Судьба одного из самых кассовых актеров Золотого века Голливуда Алана Лэдда (1913-1964) еще раз доказывает, как жизнь начнешь, так и закончишь ее.
Жизнь Алан Лэдд начал с того, что пятилетним ребенком оставил всю семью без крова. Сжег дом, играя со спичками.
Закончил тем, что, метафорически выражаясь, сжег сам себя.
Добившись славы, Лэдд все равно оставался персонажем анекдотов, которые злоязычные киношники передавали из уст в уста. Ведь он был средь голливудских звезд мужского пола самым малорослым, претендуя при этом не на комические роли, а героический репертуар.
Истинный рост Лэдда вызывает до сих пор дебаты, указывается и 162 сантиметра, и 165, и 168, и 175. Не ставит в дебатах точку даже обнаруженный послужной список Лэдда в армии США, где стоит цифра 170, - считается, набавили.
Голливуд откровенно ржал над трудностями, возникающими при съемках Лэдда, который бдительно следил, как бы на экране выглядеть всех выше, умнее, сильнее. Особливо помучались создатели картины «Мальчик на дельфине» (1957), где партнершей актера стала Софи Лорен (174 сантиметра). Оператор использовал специальные подставки, играя с освещением. Лорен загоняли в траншею.
Мучился ли коротышка Лэдд, попав в звездную среду?
Есть основание полагать, что мучился бы он и без звездной среды.
АЛАН ЛЭДД И СОФИ ЛОРЕН (картинка с сайта ilpost.it)
Первые тридцать лет жизни Алан Лэдд был типичным лузером. Грезил о лаврах Джонни Вайсмюллера, став чемпионом средней школы по плаванию. Готовился к отборочным соревнованиям на Олимпийские игры 1932 года, но получил травму.
Попробовал открыть закусочную, - разорился.
Два года плотничал на студии «Уорнер», - упал с лесов, сломал спину и уволился.
Какое-то время посещал актерскую студию, и его учитель позже вспоминал, что Лэдд от застенчивости боялся говорить, а если открывал рот, то наступал полный трындец. Первое, что Лэдда заставили сделать, так это купить зубные протезы.
И это еще одна причина, по которой Алана не уважало профессиональное сообщество, он пришел не из Бродвея, за ним, считай, не было театрального опыта. Стюарт Грейнджер так определил его статус: «Я не стараюсь быть жестким, но Аллан Лэдд не был актером. Он был успешной кинозвездой, а это разные вещи».
Говорить Лэдда все же научили, и, он, наконец, нашел работу на радио.
Возможно, на работу и собирался Алан, когда обнаружил на заднем сидении своего автомобиля труп матери. Накануне она попросила денег на мелкие покупки. Он дал. Мама купила мышьяк и покончила с собой.
Не везло парню, никак.
А когда карта поперла Лэдд уже был непоправимо надорван.
Личность сложилась, и личность, скорее, мрачная.
С ВЕРОНИКОЙ ЛЭЙК В "ОРУЖИИ ДЛЯ НАЙМА" (фото с сайта ru.kinorium.com)
Карта Лэдду пошла после знакомства с Сью Кэрол (1906-1982). Некогда она блистала в немом кино, а потом занялась продвижением начинающих актеров. Она обратила внимание на Алана, молодые люди вступили в брак. Сью взяла на себя заботу о карьере мужа.
К началу 1940-ых Лэдд уже имел экранный опыт, засветившись в эпизоде «Гражданина Кейна» и в ряде малозначащих картин. После роли в драме «Жанна Парижская», где он сыграл персонажа по кличке «Малыш», ему предложили стандартный контракт на студии «РКО». Но Сью Кэрол нашла проект получше.
Экранизация романа Грэма Грина «Оружие для найма» (1942; режиссер: Фрэнк Таттл), сделала Лэдда звездой.
Холодный, отстраненный парень, типичный посторонний Камю; любящий кошек больше людей; совершивший первое убийство в 13 лет, - грохнул родную тетку, которая прожгла ему руку утюгом, сделав навек калекой. Таким предстал Лэдд перед американским зрителем и, да, такого героя тот еще не видел.
Партнершей Лэдда поставили Веронику Лэйк (
Следующая вышла в том же году, - экранизация романа Дэшила Хэммета «Стеклянный ключ».
С ВЕРОНИКОЙ ЛЭЙК В ФИЛЬМЕ "СТЕКЛЯННЫЙ КЛЮЧ" (фото с сайта ru.kinorium.com)
Студия «Парамаунт» объявила Лэдда своим открытием.
И тут же актера призвали в армию, все-таки шла война.
Сниматься он мог от случая к случаю. Ему давали отпуска, отсрочки, он делал по два-три фильма в год, но студии все равно было мало.
Только в 1946 вышел следующий нуар с участием Лэдда и Лэйк «Синий георгин». В 1948 увидел свет их совместный фильм «Сайгон», после чего контракт Лэйк с «Парамаунтом» закончился, и всех задолбавшая скандалами девушка вылетела за порог кинопроцесса. Никто с ней больше дела иметь не захотел.
Хотя есть сведения, что Лэдд вел себя не лучше.
Еще в 1945, едва демобилизовавшись, он начал требовать новых условий, отказываясь выходить на съемочную площадку. Ему хотелось повышения зарплаты, прав выбирать сценарий и разрешения сниматься в проектах других студий. Сошлись на повышении зарплаты. Теперь гонорар Лэдда составлял 75 000 долларов за картину.
При этом партнеры были от Лэдда никак не в восторге. Снимавшаяся с ним в нескольких картинах Лоретта Янг усматривала нездоровую тенденцию в том, что Лэдд женат на своем агенте и от него зависит. Действительно, Лэдд то и дело истерил, призывая Сью разбираться с его проблемами. Она нередко играла роль проводника к актеру режиссерских требований.
Янг отмечала, что от Лэдда всегда шло депрессивное настроение. Его никто не видел смеющимся.
Играть с ним было сложно, из-за невозможности установить контакт. Янг относила комплексы Лэдда к маленькому росту и сравнивая его с другим актером-«крошкой» Джеймсом Кэгни (165 сантиметров), над которым никто и не думал смеяться, замечала, что брызжущий шампанской энергией Кэгни всегда был в ладах с самим собой.
А посторонний Лэдд всегда пребывал с собой в конфронтации.
ДЖЕЙМС КЭГНИ И ХЭМФРИ БОГАРТ В ЛУЧШЕЙ ГАНГСТЕРСКОЙ ДРАМЕ "РЕВУЩИЕ ДВАДЦАТЫЕ"
Устав от однообразных ролей Алан Лэдд буквально навязал «Парамаунту» экранизацию «Великого Гэтсби» с собой в главной роли. Студия два года кормила его завтраками, меж тем как роль Гэтсби стала для актера фетишем. Как сказал продюсер Ричард Мейбаум: «Успех обрушился на него так же, как и на Гэтсби. Будучи кинозвездой, он обладал такой же аурой успеха, но не знал, как с этим справиться».
С ролью Гэтсби он и не справился. Фильм вышел в 1949 и провалился в прокате.
Семилетний контракт с «Парамаунтом» заканчивался и Лэдд закрутил смерч переговоров с другими студиями.
Его подхватила студия «Уорнер». Кроме того, Алан создал в недрах студии свою кинокомпанию «Jaguar Productions».
А последний фильм Лэдда, сделанный для «Парамаунта» стал суперхитом.
"ШЕЙН"
Вестерн «Шейн», где Лэдд опять сыграл постороннего в мире людей, появившегося неизвестно откуда стрелка, вот его реальная заявка на бессмертие. Сюжет был истерт, - герой с таинственным прошлым защищал справедливость кулаком и кольтом, но режиссер Джордж Стивенс сделал на этом материале конфетку, соединив реальность с мистическими выкладками, наделив героя функциями Бога. Бога, на которого смотрит, учась у него стрелять и жить двенадцатилетний мальчик, умоляющий в финале: «Шейн! Шейн, вернись!».
Получился один из лучших вестернов Золотого века Голливуда.
Посмотрите, если не видели.
Печалька, что ничего более значительного Алан Лэдд не сделал. Его затопило поистине однодневным материалом.
Актер очень переживал утрату звездного статуса. Он постоянно декларировал усталость от актерского ремесла, желание заниматься только продюсированием, но по факту играл в фильмах один унылее другого.
"ЧЕЛОВЕК В СЕТИ"
Финансовое состояние Лэдда было стабильным. Семья крепкой.
И все равно с годами актера начали захлестывать те самые приступы депрессии, что свели в могилу его мать.
Генеральная репетиция смерти была проведена 2 ноября 1962 года, когда Алана нашли в луже крови с пулевым ранением. Полиции Лэдд сказал, будто спросонья ему почудился в квартире грабитель. Он взял пистолет, споткнулся, а пистолет выстрелил.
29 января 1964 Лэдд ушел навсегда, приняв дикую смесь алкоголя, барбитуратов и транквилизаторов.
Было признано, что он случайно перебрал, пытаясь заснуть.
Только мальчик на экране, надеясь разгадать его тайну, до сих пор кричит: «Шейн, вернись!»
Светлая память!
Комментарии (0)