Актриса Маргарита Криницына (1932-2005) до самого конца сомневалась, что сделала правильный выбор, уехав вслед за мужем, сценаристом Евгением Оноприенко, работать в Киев. Именно, киностудия Довженко выписала Криницыной пропуск в вечность, подарив ей роль Прони Прокоповны в мегаблокбастере на украинском материале «За двумя зайцами» (1961). С другой стороны, как заметил работавший с Криницыной режиссер Шуляков: «Она же мечтала Медею сыграть, а ей торговок предлагали».
Здесь заметим только, что ей и торговок не больно предлагали.
Маргарита не была украинкой, она родилась на Урале, а, закончив актерский факультет ВГИКа успешно ассимилировалась, в Москве, начала потихоньку сниматься. Если бы киношная карьера не сложилась, у Маргариты имелся запасной вариант – она входила в штат театра Киноактера, ее приглашали на прослушивание театры Моссовета и Вахтангова.
Еще на четвертом курсе у актрисы случился брак с Евгением Оноприенко (1925-1997), который без Украины жизни не мыслил, желая работать только там. При этом Оноприенко, будучи действующим сценаристом, представлялся в плане актерской карьеры жены не очень надежным. У него всегда была в загашнике роль для Маргариты, но, во-первых, писал Оноприенко далеко не хиты, а во-вторых, то ли изначально закладывал для Криницыной роли поменьше, то ли жену сценариста на главные не утверждали. Кому сейчас и чего скажут названия фильмов по сценариям Оноприенко «Гори, гори моя звезда» (1957) да «Катя-Катюша» (1960) где играла Криницына?
Она признавалась:
«Никогда не хотела жить в Киеве. А что, собственно, здесь делать? Меня многие отговаривали, а режиссер Григорий Рошаль даже сказал: «Ты пропадешь в Киеве».
Но родилась дочь, у Оноприенко складывалось на студии Довженко, женщина не решалась резать по живому.
В 1959 она переезжает к мужу в Киев на постоянное место жительства.
В 1961 вспыхивает ее слава в водевиле «За двумя зайцами».
Изначально на роль цирюльника Голохвастова планировался маститый Николай Гриценко (
Существенная оговорка – радовались простые киевляне. В семье Криницыной ее работу просто не приняли. Маргарита рассказывала:
«Знаменитая я не проснулась, наоборот удрученная. Дочка сказала: «Мам, ты такая страшная!», муж возмущался: «Это надо было себя так изуродовать!», - и старался больше этот фильм не смотреть».
Что касается киношной общественности, после Прони Прокоповны на Криницыной была поставлена меточка. Актрису заваливали на всех более-менее значимых пробах. И если, скажем, провал кастинга в комедию «Девчата» режиссер фильма Юрий Чулюкин смог объяснить – требуют актрису московскую, потому пришлось взять Инну Макарову, - то неудачи с проектами Довженко представлялись загадкой, которую помог разгадать директор киностудии Альберт Путинцев. Он показал заезжей москвичке Криницыной письмо с подписями виднейших деятелей местной культурки, где черным по белому было выведено: «Артистка Криницына не может претендовать на главные роли, так как не соответствует украинскому идеалу женской красоты».
И почти десятилетие Криницына пробавлялась эпизодами пусть и в таких заметных лентах как «Свадьба в Малиновке», «Адъютант его превосходительства», «Цыган». Заметим, кстати, что и это были проекты столичных студий.
"Свадьба в Малиновке"
Все ненадолго изменилось в 1970, когда в комедию Леонида Миллионщикова «Меж высоких хлебов» Криницыну утвердил сам председатель Госкино Украины Большак.
Во время съемок у Криницыной возник роман с режиссером.
Она говорила:
«Тогда я вообще хотела развестись с Евгением. Но... Потом оказалось, что никто не собирался брать меня замуж. В общем, это была большая трагедия. Даже не хочется вспоминать».
"Меж высоких хлебов"
А что там, кстати, с Евгением? Где он был со своими сценариями, когда жена барахталась в пучине эпизодических ролей?
Евгений приписывал для Маргариты рольки в фильмах «Большие хлопоты из-за маленького мальчика» (1968), «Смотреть в глаза» (1970). После успеха Криницыной в «Меж высоких хлебов» сочинил сценарий уже под нее. Картина «За твою судьбу» повествовала о женщине, которая девочкой была угнана во время войны в Германию, оказалась во Франции, а теперь вот решила навестить родные места. Криницына готовилась к роли, но вместо нее сыграла Елена Козелькова (
Жаль, ибо следующий сценарий Оноприенко «В бой идут одни «старики», созданный им в соавторстве с Леонидом Быковым и Александром Сацким, прогремел на весь союз, а для Маргариты там бы роль нашлась (
Лишившись кино, Криницына попробовала пробиться на театральную сцену.
«Муж мне говорил, не волнуйся, в Киеве откроется такой же Театр киноактера, будет работа, но он открылся, кажется, лет через 25, открылся, поработали два года, и он, как говорит моя дочь, «щез».
Всеми правдами и неправдами, через десятилетие после хождения по инстанциям, Криницына добилась для себя постановки пьесы Эдварда Радзинского «Женщина с цветком и окнами на север», но выступать с ним приходилось от случая к случаю, постоянной сцены не было.
И опять эпизоды, эпизоды, эпизоды… «Юркины рассветы», «Рожденная революцией», «Дни Турбиных», «Зеленый фургон». Фильмы по сценариям мужа «Предвещает победу», «Если враг не сдается…»
"Зеленый фургон"
Совсем стало невмоготу, когда в 1997 умер Оноприенко, кино встало на паузу, два микроинсульта лишили актрису дара речи (речь потом восстановилась).
В сей момент началась вторая волна славы Прони Прокоповны. В 1999 на Андреевском спуске был установлен памятник героям фильма «За двумя зайцами»: цирюльник Голохвостый преклонил колено и подал ручку Проне Прокоповне. Памятник стал достопримечательностью Киева, объектом свадебных церемоний. Женихи и невесты считали обязанностью сфотографироваться возле фигур героев полюбившегося фильма.
Актрисе же это ни капли не помогло. Она выживала на нищенскую пенсию.
В 2003 был затеян новогодний мюзикл «За двумя зайцами», где первые скрипки играли Пугачева с Галкиным. В качестве рекламной акции в киевском ресторане встретились три исполнительницы ролей невест в разных вариациях «За двумя зайцами» - Тамара Яценко, Маргарита Криницына и Алла Пугачева. Пугачева преподнесла Криницыной колье (СМИ тут же подсчитали его стоимость – 18 000 гринов) и сделала сногсшибательное предложение.
«Она сказала: куплю вам дачу за городом, но я к этим словам отнеслась как-то несерьезно. Всю жизнь я хотела уехать в Москву, но, видно, уже не судьба. Слишком поздно».
Поздно... Пугачевское колье ушло в ломбард, ибо надо было оплачивать лекарства. Криницыну сразил очередной инсульт, обострился сахарный диабет.
Уходила она, как и жила, тяжело.
Светлая память!
Комментарии (0)