Ежегодно в пятницу Пасхальной недели православные христиане отмечают праздник Явление иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 2023 году дата празднования выпадает на 21 апреля.
Чествование иконы устанавливается в связи с реставрацией констатинопольского храма «Живописный источник». Церковь также чтит память чудес, совершаемых в этом храме.
То, что мы празднуем икону «Живоносный источник» именно в пятницу Светлой, Святой Седмицы имеет особый духовный смысл.
Это – день Крестных страданий Господа, слез Ее пролитых над ним, Ее страданий над Сыном. Но это и день спасительный для человечества – Она становится «Мати Всепетой, взявшей в усыновление весь род человеческий». От воды в фиале-купели, которая так часто изображена на различных изводах иконы «Живоносный источник» крестят будущих христиан. Святою водой освящаем мы свой дом, имущество.
В Светлую Седмицу смерть попрана Его Воскресением – «Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» и великая печаль Богородицы становится великой радостью. О том пишется в тропаре 8-й песни канона иконе «Живоносный источник»: «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа вовеки!»
В Светлую пятницу также совершается чин освящения воды, а также пасхальный крестный ход.
Описание иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Образ Божьей Матери «Живоносный Источник» нельзя назвать оригинальным. Прототипом для его создания стало древнее изображение Пречистой «Никопея Кириотисса», что по-русски означает «Владычица Победодательница», по одной версии византийского, по другой - греческого происхождения. Последняя в свою очередь была написана с богородичного лика «Знамение», иначе - «Оранта», одного из наиболее старинных.
Первоначально икона «Живоносный Источник» не имела в своем изображении ключевой детали, давшей повод к наименованию образа именно таким образом - то есть, собственно, источника. Позже она обзавелась-таки чашей (фиалой), а спустя еще какое-то время и фонтаном с водоемом. Однако на этом совершенствование святого изображения не закончилось. Правда, сие касается русского варианта иконы, который возник не ранее XVII-го века. На ней постепенно возник деревянный кладезь с бъющей водной струей. Вокруг же данного рукотворного источника иконописец поместил вселенских святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Они черпают святую воду, даруемую кладезем, и угощают ею больных людей, стоящих тут же. Данную икону глубоко почитал святой Серафим Саровский.
Кстати, одно из древнейших изображений «Живоносного Источника» или образов, его напоминающих, то есть типа «Оранта» было найдено археологами на территории Крыма. Оно датировано концом XIII - началом XIV вв. и нанесено на глиняное блюдце. Матерь Божия изображена на данном образе в чаше и с воздетыми к небесам руками. В середине XIV столетия икона под названием «Живоносный Источник» выглядела уже следующим образом: Богородица с Младенцем на лоне стоит в кладезе, напоминающем крещенскую купель.
Следует отметить, что изображение источника нашло место не только на рассматриваемом нами образе. Так, оно присутствует и на иконах Богородицы «Жировицкая», «Благовещение Божией Матери у кладезя», «Водительница».
Мы наблюдаем эту особенность по причине того, что источник испокон веков и на момент написания перечисленных святых образов воспринимался в качестве символа Божьей благодати и помощи Девы Марии.
С течением времени данное значение менялось, приобрело более широкие смысловые рамки. Теперь источник считается олицетворением еще и самого источника как такового - места, где была засвидетельствована милость Богородицы, и храма, воздвигнутого на месте Божественного кладезя, и, собственно Живоносного Первоисточника.
Существуют композиционно достаточно сложные варианты иконы, в которых самостоятельный образ Пречистой является лишь составляющей. Таков, к примеру, образ «Живоносного Источника», присутствующий в московском Ильинском храме что на Черкизове. Изображение кладезя вписано в полукруг, Слева у полей можно наблюдать Цареградскую икону Богородицы, икону последней «Умягчение злых сердец», а также изображение святителя Иерусалимского Кирилла. С правой стороны располагаются святые образы Божией Матери «Взыскание погибших» и Иерусалимская», святителя Иерусалимского Софрония. Основу же композиции образуют изображения собственно явления Владычицы и Святителя Николая пономарю Георгию у соснового кладезя. Ну, а в центре располагается богородичная икона «О Всепетая Мати». Все это великолепие изображено на фоне звездного неба. Край мафория украшает гимн-молитва преподобного Иоанна Дамаскина: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти и грядущия изми муки о Тебе вопиющих: Алилуиа».
Явление Божией Матери «Живоносный Источник»
О чудесном кладезе рассказывает легенда. Согласно этому преданию в V веке н.э. недалеко от столицы Византии - Константинополя располагалась роща, посвященная Пресвятой Богородице. Сей лесок был уникален, ведь в нем находился животворный источник. Вода, извергаемая им, дарила людям, пьющим ее и омывающим в ней свое тело, исцеление от всяческих недугов, как телесных, так и душевных. Однако случилось так, что за волшебным кладезем никто не ухаживал, и место это постепенно поросло кустарником, сорной травой, а святую воду затянуло болотистой тиной.
Как-то раз Лев Маркелл I, будущий византийский император, ехал через рощу. По пути ему встретился слепец, мучимый усталостью и томимый жаждой. Душу Льва наполнила жалость к страдальцу. Повинуясь зову сердца, он отвел слепца в тень, усадил под деревьями, сам же пошел искать воду для несчастного.
Поиски не приносили результатов, и Лев уже совсем выбился из сил, как вдруг услышал голос, произнесший: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь, близко».
Воодушевленный чудесной подсказкой, будущий правитель христианской державы вновь принялся искать источник, но найти все равно не мог.
И снова голос направил его. «Царь Лев! - сказал невидимка. - «Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие мое Имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».
Лев все сделал, как велел голос. В итоге к слепцу вернулось зрение и он продолжил свой путь, вознося благодарственные молитвы Божьей Матери.
В дальнейшем и второе предсказание Девы Марии сбылось. Когда Лев Маркелл стал императором (457-473 гг.), он приказал своим людям привести родник в должный вид, а рядом построил храм во имя Пресвятой Богородицы. Чудотворный же источник нарек Живоносным.
Есть другое предание, относящееся к более позднему времени. Правитель Византии Юстиниан Великий (527-565 гг.) страдал тяжелым телесным недугом. Однажды среди ночи он услышал голос, сказавший: «Ты не можешь вернуть себе здоровье, если не напьешься из Моего источника».
Юстиниан не имел ни малейшего понятия о существовании чудотворного богородичного кладезя в роще, а потому не принял данное утверждение всерьез. Но Дева Мария явилась ему вторично днем и повторила ночной совет. Тогда Юстиниан повиновался и тотчас был исцелен.
Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.
Живоносный Источник просуществовал до 1821 года, несмотря на то, что Византия уже в 1453 году оказалась под властью турков. Его засыпали, но в 1833 году восстановили. Это произошло при Патриархе Константине I. Сегодня здесь находится женский монастырь.
Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.
Икону Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» глубоко чтили на Руси. В Саровской пустыни в честь этой иконы был воздвигнут храм. Те больные богомольцы, которых преподобный Серафим Саровский посылал молиться перед чудотворной иконой Божией Матери, получали от неё исцеление.
В пятницу Светлой седмицы после Литургии в православных храмах обычно совершается водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Живоносный источник». Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.
Так или иначе, но со временем понимание Источника в связи с именем Богоматери приобрело более широкий смысл. Конечно, сохранилась и физическая его основа, но источники стали освящать не только во имя Пресвятой Владычицы, хотя голубой цвет в традициях Православной церкви считается цветом богородичным, а великую русскую реку Оку в народе еще называли Поясом Богородицы.
Однако теперь название Живоносный Источник относится не только и не столько к воде, а к образу, ее освящающему. Источник жизни, Спасения душ, Начало духовного пути – это все теперь мы говорим о Ней, о Царице небесной, «Спасителя рождшей». Это – и Богоматеринская милость и забота Ее о нас – детях, сотворенных по образу и подобию Отца.
Именно по этому, вследствие укрупнения значения, заложенного теперь в образ, его композиция в России стала усложняться. Постепенно само событие, изображенное на иконе, иконографически стало частью, иногда центральной, иногда – вместе с другими на целом образе.
Известен образ кисти иконописца Семена Ушакова, где он с учеником написали икону «Живоносный источник», в 16-ти клеймах вокруг него изобразив известные чудеса.
В Черкизове в Москве в Ильинском храме находится сложная икона Богоматери, где «Живоносный источник» вписан в полукруг сверху образа, вместе с образами святителя Кирилла, который обличал арианскую ересь, лишавшую Царицу Небесную богоматеринства, и образ «Умягчение злых сердец».
Справа – Иерусалимская икона Божьей Матери, иерусалимский святитель Софроний, составитель стихиры и молитвы на водоосвящение в день Богоявления, когда освящаются все воды, и икона «Взыскание погибших».
Так мы видим, что вода – один из важнейших Господних путей, по которым к нам приходит Его Истина, как на духовном, так и на физическом плане. И она же – накрепко связана с многообразием богородичных образов, отражающих Ее действие в человеческой земной жизни. По сути, что не несла бы нам любая из Ее икон – это всегда Живоносный источник Любви и великой Ее о нас заботы, и слез Ее, пролитых над нами, как говорится в одной из богородичных молитв.
Образ, укрепляющий в борьбе со скорбями В чём же сила, которой обладает икона Божьей Матери «Живоносный источник»? В чём помогает она и о чём можно её просить? Самое важное, что несёт людям этот чудотворный образ, — избавление от скорбей.
Жизнь, к сожалению, полна ими, и не всегда у нас хватает душевных сил с ними совладать. Они исходят от врага человеческого, так как являются порождением неверия в промыслительность Божью.
Вот в этих случаях и несёт покой в души людские «Живоносный источник» — икона Божией Матери.
О чём молятся ещё Пречистой Заступнице нашей? О том, чтобы уберегла нас и от самих источников этих скорбей — бед и невзгод житейских.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» молятся о сохранении праведной жизни, об исцелении телесных и душевных недугов, страстей, о помощи в скорби.
Пресвятая, Премудрая Мати -
Живоносный источник любви,
На путь правды Ты грешных настави
И для вечности благой спаси!
Ты своей чудотворной водою
Наши души от скверны омой!!!
Всех разбитых и впавших в очаянье
Своей благостью успокой!
Исцели же греховные струпы,
За которыми Бога не видим,
Дай же каждому сердца прозренье,
Чтоб идти за Подателем Жизни….
Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконою, именуемой «Живоносный источник»
МОЛИТВА ПЕРВАЯ.
О Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпожѐ Владычице Богородице! Живоносный источник Твой, целебные да̀ры на здра̀вие душ и телѐс наших и на спасение миру точа̀щий, подала есѝ нам; тѐже, благодарни су̀ще, усердно молим Тя, Царѝце Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбѐй и болезней свобождение. Пода̀ждь, Госпожѐ, храму сему и сим лю̀дем покровѐние (и святѐй обѝтели сей соблюдѐние), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживѐм житиѐ, и в будущем вѐце сподобимся видети Тебе, Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего, Емуже слава и держава со Отцѐм и с Пресвятым Духом во вѐки веко̀в. Аминь.
МОЛИТВА ВТОРАЯ.
О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надежде наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь
ТРОПАРЬ.
Тропарь, глас 4
Днесь притецем вернии к Божественному и цельбоносному образу Пресвятая Богородицы, излиявшия капли своих излияний, и людем верным чудесе показавшия, яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и любезно вопием: исцели наши недуги и страсти, якоже и каркинския и тмочисленныя страсти исцелила еси; темже молим Тя Дево Пречистая, моли воплощеннаго из Тебе Христа Бога нашего спастися душа нашим.
Кондак глас 8.
От неистощимыя Ты, Источниче Богоблагодатный, подаеши ми, точащи, воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова, яко бо Слово рождшая паче смысла, молютися, ороси мя благодатию, да зову Ти: радуйся, Водо спасительная.
Тропарь, глас 4
Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Комментарии (0)