Олег Даль в клипе на песню "Эх, дороги..."
Итак, Олег Даль опоздал родиться, чтобы воплотить тип героя оттепели. Его развитие было предопределено другими ролями —
Впрочем, была у Даля линейка оттепельных героев, отнесенных по времени в войну.
Вот о ней и поговорим.
К концу 1960-ых проблемы Даля нарастали как снежный ком. Два неудачных брака, двусмысленное положение в театре, где с одной стороны все признают его талант, а с другой играть не дают (
"Женя, Женечка и "катюша"
«Женя, Женечка и «катюша» показали нелепого Женю Колышкина, который влюбляется в связистку Женечку Земляникину и медленно теряет на войне телячий, прекраснодушный романтизм. Любимая будет убита. Война сделает из студента-филолога бойца, вот только хорошо ли это? Мотыль не первым открыл на экране тему юноши на войне, но он обогатил историю здоровым юмором и светлой печалью. Помог ему в этом Даль, для которого Колышкин стал одной из знаковых ролей.
Конечно, на съемках он чудесатил.
Георгий Штиль вспоминал:
«…дисциплину нарушал часто. Ну а как выпьет, бывало, его и заносило: «Я – Даль, а вы тут кто такие?!» Олег не умел пить, сразу же терял лицо и становился другим человеком, порой не очень хорошим. Доходило до того, что Владимир Яковлевич Мотыль говорил: «Так, у Олега глаз мутный – прекращаем снимать». Дело в том, что у Даля в трезвом состоянии глаза были, как у женщины – голубые, прозрачные, но стоило пару рюмок выпить, сразу же мутнели».
«Жене, Женечке и «катюше» дали какую-то малодостойную категорию проката и все равно фильм собрал у экранов 24,6 миллионов зрителей.
"Хроника пикирующего бомбардировщика"
В том же, 1967 году, вышла драма «Хроника пикирующего бомбардировщика», где Даль опять изображал интеллигентного мальчика на войне. Теперь он был художником, которого время заставило стать стрелком-радистом на военном самолете. Кроме Даля в картине засветились такие же молодые Лев Вайнштейн (
Это творение Наума Бирмана было просто хорошей картиной, на многое не претендующей. Она не раздвигала жанровые рамки как «Женя, Женечка и «катюша», но актеры, особенно Даль, которому достался самый пижонистый, болтливый персонаж, свое дело сделали. Народ картину полюбил (в год проката 24,4 миллионов зрителей), в сети у нее до сих пор масса поклонников, отдающие «Хронике...» предпочтение перед быковскими «В бой идут одни «старики». На мой взгляд, она все же простенькая, что не значит плохая, и не значит «на один раз». Простенькая — значит, не расширяющая знание о войне и человеке на ней. Если образ Жени Колышкина показывал неоднозначного персонажа, который трансформировался от арбатского школяра до, как ни крути, убийцы, в «Хронике пикирующего бомбардировщика» главные персонажи приобретали фокусированное значение только благодаря ретроспективным эпизодам (ровно по одному на каждого) с демонстрацией довоенного прошлого.
"Вариант "Омега"
В 1975 появилась телевизионная пятисерийка «Вариант «Омега», рассказывающая о схватке двух разведчиков — Сергея Скорина (Олег Даль) и барона Георга фон Шлоссера (Игорь Васильев). С утверждением Даля опять возникли проблемы, ибо режиссеру Антониусу-Янису Воязосу настоятельно советовали на роль советского разведчика Андрея Мягкова. С Далем, помимо всего прочего, не хотели связываться, поскольку съемки планировались на два года, и существовали резонные сомнения — выдержит ли он, не уйдет ли с проекта после первой серии.
Роль Скорина на Даля легла. Он записывает в дневник: «Я поставил своей задачей сыграть себя, Даля Олега, в 1942-м году, в таких обстоятельствах, в каких очутился Скорин. Здесь все поступки - мои, слова - мои, мысли — мои...».
Что же собой представляет Скорин? Автор сценария Николай Леонов ставил перед собой задачу создать образ разведчика во многом противопоставленный широко разрекламированному Штирлицу. Его Скорин, когда его вербовали, признается в чувстве страха. Четко констатирует, что у него «мозг профессионала, а сердце - обыкновенного любителя».
Сыграл Даль достойно, правда, на мой взгляд, Игорь Васильев (Шлоссер) был круче, но для Васильева «Вариант «Омега» вообще лучшая работа, визитная карточка.
С Мариной Нееловой в спектакле "Вечно живые"
И еще одна «военная» работа Даля.
Театр «Современник» начинался с пьесы Виктора Розова «Вечно живые», поставленной в 1956. Именно в эту постановку ввелся Даль в 1963, на роль не очень значительную.
В 1976 спектакль сняли на телевидении. Даль к тому моменту уже дорос до роли Бориса. В экранизации «Летят журавли» ее играл Алексей Баталов (
Елена Козелькова (
«В этом спектакле позднее, когда он сыграл главную роль, меня поразила его способность заставить сопереживать, волноваться. Что такое – сыграть Бориса? Я много видела разных Борисов, и все хорошо играли. Но ни за кого у меня не разрывалось сердце, как за этого мальчика, каким его играл Олег. Это был настоящий молодой человек призыва 41-го года. Это ощущение времени, погибшего поколения до сих пор сохранилось во мне. Он в этом смысле был единственным…»
Итак, Даль во всех перечисленных работах изображал себя — интеллигентного парня, вынужденного против воли учиться воевать.
Также заметим, что во всех работах наличествуют эпизоды пьянства далевского героя. Выпивший Женя Колышкин попадает с полученной из дома посылкой к немцам; художник-радист готовит ликер шасси; разведчик Скорин срывается в страшный запой; Бориса провожают на сборный пункт беленькой. Алкоголь тянулся за Далем не только в реальности, но и в ролях, достигнув формообразующей точки в главном его фильме.
Впрочем, об этом мы еще поговорим.
Комментарии (0)