Сегодня женщины носят брутальную и мешковатую одежду, мужчины становятся амбассадорами косметических марок, а внегендерность является ведущим модным трендом. Но даже на этом фоне мужчина в платье до сих пор вызывает шок и осуждение. Bird In Flight разобрался, когда в моде закрепилось деление на мужское и женское и стоит ли бросать вызов модным стереотипам.
Кто что носил
Сегодня юбки или шпильки кажутся нам деталями исключительно женского гардероба, но это не всегда было так. Большинство всех известных нам видов одежды изобрели мужчины для мужчин и лишь потом поделились ими с женщинами.
Платья и юбки
Изобретательные египтяне улучшили набедренную повязку и превратили ее в мужскую юбку. Изначально короткая и простая юбка-передник «схенти» со временем становилась длиннее и просторнее. Количество ткани, потраченной на одежду, показывало богатство и знатность.
Шумеры тоже мерились длиной, но не юбок, а платьев. Царь носил платье до пят, а у пастуха оно едва прикрывало колени. Поверх платьев шумеры надевали расшитые книзу меховые юбки.
Древние греки знамениты своими хитонами — элегантно драпированными и подвязанными на талии накидками. Модные до сих пор платья в греческом стиле изначально были мужской одеждой.
Одежда мужчин и женщин разных социальных слоев Древнего Египта. Изображение: wikimedia.org
Слева: костюм шумерского царя. Поясная одежда и длинный плащ с золотой бахромой. Справа: женская одежда, украшенная ярусами бахромы. Парик с золотыми украшениями в виде листьев. Изображение: wikimedia.org
Ассирийская одежда на иллюстрациях 1882 года. Изображение: Albert Kretschmer, painters and costumer to the Royal Court Theatre, Berin, and Dr. Carl Rohrbach
Мужской и женский хитон, Древняя Греция. Изображение: wikimedia.org
Платья Matilde Cano, Неделя моды в Барселоне, 2015 год. Фото: Albert Llop / Anadolu Agency / AFP / East News
Вплоть до Средневековья юбки и платья разного вида и из разных материалов повсеместно были частью мужского гардероба.
Парики и прически
Первые парики появились тоже в Древнем Египте. Мужчины брили головы и надевали парики из растительных волокон, завитых мелкими локонами. Чем длиннее были «волосы» парика, тем знатнее был его владелец.
В Месопотамии мужчины, наоборот, берегли волосы и не стригли. Они зачесывали локоны назад, заплетали в косы с золотыми нитями или укладывали в сеточку и закрепляли на затылке. Такая прическа гармонировала с густой и длинной бородой.
Древние египтяне. Изображение: wikimedia.org
Тиары и прически ассирийских царей. Изображение: wikimedia.org
Мраморная скульптура Пароса, примерно 540 г. до н. э. Фото: Salmakis / Leemage / AFP / East News
Юлий Цезарь стригся так, чтобы скрыть свою лысину. Фото: wikimedia.org
Император Нерон носил длинные волосы (в последние годы жизни — до плеч) и бороду, отождествляя себя с Аполлоном-кифаредом. Изображение: wikimedia.org
У греков блестящие длинные волосы были признаком знатного господина. Короткие стрижки носили только рабы. Те из знатных господ, кто не мог похвастать густой и здоровой шевелюрой, носили парики из натуральных волос. Римляне тоже носили длинные прически и стали стричься коротко только ближе к падению Империи.
В Средневековье мужские стрижки стали короче, но во многих странах закрытый волосами затылок долгое время считался признаком знатного рода, а крестоносцы отращивали прическу, как у Иисуса.
Игра в рыцарей. Миниатюра из рукописи Геррады Ландсбергской, XII век
Многие американские индейцы до сих пор считают, что в волосах находится мужская сила, и часто не стригут волосы из суеверия.
Древние индейцы. Фото: Библиотека Конгресса
В 1760-х в Британии возникла мужская мода на высокие напудренные парики. Молодые люди носили их, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к «новому времени». Эта мода была отголоском европейского увлечения париками, но если в Европе парики тогда носили все, то в Британии модничали именно мужчины.
Английская карикатура «Том, сын мой, что это?», 1774 год. Изображение: Библиотека Конгресса
Французская дама в Лондоне. Карикатура Сэмюэля Иеронимуса Гримма, 1771 год. Изображение: The British Museum
Чепчики
Необычные головные уборы появились в Западной Европе примерно в XIII веке. Сначала мужчины тех времен начали украшать головы металлическими обручами с цветами, похожими на наши ободки. Назывались эти головные уборы «шапо-де-флёр». А позже, подражая костюму военных, они полюбили носить чепчики, которые военные надевали под шлем. Эти чепчики были так популярны, что их стали делать из разных тканей и украшать вышивкой. Европейские мужчины носили чепчики целых три столетия.
Каблуки
Прадедушку современных шпилек придумали египтяне-землепашцы. Обувь с каблуком давала упор, и древнеегипетскому крестьянину было удобнее толкать плуг. В Средневековье и в Новое время мужчины носили каблуки, чтобы было легче удерживать ногу в стремени.
Первой женщиной, надевшей обувь с каблуком, была Екатерина Медичи. С тех пор каблук стал частью женского гардероба. В XVIII веке мужчины перестают носить каблуки — перед падением монархии во Франции обувь на красном каблуке носила только французская знать при дворе короля.
Шейный бант
Римские воины были первыми, кто повязал платок на шею. Они сделали это не для красоты, а для защиты от холода в варварских землях. Гораздо позже Людовик XIV увидел шейные платки на хорватских солдатах, и ему так понравилась эта деталь их формы, что он повелел ввести шейный платок в обязательный придворный гардероб.
Людовик XIV. Изображение: wikimedia.org
Джордж Браммел. Изображение: wikimedia.org
В конце XVIII века бант в мужском костюме пережил второе рождение: Джордж Браммел, отец всех денди, возвел в искусство умение повязывать шейный платок. Он одним из первых стал крахмалить платки, чтобы складки держали форму.
Позже мужской шейный бант утратил свою пышность и превратился в скромный галстук-бабочку.
Кабы не было войны
Самые заметные изменения в костюме и моде происходили во время или сразу после масштабных и затяжных войн. Благодаря войнам персы придумали штаны (для удобства), а римляне — тяжелые и плотные плащи (чтобы защитить спину от стрел).
В XIV веке в Европе началась Столетняя война. Историк Мария Мерцалова считает, что благодаря этой войне европейский костюм стал единым и в Европе появилась мода. В военных лагерях все жили вперемешку, люди из разных провинций и стран перенимали друг у друга удачные находки в одежде.
Благодаря войнам персы придумали штаны (для удобства), а римляне — тяжелые и плотные плащи (чтобы защитить спину от стрел).
Этой же войне мы обязаны разделением европейского костюма на мужской и женский: уставшие от битв мужчины возвращались в свои замки и хотели отдохнуть и забыться. Прекрасные дамы в элегантных платьях в пол должны были услаждать взоры рыцарей и вдохновлять их на подвиги. Мария Мерцалова считает, что основная особенность женского костюма позднего Средневековья — «выявление женственности».
В это время длинные рубахи, платья и даже плащи перестают быть частью мужского гардероба. Длинными остаются только торжественное одеяние королей и официальный костюм духовенства, ученых, медиков, судей и магистрата. Их называют «люди в длинных одеждах».
Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов: в 4 т. — М., 1993. — Т. 1, С. 192.
Мода эпохи рококо. Изображение: wikimedia.org
Мода эпохи рококо. Изображение: wikimedia.org
В конце XVIII века произошло то, что психоаналитик Джон Карл Флюгель назвал «великим мужским отказом»: «Мужчины отказались от претензий на красоту, они поставили перед собой единственную цель — утилитаризм».
Мужчины даже законодательно закрепляли свое эксклюзивное право на брюки — в 1800 году парижская префектура издала указ, который запретил женщинам носить мужской костюм. В то время казалось естественным подчеркнуть биологические различия в одежде и на всякий случай закрепить это в законе.
Fliigel J.C. Le Reveur nu. De la parure vestimentaire / Trad, de langlais par J.-M. Denis. Paris: Aubier Montaigne, 1982. P. 102-103.
Мужчины даже законодательно закрепляли свое эксклюзивное право на брюки — в 1800 году парижская префектура издала указ, который запретил женщинам носить мужской костюм.
Если женщины в дальнейшем отвоевали себе право носить все что угодно, то мужчины остались в жестких рамках, сложившихся два века назад.
«Мужской костюм в том виде, какой он есть сейчас, сформировался в конце XIX века. Конечно, он менялся, но очень деликатно: форма лацканов, цвета, длина брюк и рукавов — буквально на сантиметры. Мне кажется, именно поэтому какие-то дикие варианты не принимаются обществом», — комментирует дизайнер одежды Саша Апалькова.
Мужчины, которым не слабо
Несмотря на закрепившиеся в последние пару веков стереотипы и осуждение тех, кто в них не вписывается, новейшая история знает немало мужчин в женской одежде. Некоторые из них были настолько яркими, что стали культурным наследием.
Чарли Чаплин трижды переодевался в женщину — в фильмах «Деловой день», «Маскарадная маска» и «Женщина». Последнюю картину цензура запретила показывать в Англии и Швеции: по мнению критиков, мужчина в женском платье и нижнем белье оскорблял общественный вкус.
Фильм «Женщина», 1915 год
Тони Кертис и Джек Леммон не только надели женские платья, но и были вынуждены удалить почти все волосы с лица и тела и научиться ходить на каблуках. Но их мучения стоили того: фильм «В джазе только девушки» в одной только Северной Америке собрал около $7 млн.
Отрывок из фильма «В джазе только девушки», 1959 год
Джаред Лето надел женское платье, чтобы перевоплотиться в женщину-трансгендера, больную СПИДом. Актер по собственной инициативе похудел на 15 килограммов, а также встречался с трансгендерами, чтобы изучить их поведение и привычки. Старания принесли ему «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана.
Отрывок из фильма «Далласский клуб покупателей», 2013 год
Дэвид Боуи, Игги Попп, Дастин Хоффман, Бенедикт Камбербэтч и другие звезды эстрады и кино комфортно чувствуют себя в женских платьях, а сняв их, говорят, что стали лучше понимать женщин и идеи феминизма.
Женщины, переодевшись в брюки, позволили себе быть более активными и смелыми. Возможно, если мужчины снова начнут массово носить платья, мир станет лучше и добрее.
Бенедикт Камбербэтч. Фото: LiveJournal
Игги Попп. Фото: Микаэль Янссон
Дэвид Боуи на концерте в Германии, 1978 год. Фото: Hans H. Kirmer / DPA / AFP / East News
(Фото на обложке: Дэвид Боуи, 1971 год.)
published on
Запись
Комментарии (0)