Икона Божией Матери,именуемая «Прибавление ума» (28/15 августа).
Этот образ известен в России с середины XVI в. Родители, замечавшие у своих детей слабый разум или трудности в усвоении начал веры и грамотности, молились Богородице о прибавлении ума своим чадам. Но не только дети, а и всякий человек нуждается в озарении свыше своего ума светом истины, светом премудрости и разума. Особенно нуждается в этом наше время – всеобщего, в буквальном смысле, «без-умия».
Иконе Божией Матери «Прибавление Ума» («Подательница Ума») молятся об успешном обучении, о просвещении разума в учении. Происхождением эта икона обязана глубокому верованию православных в Пресвятую Деву как Ходатаицу пред Богом и Сыном Своим о даровании людям благ духовных и вещественных, между которыми озарение ума и сердца Божественною Истиною занимает главное место. Родители, замечающие в детях своих скудоумие в усвоении начальных оснований веры и грамотности, обращаются с молитвою к Пресвятой Богородице и Божественному Младенцу Иисусу Христу как. источнику мудрости и разума, и прибавлении ума их детям.
Особенность этой иконы состоит в следующем: Пресвятая Дева и Младенец Иисус имеют царские венцы на главах; при этом Господь Иисус благословляет десницей, а в левой руке имеет державу; Божия Матерь и Предвечный Младенец изображены как будто спеленатые вместе; их головы находятся на верху усеченного эллипса с полосками, между которыми расположены разнообразные украшения: камни, жемчуг, шитье.
Вероятно, все эти украшения возникли впоследствии, а прежде изображалась в рост Пресвятая Богородица с Младенцем Иисусом на руках; по сторонам изображены коленопреклоненные на облаках Ангелы, четыре - с зажженными свечами. Под ногами Богоматери -херувим с распростертыми крылами. Икона находилась в г. Рыбинске ярославской губернии, в Спасо-Преображенском соборе.
В московском Тихвинском храме есть еще одна чтимая икона Пресвятой Богородицы, к которой века притекают за помощью люди. "Прибавление ума" - под таким именем она известна в России. История этой иконы сложна и удивительна.
По преданию, ее написал в трудном для Русской Православной Церкви XVII столетии один иконописец, который во время раскола никак не мог уразуметь для себя смысла никоновской реформы и определить, какие же богослужебные книги истинны - старые или новые. Он так долго мучился в этом выборе, что боялся потерять рассудок и стал горячо молиться Пресвятой Богородице о вразумлении. Во сне ли или в видении наяву он получил ответ на свою молитву - обещание исцелить его, если он даст обет написать икону Царицы Небесной в том образе, в котором Она ему явится. Иконописец исполнил свой обет и изобразил увиденное в иконографическом типе образа "Прибавление ума".
Другой вариант этой легенды гласит, что икону написал психически больной человек: однажды в видении он узрел образ Царицы Небесной, нигде им раньше не виданный, и решил изобразить его наяву, хотя раньше никогда ничего не писал и не рисовал. Когда он закончил работу, то помолился новому образу об исцелении - и выздоровел. С тех пор икона и стала именоваться "Прибавление ума". Но все обошлось еще более чудесным образом.
Говорят, что ее прообразом явилась Лоретанская (или Лорецкая) статуя Богоматери, изваянная из кедра, по преданию, тоже Апостолом Лукой, и хранившаяся в маленьком домике в итальянском городе Лорето. Этот святой домик раньше стоял в Назарете и был связан с земной жизнью Пресвятой Богородицы: в нем она родилась и жила в молодости.
А когда в XIII веке турки стали захватывать восточные земли, христиане увезли святыню в Европу, и епископу Лорето было видение Царицы Небесной, Которая молвила ему: "Сын мой, Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега".И тогда в Лорето были привезены и святой домик, и кедровая статуя: чудесным образом она и явилась иконографическим прототипом православной иконы "Прибавление ума".
Иногда считают, что ее видели в Италии русские послы великого князя Василия III в 1528 году, и по этому образу была написана русская икона. Молятся ей и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разумения.
Чудотворные святые иконы хранили московский храм. В 1922 году он был ограблен, но не закрывался все советское время, и даже колокола продолжали висеть на колокольне, только не звонили. Чудесно уцелел храм и во время великой сталинской стройки ВДНХ в той местности.
МОЛИТВА ПЕРВАЯ:
,,О Пресвятая Дево! Ты - Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство, и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь."
МОЛИТВА ВТОРАЯ:
,,Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь."
МОЛИТВА ТРЕТЬЯ:
,,Богоро̀дице Пречѝстая, До̀ме, его̀же созда̀ Себѐ Прему̀дрость Бо̀жия, даро̀в духо̀вных Пода̀тельнице, от мѝра к премѝрным ум наш возводя̀щая и всех к позна̀нию ра̀зума приводя̀щая! Приимѝ молѐбное пѐние от нас, недосто̀йных раб Твоѝх, с вѐрою и умѝлением поклоня̀ющихся пред пречѝстым о̀бразом Твоѝм. Умолѝ Сы̀на Твоего̀ и Бо̀га на̀шего, да да̀рует властѐм на̀шим му̀дрость и сѝлу, судия̀м пра̀вду и нелицеприя̀тие, па̀стырем му̀дрость духо̀вную, рѐвность и бдѐние о ду̀шах на̀ших, наста̀вником смиренному̀дрие, ча̀дом послуша̀ние, всем же нам дух ра̀зума и благочѐстия, дух смирѐния и кро̀тости, дух чистоты̀ и пра̀вды. И ны̀не, Всепѐтая, Вселюбѝмая на̀ша Ма̀ти, пода̀й нам ума̀ прибавлѐние, умирѝ, соединѝ во враждѐ и разделѐнии су̀щия и положѝ им соу̀з любвѐ неразрешѝмый, всех заблу̀ждших от неразу̀мия к свѐту ѝстины Христо̀вы обратѝ, стра̀ху Бо̀жию, воздержа̀нию и трудолю̀бию наста̀ви, сло̀во прему̀дрости и душеполѐзное зна̀ние прося̀щим да̀руй, осенѝ нас вѐчною ра̀достию, Херувѝмов светлѐйши и Серафѝмов честнѐйши сущая. Мы же, сла̀вная дела̀ и многоразу̀мную прему̀дрость Бо̀жию в мѝре и жѝзни на̀шей вѝдяще, устранѝмся земны̀я суеты̀ и излѝшних житѐйских попечѐний, и ум, сѐрдце на̀ше на Небеса̀ возведѐм, я̀ко да Твоѝм заступлѐнием и по̀мощию сла̀ву, хвалу̀, благодарѐние и поклонѐние за вся в Тро̀ице сла̀вимому Бо̀гу и всех Созда̀телю возсыла̀ем, ны̀не и прѝсно и во вѐки веко̀в. Аминь."
Тропарь, глас 4
,,О Преславная Мати Христа Бога нашего, благих Подателя, милостию Своею всю вселенную сохрани, даруй нам, рабом Твоим, премудрость и разум, светом Сына Твоего души наша просвети, Едина Всепетая, от Херувим и Серафим Славимая."
Кондак, глас 2
,,Яко Единицы умом нас просвещающую, хвалим Тя, Пречистая, Мати Разума, всю вселенную держащаго, Красото мира видимаго и невидимаго, лучами жизни нас озаряющая."
Комментарии (0)