Ханс Майер-Форейт. В музее, 1961
Известно ли вам, что в Москве есть большая частная коллекция, которую считают одной из лучших частных коллекций искусства XV-XVII веков в Европе? Напомню, что собрание художника Элия Белютина и искусствоведа Нины Молевой было известно еще в советское время и окружено тайной. Стоимость коллекции старых мастеров, в которую предположительно входят работы Тициана, Рембрандта, Микеланджело, Рубенса, Тинторетто, Антониса ван Дейка, Эль Греко и Леонардо да Винчи, по некоторым оценкам, может достигать $2 млрд. По словам Нины Молевой, 1 апреля 2013 года это собрание она завещала президенту России. Больше новостей о коллекции не было. Вот такая фантастическая история!
Вспомнила я об этой коллекции, когда увидела картину Элия Белютина на выставке "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968", которая проходила в мае в Пушкинском. Были представлены 200 работ советских и европейских художников из 18 стран, разных направлений.
Скульптура Генри Мура "Падающий воин" (1957) стала эмблемой выставки.
На заднем плане — панно Ханса Рихтера "Сталинград. Победа на Востоке"
Все работы, участвующие в выставке, созданы в период с 1945 по 1968 год. Идея выставки заключалась в том, что, несмотря на период холодной войны, художников всегда объединяли общие идеи гуманизма. Впервые с 1945 года неоавангардное искусство стран Западной и Восточной Европы демонстрировалось вместе. Экспонаты для выставки предоставили Тейт Модерн (Лондон), Национальный музей современного искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж), Национальная галерея Берлина, Стеделейк (Амстердам), Музей Пикассо (Париж), Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Фонд «Zero» (Дюссельдорф), Фонд Бейлер (Риен / Базель), Музей современного искусства (Вена), Музей независимости (Варшава), Музей Тэнгли (Базель), Национальная галерея в Будапеште, Национальный музей в Кракове, Национальная галерея в Оломоуце (Чехия), Кунстхалле города Эмден (Германия) и другие.
Экспозиция очень сильная, но эмоционально тяжёлая, потому что художники выплеснули на свои полотна всё, что было пережито в трагическое время войны. В общем, эта выставка была не про красоту, а про жизнь. Покажу только несколько работ в хронологическом порядке.
Анри Матисс. Натюрморт. Раковина на черном мраморе, 1940
Пол Нэш. Битва за Британию, 1941
Gyarmathy Tihamé. Динамическая композиция, 1946
Марк Шагал. Ноктюрн (Ночная сцена), 1947
В.Е. Татлин. Череп на раскрытой книге, 1950
Хельмут Грисхабер. Образ, 1952
Дмитрий Плавинский, Летающие диски, 1964
Эрик Булатов. Улица, 1966
Лидия Мастеркова. Дворец, 1968
Возвращаюсь к Белютину — единственному художнику в России, награжденному Большой медалью итальянской академии современного искусства "За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющую международное значение" (1971) и золотой медалью Римского фестиваля "Сетторе интернационале" (1970). В самом начале XXI века во время визита в Россию президент Польши Александр Квасьневский лично наградил Элия Белютина Королевским крестом Ордена Возрождения. У нас он более известен как основатель необычного художественного объединения "Новая реальность".
Его картина неожиданно произвела очень сильное, пронзительное впечатление — в ней чувствуется боль и надрыв мужчины, вернувшегося с войны…
Элий Белютин. 1945. Три месяца после войны
Элий Михайлович Белютин 1925-2012) — художник, педагог, теоретик искусства. Автор трудов (в соавторстве с Ниной Молевой) по истории художественной педагогической системы XVIII–XIX веков, создатель теории всеобщей контактности. В 1947 году окончил Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, где учился у Аристарха Лентулова, Павла Кузнецова и Льва Бруни. С 1954 года руководил Экспериментальной студией живописи и графики при Московском горкоме художников книги и графики. В 1962 году вместе со студийцами показал абстрактное искусство на выставке в Манеже, посвященной 30-летию Московского отделения Союза художников СССР, и стал одним из тех, кого клеймил Никита Хрущев. Осенью 2017 года в Москве планируется открытие частного музея русского абстракционизма, посвящённого Белютину и художникам его круга.
Последние новость из мира искусства: 10 июня, ко дню рождения Элия Белютина, Нина Михайловна Молева передала в дар Калининградской художественной галерее свыше 100 живописных полотен (начиная 1950-ми и заканчивая 1990-ми) Белютина и его учеников, альбом с графикой военных лет, старинную мебель из мастерской, архивные документы и личные вещи художника, библиотеку и фамильные ценности. Фактически в Калининград перевезена вся мастерская художника, которая располагалась в Москве на Патриарших прудах. Сейчас Калининградский музей обладает самым крупным собранием его произведений. В дальнейшем в музее планируется воссоздать мастерскую художника.
Э.М. Белютин. Реквием, 1962
published on
Запись
Комментарии (0)