10 июня справляет день рождения Аида Ведищева, еще одна певица, строящая из себя жертву Сергея Лапина (
Если верить Ведищевой, СССР был насквозь антисемитским государством. Вот как она объясняет свою неудачу при поступлении в Щепку: «Возможно, из-за пятого пункта». При этом никак не объясняет удачу при которой выпускницу Иркутского музыкального училища узнала вся страна и даже пятый пункт не помешал.
Начинала Ведищева в ансамблях Олега Лундстрема и Леонида Утесова. С 1966 -го пела под аккомпанемент ансамбля «Мелотон», которым руководил ее второй муж Борис Дверник.
Ведищева раскрутилась на всю страну благодаря сотрудничеству с Леонидом Гайдаем и Александром Зацепиным (
Также у Ведищевой выстрелили песни «Лесной олень» из детского фильма «Ох уж эта Настя!», «Колыбельная медведицы» из мультика «Умка» и «Чунга-Чанга» из мультика «Катерок». Зацепин продолжал курировать певицу, доверив ей саундтрек в картинах «Белый рояль» и «Ангел в тюбетейке». Отдельной строкой стояла в репертуаре Ведищевой патриотическая песня «Товарищ».
Одна из претензий певицы — в титрах фильмов ее не упоминали. А кого упоминали? В той же «Кавказской пленнице» Надежда Румянцева за Варлей ни одну песенку исполнила, а всю роль озвучила (
Можно спорить - справедлива ли была такая практика (нет, на мой взгляд), но надо признать, что непопадание Ведищевой в титры не есть злонамерные козни лично против нее направленные. Таков был негласный закон.
В 1968 Аида становится лауреаткой фестиваля эстрадной песни в Сопоте. Там разгорелся скандал, поскольку в разгар торжеств пришло известие: «Советские танки вошли в Чехословакию». Ведищева получила рекомендацию сверху саботировать конкурс, ибо советскую певицу все равно освищут. Ослушавшись, она выступила и завоевала вторую премию.
Но это уже, по мнению Ведищевой, ни на что не влияло. Непослушание вышло боком. Певица говорила: «Так я и попала в чёрный список. Меня перестали показывать по телевидению, транслировать по радио, отменяли концерты».
Насчет «перестали показывать по телевидению»... Ведищева, как и ее коллеги Мулерман (
Однако, при чем тут Лапин? Свой детский хор в первой половине 1970-ых телевизионщики раскручивали как могли. Чем дальше, тем больше у хора намечались проблемы с репертуаром. Весь Шаинский и Птичкин с Крылатовым были перепеты в первую пятилетку, началась пробуксовка. Отдать в обстоятельствах острого дефицита песню из детского фильма взрослой тёте руководитель хора Попов не мог по определению. И Лапин не мог, - хор представлял Гостелерадио.
В "Лесном олене" вместо Ведищевой солировала Инна Курилова
Впрочем, Ведищева понимала — проблема не в Лапине, который всего лишь человек. Просто Аида не вписывалась в советский эстрадный контекст 1970-ых.
Попробуем разобраться — почему?
Такие герои предыдущего эстрадного призыва как Ободзинский, Мулерман, Горовец (
Ведищева к перепевкам отношения не имела, во всяком случае хитовым в ее исполнении становился материал советских композиторов, но направление ее творчества все равно, так сказать, страдало космополитизмом: лирика в моднючей аранжировке.
Меж тем, уже на первой итоговой «Песне года» (1971) Лапин заявил о новом — патриотическом - направлении советской эстрады. Лицами фестиваля стали Галина Ненашева с «Любите Россию» и «Я люблю тебя, Россия», Юрий Гуляев с «Русским полем» и «Знаете, каким он парнем был», Магомаев с «Вдоль по Питерской». Чуть ли не единственную патриотическую песню из репертуара Ведищевой «Товарищ» на «Песне года» перепел Лещенко.
Кроме того, Лапин сделал ставку на слушателей-зрителей 30+. До появления Аллы Пугачевой главными певицами советской эстрады стали вполне традиционные Ольга Воронец (
Недаром Ведищева восклицает: «Мне так и говорили: «Берите пример с Валентины Толкуновой!»
С Толкуновой Аида брать пример не сочла нужным, идя по своей линии.
В какой-то момент ей это удавалось.
Ведищева собрала свой коллектив и сделала программу «Поющие новеллы». Эту программу, кстати, сама актриса характеризует как «а-ля западный мюзикл». После ряда успешных выступлений коллектив у Ведищевой отобрали. Тогда она записала инструментальные фонограммы всех своих песен и начала выступать под минусовку в шоу «Вечная песня любви» с тремя братьями-близнецами танцорами Абидовыми. Как только Абидовы раскрутились, их тоже забрали в самостоятельное плавание.
Нормальной творческой жизни Ведищевой не давали, но эмигрировала она одной из последних, в марте 1980-го, когда уже уехали Мондрус, Горовец, Нина Бродская.
В США все пришлось начинать сначала.
Но это уже другая история.
Комментарии (0)