Празднование икон Божией Матери «Взыграние Младенца» совершается 7/20 ноября по дате чудесного обретения иконы в 1795 году в Николо-Угрешском монастыре.
Любопытно, что 20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию прав ребенка, а в 1989 году – Конвенцию о правах ребенка. В 1954 году Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в список праздников Всемирный день ребенка – Universal Children's Day.
Этот день посвящен делу обеспечения светлого и радостного детства для всех детей в мире, и взрослые всех стран и государств призваны объединить в том свои усилия. Такое совпадение дат… Вряд ли это случайность, поскольку нет случайного у тех, для кого все в мире творится по промыслу Божию.
Самый известный список иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» был явлен 7/20 ноября 1795 года в Николо-Угрешском монастыре, который и ныне действует в Подмосковье, недалеко от города Дзержинский.
Монастырь исторически славен тем, что был основан Дмитрием Донским в честь победы в 1380 году на Куликовом поле на месте явления великой иконы Святителя Николая Чудотворца. Угрешский – от старорусского «угреша», в современном языке – «согрело».
По преданию, явление иконы Николая Чудотворца перед битвой так вдохновило князя, что он воскликнул: «Сия вся угреша сердце моего», то есть «согрела сердце мое».
Эта горячая радость присутствия воли Господней, явленной через Его святителя, передалась через полководца войскам как предчувствие победы, и враг был разгромлен наголову.Спустя четыре с небольшим века в Николо-Угрешской обители чудесным образом явилась икона Божией Матери «Взыграние Младенца», где на обратной стороне иконной доски, возможно, самим мастером была записана краткая молитва:
«Спаси всех молитвами твоими, Пресвятая Богородица, к тебе притекающих, избави всякия нужды и скорби».
После 1917 года обитель, которая, начиная с петровских времен, весьма почиталась домом Романовых, была разгромлена и разграблена, как многие другие храмы и монастыри. Исчезла и Угрешская икона «Взыграние Младенца».
После перестройки, в 1991 году монастырь вернули Русской Православной Церкви, началось восстановление. В 2013 году в обитель позвонила женщина и сказала, что у нее хранится икона, по описанию очень походящая на «Взыграние Младенца», которую ранее ее семье продал некий коллекционер. Коллекционер утверждал, что это та самая икона, что была когда-то среди святынь Николо-Угрешской обители. Приехавшие из обители монахи согласились, что икона весьма подходит под старинные описания. Образ взяли в обитель. А когда икону установили на то место в Спасо-Преображенском соборе, где раньше был расположен утраченный список, то всем присутствующим стало ясно – это он и есть, и образ Богоматери по воле Ее вернулся домой.
Какое чудо произошло:
Зафиксированных документально чудес в наше время, когда не ведется летописных свидетельств (а жаль!), не сохранилось. Но известно, что с момента обретения иконы «Взыграние Младенца» в 1795 году в Николо-Угрешской обители от нее происходили многие чудеса, связанные с излечением от неплодия, с помощью в удачном протекании беременности, с исцелением больных младенцев. К ней стали стекаться многие и многие семьи со своими печалями и просьбами, которые по молитвам их и вере находили чудесное благополучное разрешение. Тем эта икона была прославлена, но память о её чудотворности доходит до нас еще с древних времен – самый древний список, находящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, также проявлял чудотворные свойства.
И все же самое большое чудо – это диво трепетного чувства, рожденного от изображения на иконе, от воплощенного по замыслу боголюбивого иконописца образа Божественной любви между Матерью и Младенцем, Который, будучи Господом, и при земной жизни, и после Вознесения Своего, как мы знаем по преданию, остался почтительным и любящим Сыном. Поэтому заступничество за нас перед Ним Пресвятой Богородицы – самое сильное, ибо Сын Божий в почтении Своем к просьбам Матери бывает милосерден гораздо чаще, чем мы иногда того заслуживаем….
Немного об иконографии:
Как изначально появилась икона Божией Матери «Взыграние Младенца» в России – остается неизвестным. По мнению исследователей, первый список пришел на Русь и получил распространение в XVI – XVII веках и имеет византийское происхождение. Такие изображения Богоматери с Младенцем известны в Македонии, в области Пелагонии, отчего в Греции образ носит название Пелагонитиссы. В русской иконографии он именуется «Взыграние Младенца» – выразительность эмоционального порыва, в полной мере отражающего взаимное любование Матери и Сына, дала возможность найти для этой иконы такое точное определение. Впрочем, оно было расхожим, прежде всего, среди иконописцев и любителей иконописи, а на самих иконах найти его как обычно сопровождающую надпись можно нечасто. На иконе Христос-Младенец касается рукою лика Матери, в Его позе живость, как в характерном для детей нетерпеливом движении, так что Мать мягко придерживает одну из обнаженных ножек. В левой руке Младенца зажат свиток, иногда свернутый, иногда раскрытый.
По своему иконографическому типу эта икона Божией Матери восходит к типу Елеуса – «Умиление», к которым относятся, например, Владимирская, Федоровская, Почаевская иконы, а к типу «Взыграние» в свою очередь также относятся Яхромская, Акидимская иконы Божией Матери.
Значение иконы:
Один только взгляд на Божественную семью, на проявления Сыновней любви и Материнской нежности – пример для человеческих отношений. Божественная радость новой жизни, отраженная в этой удивительной иконе, открывает всю глубину и величие отношений в мире горнем и одновременно понятную и близкую нам человечность их. Тем самым вновь утверждается двойственная, богочеловеческая сущность природы Господа Христа как Сына Божия и Сына Человеческого. Ведь рождение ребенка – это каждый раз повторение события Рождества Христова. В каждой матери сияет отблеск Богоматеринства – им озарено ее лицо, склоненное над любимым чадом. В каждом младенце с момента крещения есть отсвет Святого Духа Богомладенчества – боговоплощение стало основой обожения человека «по образу Его и подобию». Верующей в Него душе открыто чудо – уникальная возможность самим идти след в след по Его пути и вести за собой своих детей. Трудно это земному человеку, говорят, – конечно, трудно, но вспомним: «Царство Божие силою дается»…
Изображение на иконе носит необычайно личностный характер, будто приоткрывает завесу отношений Богоматери и Сына Божия, оставшихся наедине. Лицо Богоматери скорбно, Она с ласковой печалью склонилась над Младенцем, провидя Его трудный путь по земной юдоли и будущие крестные муки. Младенец, играя, касается лика Пречистой. Этот ласковый жест – свидетельство всепонимающей нежности, которая существует между Богоматерью и Сыном Божиим, прекрасных чувств, которые должны существовать между всеми матерями и детьми. Но в этом жесте радостного доверия есть и оттенок утешения – Он, рожденный и живущий в Святом Духе, тоже провидит Божественной ипостасью Своего богочеловеческого существа страдания Ее у подножия Голгофы.
Еще один пророческий смысл, заключенный в этом богородичном образе, по мнению некоторых исследователей русской православной иконографии, возник на основе композиции иконы «Сретение Господне» – только там Младенец тянется к святому Симеону Богоприимцу из Материнских рук, чем и предвещается Его будущий крестный путь. Как известно, когда после Рождества Богомладенца Мария и Иосиф пришли в храм Иерусалима, чтобы принести по иудейскому обычаю жертву за рождение ребенка-мальчика (Исх. 12:12–15), туда же, влекомый Святым Духом, явился и святой Симеон. Известно, что ангел возвестил Симеону – он не упокоится, пока не примет на руки Младенца, рожденного от Девы, а не жены. Взяв Младенца на руки, он и произнес слова, которые теперь стали одним из самых замечательных и проникновенных песнопений в вечернем православном богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» (Лк. 2:29–32). И вот эта встреча, сретение – на древнерусском, церковно-славянском, свершилась, после чего старец был отпущен из мира сего и отошел к Богу.
Удивительно красивый, трогательный и одновременно трагический образ… Русской православной иконописи свойственна при максимально лаконичном изобразительном каноне, унаследованном от византийской школы, такая сдержанная экспрессия, духовное наполнение, которое не может оставить бестрепетным ни светского зрителя, ни уж тем более верующего человека. Поэтому так полезно знать историю и смысловую суть значения иконы – соединяясь в Духе с сердечным знанием, молитва к первообразу, изображенному на ней, становится более глубокой и проникновенной, обретает связь с глубинным содержанием образа.
Как защищает икона:
Образ Божией Матери «Взыграние Младенца» – икона всех молодых мам и всех православных женщин, желающих иметь дитя. Во время беременности, перед родами, в первые месяцы жизни новорожденного принято читать акафист иконе Божией Матери «Взыграние Младенца». Так здоровье будущей мамы и новорожденного младенца будет защищено теплой молитвой к Заступнице. Конечно, очень важна совместная молитва близких перед этой иконой Богородицы в часы, когда мама находится в родильных покоях. Общая молитва родных поддержит ее, придаст сил.
Известно: позитивный настрой и душевное равновесие – благое состояние для каждого человека, но, пока женщина носит под сердцем дитя, состояние благодати и внутреннего покоя для нее особенно важно – ведь она живет и ощущает мир за двоих. А взгрустнется – Матушка-Заступница утешит и защитит, поскольку издревле известно: все, что чувствует мама, чувствует и ребенок, и потому мысли надо держать в чистоте, а в сердце хранить радостное ожидание.
В чем помогает икона:
Если вдруг случается, что в Вашей семье или у кого-то из близких длительное время нет желаемых детей, то обратитесь с молитвой к иконе Божией Матери «Взыграние Младенца», большинство списков которой известны как чудотворные. Молитва Богородице всегда будет услышана, конечно, при условии, что будет настойчивой, искренней, горячей. Также молитва перед образом Богородицы «Взыграние Младенца» за маму и дитя поспособствует удачному протеканию беременности, а затем поможет маме и новорожденному оставаться здоровыми и быстро восстановиться после родовых трудов – это радостный труд, но требующий много усилий, а Богоматерь, по молитвам нашим, никогда не оставит взывающих к ней.\
У Вас родился ребенок, это великое счастье. Поблагодарите Богородицу за это и попросите, чтобы и впредь Она, «взявшая в усыновление весь род человеческий», продолжала Свой материнский пригляд за мамой и малышом и Свое заступничество за них перед Господом. Нам всегда есть за что благодарить Божию Матерь, так не стоит упускать всякую на то возможность.
Перед иконой Божией Матери «Взыграние Младенца» можно молиться любой богородичной молитвой. Вообще, в старину было принято перед близящимися родами служить молебен, читатьакафисты Богородице перед Её иконой «Взыграние Младенца».
Как молиться перед иконой:
Есть молитва о благополучном разрешении при родах, которую хорошо читать беременным женщинам:
«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».
Кстати, после рождения младенца, чтобы наладить кормление и начальное воспитание малыша, хорошо отслужить в храме молебен о здравии матери, обращенный к иконам «Млекопитательница» и «Воспитание», а также читать акафисты и молитвы перед этими Ее иконами.
Эту молитву следует читать перед закатом, посадив человека, страдающего испугом, лицом к закату, встать за его спиной, положить руки ему на макушку и читать молитву от испуга:
«Пресвятая Владычице Богородице, свете помраченныя моея души, надеждо, покрове, прибежище, утешение, радование мое, благодарю Тя, яко сподобила мя еси недостойнаго, причастника быти Пречистаго Тела и Честныя Крове Сына Твоего. Но Рождшая истинный Свет, просвети моя умныя очи сердца; Яже Источник безсмертия рождшая, оживотвори мя умерщвленнаго грехом; Яже милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, помилуй мя, и даждь ми умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслех моих, и воззвание в пленениих помышлений моих; и сподоби мя до последняго издыхания, неосужденно приимати пречистых Таин освящение, во исцеление души же и тела. И подаждь ми слезы покаяния и исповедания, во еже пети и славити Тя во вся дни живота моего, яко благословенна и препрoславленна еси во веки. Аминь.»
Кондак, глас 4-й:
,,Огнем Божественным распалив сердце твое, огнь страстей до конца испепелил еси, страдальцев утверждение, богоносне мучениче Лаврентие, и в страданиих вопиял еси верно: ничтоже мя разлучит любве Христовы. К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам гре́шным? Кто па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ко мне, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́ гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя гре́шнаго к ти́хой и безмяте́жней жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный аз, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О Влады́чице Цари́це Небе́сная! Ты мне упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ преблага́я и ско́рая Засту́пнице! Покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от враг ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злых челове́к, возстаю́щих на мя. О Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цвет чистоты́. О Богороди́тельнице! Ты пода́ждь ми по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем: еди́но бо Твое́и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние, и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о пренепоро́чная и пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́м же со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю."
Комментарии (0)