Недалеко друг от друга, но по разные стороны от Тверской, находятся два шедевра архитектора Ф.О. Шехтеля — производственные комплексы одинакового назначения. В Трехпрудном переулке — построенное в 1900 году в стиле немецкого замка здание Товарищества Скоропечатни А.А. Левенсона. Его видно с Тверской улицы при повороте в Мамонтовский переулок. Другое, в Большом Путинковском переулке, 5 — элегантное, в стиле модерн, здание основанной Павлом Павловичем Рябушинским газеты "Утро России".
1. Здание построено в 1907-1908 годах и принадлежит к лучшим созданиям эпохи рационального модерна. Появление каркасных конструкций позволило Шехтелю отказаться от несущей стены и украсить фасад громадными окнами-витражами. Сочетание основного корпуса с пристройками входа и проезжей арки придает композиции завершённый характер. Все части объединяет глухое монолитное венчание здания с надписью "Утро России".
В первом номере газеты "Утро России" от 16 сентября 1907 года говорилось: "В путях культуры лежат средства упрочения граждански-политической устойчивости страны и ее непоколебимости в конституционном сознании. …Мы знаем, что нам предстоят большие препятствия, но препятствия кажутся нам большими потому, что мы стоим перед ними на коленях. Попытаемся встать".
Павел Павлович, возглавивший на правах старшего из братьев Рябушинских Московский банк, вёл активную общественную и политическую деятельность. Он был одним из инициаторов создания внепартийного Совета съездов представителей промышленности и торговли. Войдя в 1905 году в ЦК "Союза 17 октября", в 1906 году он перешел в умеренно-либеральную Партию мирного обновления, не примыкавшую ни к революционному, ни к правительственному лагерю. Как прямо заявил он в 1906 году, будущую свободную Россию должны строить "люди дела", предприниматели. А также фермеры, ибо "земледелец никогда не станет врагом купечества, а помещик-земледелец и чиновник – да". Представлять интересы российских "людей дела" должна была созданная в 1912 году при участии Павла Рябушинского Прогрессивная партия. Ее печатным органом стала основанная Рябушинским и быстро набравшая популярность газета "Утро России".
2. Издание газеты "Утро России" оказалось удачным проектом, авторитет газеты был высок и она привлекала к себе большое внимание. "Утро России" выходило 10 лет, но было закрыто в семнадцатом. Осталась только слава самой прогрессивной русской газеты, да прекрасное здание, построенное в 1909 году Федором Шехтелем.
Здание в своё время стало достижением в сфере промышленных сооружений.Торец протяженного корпуса, выведенный на улицу, является его главным фасадом.
3. Стены покрыты облицовочным кирпичом светлого тона, сопоставленного с белыми оштукатуренными участками, приходящимися на зону окон и арок. Оштукатуренная белая полоса отделяет основной объем здания от его венчания. Цвет играет здесь и декоративную роль. Мелкая расстекловка окон, образующая геометрическую сетку, воспринимается орнаментально и согласована с ритмами крупных членений фасада. По контрасту эффектно выглядят цельные (без переплетов) окна в боковых пристройках. Геометрическая жесткость общей композиционной системы смягчена плавным скруглением углов главного корпуса и сдавленными очертаниями арочных проемов.
4. При реконструкции 2000 года здание переделали в культурно-развлекательный центр, попытавшись восстановить оригинальный фасад: сломали позднюю надстройку над редакционным корпусом, заложили окна в аттике и восстановили логотип, но изменили оформление входа. Интерьеры типографского корпуса вычистили, рамы и стекла заменили на максимально аутентичные.
5. Кроме прочего, во дворе соорудили стеклянную коробочку, в которую заключён панорамный лифт (размером 2 на 4 метра).
6. Так, типография Рябушинского "Утро России" — уникальный памятник работы Ф.Шехтеля, превратилась в культурный центр. На первом этаже — кафе, на втором — клуб, на третьем — универсальный зал и кафе. В главном доме — антикварный магазин, выше — контора и так далее.
Источник: Латур А. “Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре”.- 2-е издание., М.: Издательство “Искусство-XXI век”, 2009 г.
published on
Запись
Комментарии (0)