Шираз — называют городом поэтов, садов и виноделия. Стоп. Почему тогда нас так жестко шмонали в аэропорту Шираза? Увидев в паспорте американскую визу, спец сотрудник аж подпрыгнул от прилива внимания, перестал зевать, и долго, внимательно разглядывал ее. Наблюдая за ним я думал что он меня спросит что-то вроде с какой целью я был в США два-три года назад… ) Не спросил. Впрочем явно хотел, видимо языковой барьер. Вернул паспорт, и уже через два шага следующий спец сотрудник в свою очередь взял мой паспорт, и стал внимательно вникать теперь уже в иранскую визу… Соответствует ли? Дальше меня попросили включить (!) камеру, как бы доказывая что это действительно камера. Включил. А сам думаю, что предстоит испытать тов. uritsk, который стоит в очереди за мной, и у которого целых две камеры…) Так и спросит: А зачем это тебе две камеры в городе поэтов садов и виноделия? ) Кстати, какое может быть виноделие в Иране? Официально ведь алкоголь запрещен… Что-то с этим Ширазом не так, думаю я себе забирая паспорт и выходя за пределы контроля аэропорта.
Я бы добавил, что нигде больше в Иране, мы не сталкивались с такой тщательной проверкой документов, и тем более камер. Возможно все дело в окрестностях Шираза, где расположено много военных объектов, периметр которых тщательно охраняется и хорошо заметен с дороги ведущей в Персеполь. Да, должен Вам признаться, что на Шираз у нас был всего один день. Даже меньше. При этом мы хотели съездить еще и в Персеполь, расположенный примерно в 50-60 км от Шираза. Поэтому город мы посмотрели как бы на ходу.
Но этого вполне хватило, чтобы убедиться что он прекрасен! Здесь действительно много садов, и здесь чтят поэтов.
Два величайших персидских поэта Саади и Хафиз жили и были погребены в Ширазе. Их могилы давно превратились в мавзолеи, к которым устремлен поток почитателей их таланта.
Честно говоря, я не слышал ничего об этих поэтах (как мне кажется, Омар Хайям более известен в наших краях). А вот иранцы испытывают явное умиление,
стоя у мавзолея Хафиза.
Помимо самого поэта в этом небольшом но уютном садике покоятся и другие персидские поэты. Повсюду расположены могильные плиты,
везде цветы, плодовые и декоративные деревья.
Шираз напоминает своим климатом Сочи, правда без моря, до которого отсюда километров 100.
Город можно смело назвать мегаполисом, в котором (с учетом пригородов) проживает по меньшей мере 1,7 млн иранцев.
Старый центр мало чем отличается от других иранских городов, и выглядит для европейца как хаотичное скопление низкорослых построек, объеденных ядром-рынком.
Впрочем кое-что все же отличает Шираз от других иранских городов. Это прежде всего обилие южной растительности на фоне пустынных гор, и некоторая расслабленность (я бы даже сказал выраженная леность) его жителей. Может быть мы просто попали в такой период времени, когда никто никуда не торопится?
Вот и наш таксист (которого мы взяли на целый день в аэропорту, на фото по справа), улыбаясь, спокойно пришел в мечеть помолиться, пока туристы (мы значит) гуляют по окрестностям.
Мечеть Вакиль была построена примерно во второй половине XVIII века, когда Шираз был столицей Персии (был такой период). В те годы Ираном правил Мохамад Карим-хан, который был по всей видимости последователем суфизма, и вел очень скромный образ жизни. Так, троном ему служил обычный ковер, а большинство драгоценностей которые ему дарили, он продавал, отдавая прибыль в казну.
При Карим-хане Иран процветает, а Шираз растет и хорошее. Кстати, себя он называл Вакиль ор-Руая, что можно перевести как человек, на которого возложена ответственность. Отсюда и название целого комплекса Вакиль, начиная от базара, мечети и до крепости, куда нам еще предстоит заглянуть.
Везде красноречивые плакаты, знать бы еще что на них написано? )
Местами старый город реконструируется, но в целом он выглядит патриархально, как и много столетий назад.
Да и везде рынок рынок рынок…
Все отреставрированные дороги в старом Ширазе ведут к Зеркальной мечети мавзолею Шах-Черах.
Перед нами самая известная достопримечательность Шираза (оно же на заглавном фото). Это усыпальница братьев Ахмеда и Муххамеда, сыновей Мусы аль-Кадима (прямые потомки пророка Муххамеда). Короче говоря, это место настоящего религиозного паломничества для мусульман-шиитов. Мы не знали об этом, — узнали, когда нас не пустили на территорию комплекса. Нам пришлось немного подождать, пока не пришел весьма почитаемый (судя по всему) сотрудник мавзолея. Трудно сказать кем он был, похож на профессора, религиозного учителя, муллу. Он то и провел нам экскурсию, позволив зайти внутрь мавзолея, где находится могила одного из братьев. Из уважения к мусульманским традициям, я не стал фотографировать внутри, хотя великолепие и блеск внутреннего помещения меня немало потрясли. А еще удивило отношение мусульман к этому месту, выраженное целованием различных реликвий (никогда не видел такого в мусульманстве), искренние слезы радости в глазах паломников, зрительный контакт со святыней (выходят пятясь назад, не теряя зрительного контакта), и многое другое.
По окончанию небольшой англоязычной экскурсии, наш провожатый провел нас к себе в небольшой офис и угостил соком с печенками (что бы Вы там себе не придумали) проявляя искреннее гостеприимство.
published on
Запись
Комментарии (0)