на суде в защиту всех несправедливо обвиненных и страждущих. Название Иконы происходит от слов Евангелия от Луки «яко призре на смирение рабы Своея». Спаситель, держа Божию Матерь за ланиту, обращает Ее лик к молящимся, как бы говоря: «Призри на смирение тех, которые обращаются к Тебе с молитвой, которые так просят Твоего заступления».
К сожалению, древний образ «Призри на смирение» не дошел до наших дней. В XIX веке в описи ризницы Троицкого собора уже не встречается упоминаний о древней иконе. Так как Псков в описываемые времена часто подвергался опустошительным пожарам, можно предположить, что древняя чудотворная икона Божией Матери погибла во время одного из постигших соборный храм стихийных бедствий.
Образ сей иконы в Сретенском храме Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря являлся келейной иконой старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). После его преставления эта икона из кельи старца была перенесена в Сретенский храм.
В настоящее время список иконы находится справа от алтаря в Троицкий кафедральный соборе псковского Кремля.
Других списков иконы «Призри на смирение» известно немного. Один из них, конца XVII века, находится в киевской Флоровской Вознесенской женской обители, а второй помещен в главный храм киевского Свято-Введенского мужского монастыря (еще один мозаичный образ выведен на стене храма).
Список Свято-Введенского монастыря в Киеве по преданию был написан некой княгиней, принявшей схиму под именем Марии. Она не только имела талант живописицы, но и несла невидимые миру аскетические подвиги, за что Господь удостоил ее написать Лик Своей Непорочной Матери. Женщинам не позволяется касаться мощей, но этой иконописице, по особому разрешению высочайших духовных лиц, было такое право даровано. Она писала икону косточкой от святых мощей, обмакивая ее в краски, замешанные на святой воде, творя Иисусову молитву. После переворота 1917 года икона оказалась на хранении у протоиерея Бориса Квасницкого. В 37-м году его репрессировали. Перед своим арестом он успел передать икону духовной дочери - послушнице Введенского монастыря монахине Феофании, которая хранила святыню целых 55 лет. Когда в 1961 году обитель разогнали, монахиня Феофания с остальными матушками переселилась во Флоровский монастырь, где на протяжении 30 лет хранила святую икону у себя в келлии.
Первое чудо икона явила еще во Флоровском монастыре: исцеление глухонемой девочки. Пока взрослые ходили по делам, крошка ждала их в келье. Вернувшись, они обнаружили больного от рождения ребенка говорящим и слышащим. «Тетя на меня дохнула», - как могла, объяснила малышка, кивнув на Преблагословенную.
За 5 лет до кончины хранительница иконы приняла схиму с именем Феодоры. А за 2 года до своей смерти, в 1992 году, схимонахиня Феодора (†1994) передала икону в дар только что открывшемуся Введенскому монастырю. Так Царица Небесная вернулась в Свой дом, вводя с Собой во храм почившую на Ней благодать. Образ, установленный в специальный киот, привлекал к себе многочисленных верующих своей необычайной красотой.
В 1993 году икону, хранившуюся за стеклом, решили отдать на реставрацию, так как изображение стало тусклым. 1 августа 1993 года стекло с иконы было снято. Оказалось, что икона осталась ясной, как и была ранее, а замутилось только прикрывавшее ее стекло. На нем, строго по контуру, словно легкими меловыми штрихами отпечатался силуэт Богоматери с Младенцем. Изображение на стекле являло собой негатив: темные места стали белыми, светлые лицо, руки, складки – темными. Примечательно то, что оно не могло быть отпечатком, так как стекло не прилегало к изображению вплотную, а находилось на расстоянии от иконы. Всех увидевших чудотворное изображение на стекле посетило чувство радости.
Тем не менее возникало и недоверие к этому чудесному явлению, были подозрения. Настоятеля храма пытались обвинить в мошенничестве и подлоге. Приходили специалисты, чтобы исследовать отображение. Ученые из Киевского Центра ядерной физики брали соскобы налета на стекле, проводили научные исследования, пытаясь выяснить состав и природу возникновения этого необычного маслянистого налета. Проведя исследования, киевские ученые, пришли к выводу, что изображение на стекле является нерукотворным, при этом не смогли дать научного объяснения случившемуся чуду. Физики-ядерщики дали свое заключение о том, что состав налета-отпечатка на стекле иконы - органической природы!
Стекло с чудесным отображением было установлено в киоте рядом с иконой. И от самой иконы и от Ее отпечатка на стекле стали происходить многочисленные исцеления.
Свято-Введенский мужской монастырь
Указом Синода Украинской Православной церкви 9 (22) ноября 1995 года икона Божией Матери «Призри на смирение», пребывающая в киевском Свято-Введенском монастыре, признана чудотворной.
Одним из первых подтверждений чудотворности образа, был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом (желтухой) в то время, когда она готовилась стать матерью. Врачи, проводившие наблюдения за больной, были единодушны во мнении, что болезнь губительно скажется на здоровье младенца, поэтому требовали немедленно прекратить беременность. Но молодая женщина, будучи верующим человеком, побоялась взять на себя грех, совершить убийство во чреве собственного ребенка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, моля о помощи. Вскоре были сделаны повторные анализы, которые показали отсутствие в крови вируса гепатита, что означало внезапное приостановление болезни. Родившаяся девочка была совершенно здорова, и игумен Дамиан окрестил младенца в Введенском храме.
Свидетельством благодатной помощи людям и исцеления недужных, обращавшихся к Пресвятой Богородице с молитвами, являются многочисленные украшения иконы.
Перед иконой Божией Матери «Призри на смирение» молятся Пресвятой Богородице о даровании смирения и покаяния как за себя, так и за грешников, не желающих раскаиваться и оттого страдающих болезнями и духовными тяготами, об облегчении загробной участи почивших, об ограждении от ложных и лукавых учений. По молитвам Божией Матери перед иконой Ее «Призри на смирение» подается помощь всем притесняемым, гонимым, отчаявшимся, некрепким в вере, выявляется правда и обличаются наветы и клевета, оправдываются невиновные. По заступничеству Пресвятой Богородицы происходят исцеления от сердечно-сосудистых заболеваний, женских болезней. Молитвы перед иконой помогают и в решении жилищных вопросов.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение», глас 4
Необори́мая стена́ о́браз Тво́й и исто́чник чуде́с,/ я́коже дре́вле от Него́ заступле́ние Твое́ гра́ду Пско́ву дарова́ла еси,/ та́ко и ны́не на́с от все́х бе́д и скорбе́й ми́лостивно изба́ви/ и спаси́ ду́ши на́ша я́ко любвеоби́льная Ма́ти.
Перевод: Неприступная стена образ Твой и источник чудес, как прежде Ты даровала от него защиту Твою городу Пскову, так и сейчас нас от всех бед и скорбей сострадательно избавь и спаси души наши, как исполненная любви Матерь.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение», глас 3
Пренепоро́чная Де́во,/ отображе́ние Ли́ка Твоего́ чту́щих благода́рныя да́ры прие́млеши,/ живы́м и ме́ртвым помога́еши,/ гра́д и страну́ на́шу заступа́еши,/ и к Сы́ну Твоему́ моли́твы прино́сиши,// и спа́саеши все́х на́с.
Перевод: Пренепорочная Дева, образ Лика Твоего почитающих благодарные дары принимая, Ты помогаешь живым и мертвым, город и страну нашу защищаешь, и к Сыну Твоему молитвы возносишь, и спасаешь всех нас.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение»:
О, Пресвята́я Госпоже́, Де́во Богоро́дице, вы́сшая Херуви́м и Честне́йшая Серафи́м, Богоизбра́нная Отрокови́це! При́зри с высоты́ небе́сной ми́лостивным Твои́м о́ком на на́с, недосто́йных рабо́в Твои́х, со умиле́нием и слеза́ми моля́щихся пред Пречи́стым о́бразом Твои́м; не лиши́ на́с Твоего́ заступле́ния и покро́ва Держа́внаго в стра́нствии се́м земно́м, многоско́рбном и многомяте́жнем. Спаси́ на́с в поги́бели и ско́рби су́щих, воздви́гни из глубины́ грехо́вныя, просвети́ у́м на́ш, омраче́нный страстьми́ и уврачу́й я́звы ду́ш и теле́с на́ших! О, Всеще́драя Ма́ти Человеколюби́ваго Влады́ки! Удиви́ на на́с пребога́тыя ми́лости Твоя́, укрепи́ немощну́ю во́лю на́шу к де́ланию за́поведей Христо́вых, умягчи́ окамене́лая се́рдца на́ша любо́вию к Бо́гу и бли́жним, да́руй на́м сокруше́ние серде́чное и покая́ние и́стинное, да очи́стившеся от скве́рны грехо́вныя, сподо́бимся ми́рныя христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем и нелицеприя́тнем Суде́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице! Призри с высоты небесной милостивным Твоим оком на нас, недостойных рабов Твоих, со умилением и слезами молящихся пред Пречистым образом Твоим; не лиши нас Твоего заступления и покрова Державнаго в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном. Спаси нас в погибели и скорби сущих, воздвигни из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми и уврачуй язвы душ и телес наших. О, Всещедрая Мати Человеколюбиваго Владыки! Удиви на нас пребогатыя милости Твоя, укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем и нелицеприятном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение»:
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чте́м святы́я ико́ны Твоея́// чуде́сное отображе́ние.
Комментарии (0)