4 июля отмечал день рождения Фрунзик Мкртчян (1930-1993), самый популярный армянский актер на просторах СССР.
Его несчастливая судьба вполне отвечает понятию: Рок.
Ведь все, что произошло с Фрунзиком случилось помимо его воли. Перебороть обстоятельства оказалось просто не в человеческих силах.
Матери и отцу Фрунзика чудом удалось уцелеть во время геноцида 1915 года. Детей подобрали буквально на дороге. Пройдя через детский дом, они работали на текстильном комбинате. Отец был табельщиком, мать мыла посуду в столовой.
Комбинат выпускал бязь, которую рабочие выносили по мере сил и возможности. Вот на таком выносе и попался отец Фрунзика. Его посадили.
А потом война началась.
В общем, первые годы Фрунзика легкими не назовешь: голод, безотцовщина, бандитский район.
К другой жизни подросток себя вытянул учебой при студии в Ленинаканском театре. Уже в семнадцать он вышел на профессиональную сцену.
В двадцать один год поступил в Ереванский театрально-художественный институт. Закончил и его тоже.
С ВЛАДИМИРОМ ЭТУШЕМ В "КАВКАЗСКОЙ ПЛЕННИЦЕ, ИЛИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА"
Талант Мкртчяна так бросался в глаза, что актера миновали трудности ожидания ролей. Настоящим театральным открытием стал Сирано де Бержерак в исполнении носатого Мктрчяна. Едва перевалив тридцатилетний рубеж Фрунзик получил звание Заслуженного артиста Армянской ССР. В сорок стал Народным артистом республики. К тому времени его уже знала вся страна.
Первым обратил внимание на Мкртчяна Георгий Данелия, пригласив актера на эпизод в картину «Тридцать три». В 1966 вышла комедия Гайдая про кавказскую пленницу и Мкртчяна накрыло валом дельных киноролей: «Айболит-66», «Не горюй!» (опять Данелия), «Солдат и слон». Визитной карточкой актера стал очередной шедевр Данелия «Мимино». За эту картину Мкртчян получил Госпремию, а в 1984 звание Народного артиста СССР.
"МИМИНО"
То есть, Фрунзик Мкртчян был дико востребованным, популярным актером, вот только окружающие все чаще стали замечать, что он закладывает за воротник. Во время съемок «Мимино» Данелия даже выдвинул условие: трезвость, полная трезвость, или сниму на фиг с роли.
Георгий Тер-Ованесов говорил:
«Пил Фрунзик много. Были даже проблемы с печенью. Но никогда в жизни он не зашивался. Хотя от алкоголизма лечиться пытался».
Пить Фрунзик начал с юности, с первых шагов в профессии. Один из его друзей, Азат Шеренц, лично поднес парню в стакане из под чая водку и заставил выпить, под тем предлогом, что все талантливые актеры были алкоголиками.
Таланту приходилось соответствовать.
Нет сомнений, - начиналось пьянство Фрунзика от переизбытка молодых сил, постепенно став средством побега от реальности.
Убегать же было от чего.
С ЖЕНОЙ ДОНАРОЙ ПИЛОСЯН В "КАВКАЗСКОЙ ПЛЕННИЦЕ, ИЛИ НОВЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ШУРИКА"
Роковую ошибку Фрунзик Мкртчян совершил, связав судьбу с Донарой Пилосян (1941-2011). Красивая абитуриентка приехала из Ленинакана в Ереван поступать на актрису и обратилась к старшему коллеге за помощью. Фрунзик помог. Скоро выяснилось, что Донара беременна. Пара расписалась. В 1959 родилась дочка Нуне, в 1972 сын Вазген.
Получив актерское образование, Донара стала работать вместе с Фрунзиком в Ереванском академическом театре. Муж старался протолкнуть ее и в фильмы со своим участием. В «Кавказской пленнице, или Новые приключения Шурика» Донара сыграла жену Джабраила и это, пожалуй, самая заметная ее роль. А ведь вместе с Мкртчяном она снималась в картинах «Адам и Хева», «Мужчины», «Приключения Мгера в отпуске», «Багадасар разводится с женой».
С самого начала брак тридцатилетнего успешного актера и восемнадцатилетней абитуриентки большинству окружающих казался мезальянсом. Друзья замечали за Донарой то, что влюбленный муж не видел: непредсказуемость характера; неожиданные вспышки гнева; идущие из глубин натуры, а вовсе не актерски разыгранные истерики.
Мкртчян старался объяснить поведение Донары логикой. У него всесоюзная слава, у нее локальная армянская известность. Возле него крутятся барышни, она беспокоится. Это любовь и ревность, ничего страшного.
Однако, со стороны Донары скандал следовал за скандалом. Если к мужу где-либо подходила особая женского пола, Донара бесилась. Однажды она сорвала генеральную репетицию в театре, когда Фрунзик проводил предписанную пьесой любовную историю.
А еще Донара взяла за правило смотреть фильмы с участием мужа на предмет не заигрывает ли он с актрисами.
В итоге друзья таки убедили Фрунзика показать ее врачам. Актер был готов к диагнозу «депрессия», но врачи огорошили диагнозом – «прогрессирующая шизофрения».
Последний раз на сцену Донара Пилосян вышла в 1982 году. Какое-то время лечилась во Франции, потом в Ереване. Последние 25 лет жизни находилась в Севанской психиатрической больнице. Там она даже создала театральный кружок.
"АЙБОЛИТ-66"
А Фрунзик психологически не мог жить один, приведя в дом третью жену. К сожалению, у мачехи не сложились отношения с дочерью Мкртчяна, ведь мачеха была всего на четыре года старше падчерицы. Последовал еще один развод.
Самый мощный удар, окончательно его подкосивший, Фрунзик получил от сына. Выяснилось, что у Вазгена тоже шизофрения, сработала наследственность. В трагичном итоге парень очутился в одной клинике с матерью. Сталкиваясь в коридоре, две родные тени не узнавали друг друга.
Умер Вазген в 2004 году, через десять лет после смерти отца.
Последний фильм с участием Фрунзика вышел в 1988, после чего актер осел в Ереване с намерением создать свой театр. Но что началось в Армении, думаю, рассказывать не надо. Обретя независимость, государство спринтерски проделало путь в пещерность, развязав Карабахскую войну.
Анна Ермилова вспоминала, что Фрунзик «За год до смерти совсем пал духом — рушился Советский Союз, праздничный Ереван превратился в поле боя. Фрунзик впал в депрессию, его все вокруг угнетало. К тому же он тяжело болел — у него была язва желудка, перенес две операции, сильно похудел».
Жизнерадостный, подаривший миру столько положительных эмоций Фрунзик умер в темной (не было электричества), холодной (не было отопления) квартире. По воле судеб в последние минуты рядом с ним находился Вазген, даже не понявший, что отец ушел навсегда.
Похороны любимого актера превратились в демонстрацию, ибо провожали в последний путь не просто лицедея, а символ могучей страны СССР, которой больше не будет.
Светлая память!
Комментарии (0)