Иногда в моём саду случается видение розы. Мимолётно цветёт чайная роза без шипов.
Долго-долго готовится, а потом быстро-быстро раскрывается и моментально отцветает.
И каждый раз, смотря на единственный цветок на тонком стебельке, так быстро увядающий, я вспоминаю балет "Видение розы" и легендарного Нижинского — исполнителя партии Призрака розы.
Вообще-то, роза без шипов, согласно христианской традиции, это добродетель, и росла она в раю до грехопадения человека. После изгнания Адама и Евы из рая на розе появились шипы как напоминание о смертном грехе. Но в балете — совсем о другом, о мимолётности красоты. Балет вспоминается именно из-за его сюжета:
Строгая девичья комната, стены которой сходятся в глубине у двух высоких окон. Вернувшаяся со своего первого бала Девушка устало опускается в кресло, из ее рук падает увядшая роза. Аромат цветка материализуется в мечтах красавицы. Призрак розы кружится вокруг нее, увлекает за собой, а затем бережно опускает в кресло, дарит неуловимый поцелуй и улетает через окно.
Этот одноактный балет Михаила Фокина на музыку фортепианной пьесы немецкого романтика Карла Марии фон Вебера "Приглашение к танцу" (1819) в оркестровке Гектора Берлиоза был поставлен в труппе Русского балета Дягилева. Декорации и костюмы создал Леон Бакст. В основу сюжета положено стихотворение Теофиля Готье (1811-1872) "Видение розы":
Развей девические грёзы,
Что нежный сон тебе соткал,
Гляди, гляди, я призрак розы,
Тобою сорванной на бал.
Ещё вчера была одета
Я утра трепетной росой,
Но в суете и блеске света
Ты вечер провела со мной.
Перевод И. Лихачёва
Премьера состоялась 19 апреля 1911 года в Монте-Карло, в Зале Гарнье.
Фото из Википедии
На фото — труппа Русского балета за три дня до премьеры "Видения розы".
Слева направо, в шляпе — Александра Сергеевна Боткина, Павел Корибут-Кубитович, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Сергей Дягилев, К. Харрис. Сидит на скамейке Александра Васильева. Фото из Википедии
Главные роли исполняли Вацлав Нижинский (Призрак Розы) и Тамара Карсавина (Девушка).
Фото из Википедии
Сто двадцать репетиций понадобилось Нижинскому, чтобы сделать спектакль. Легендарным стал его прыжок в окно, совершаемый Призраком, буквально улетающим со сцены, словно возносясь в небо.
Фото из Википедии
Подробно о дягилевском балете можно посмотреть в публикации
la_gatta_ciara — Дягилевские сезоны. Балет Видение Розы
published on
Запись
Комментарии (0)