В Загреб я прибыл на один день из Сараево. И надо же такому случиться, — весь день планировался ноющий, мерзкий, мелкий и промозглый дождь… Но что поделать, случается и такое в путешествиях.
Не замечать дождь, что я и сделал в конце-концов. И знаете что? Через какой-то период времени дождь забыл про меня. Но стоило мне вспомнить про дождь, как он тут же напоминал о себе. Ну да, промок слегка, пока не разобрался в чем тут секрет… )
Разумеется я начал изучать город с исторического центра бывшего Каптола (один из городов предшественников Загреба). Правда тогда, я понятия об этом не имел… ) Мне просто понравилась естественная доминанта, которая видна со всех сторон.
Это я о Загребском соборе, который официально называется так: Собор Вознесения Девы Марии и святых Стефана и Владислава! Интересно было посмотреть богословское обоснование названия… )
Однако красивый собор, очень красивый. Начали строить в 1093 году. Башни вокруг и стены которые опоясывают собор с трех сторон, — историческая необходимость средних веков. Когда Османская империя приблизилась к хорватским краям в XV, многие города начали возводить фортификационные укрепления, а уж Загреб-то само собой.
Чуточку в стороне от собора находится главная площадь города — Площадь бана Йосипа Елачича. Был такой австрийский полководец хорватского происхождения — правитель Хорватии в середине XIX века.
Собственно это он восседает на коне в центре площади. Югославские коммунисты отчего-то недолюбливали Йосипа, считая его угнетателем трудового народа, потому в 1966 году памятник спрятали, и на переименованной площади Республики проводили парады… В 90-х видимо справедливость восторжествовала, и бана вернули на свое место, а заодно и площади вернули его имя. Сегодня — это главное место встречь,
и точка пересечения практически всех загребских трамваев!
Тут выстраиваются настоящие трамвайные пробки.
Загребский трамвай — это самый популярный городской транспорт. Он даже ночью ходит! Поэтому куда бы Вам не понадобилось, — следуйте за синим трамваем.
Так, куда бы податься?
Несмотря на дождь, на улице многолюдно.
Но не удивительно, в городе проживает почти 800 000 человек. А с ближайшими пригородами — больше 1 млн душ рожденных в Хорватии.
Идя по улицам, надо быть весьма острожным, большинство современных трамваев тихие, бесшумно подкрадываются и давят зевак
Первый трамвай на конной тяге пошел здесь в 1891 году, а электрический вышел на маршруты в 1910 и с тех пор — это главный городской транспорт. Эти симпатичные трехсекционные вагоны были построены специально для загребского трамвая.
И кстати местным хорватским производителем, который видимо знает толк в изгибах городских улиц Загреба… )
Заглянем в боковые переулки, — ничего так, симпатичные.
Но фасадные улицы все же интереснее.
Кривая моего путешествия по Загребу вывела меня на обширную, симпатичную площадь, окруженную со всех сторон грациозными зданиями. Оказалось что я попал на Площадь маршала Тито (да-да, того самого).
Возможно Тито действительно был главным поборником образования и культуры в Югославии (что однако весьма спорно), так как практически все здания формирующие площадь, имеют отношение к образованию и культуре. Смотрите сами: Этнографический музей,
соседствует с Музеем искусств и ремесел,
который в свою очередь соседствует со Школой искусств и дизайна. Дальше больше (фото нет): Главный корпус Загребского университета, основанного в 1669 году; Музей хорватской школы; Академия драматического искусства (основанная в 1896 году).
Наконец, в самом центре площади (он же на 17 фото) — Хорватский Национальный театр (1895 год).
У входа расположен занимательный фонтан "Источник жизни", установленный здесь в 1905 году.
Меня все спрашивают, как живут хорваты? Да откуда же я знаю, как они живут? Я приехал всего на один день, поэтому впечатления достаточно поверхностные, тем более в таком щекотливом вопросе. Но я бы сказал, что хорваты живут лучше сербов и хуже словенцев. ) Легче стало? )
В составе Югославии, Загреб был вторым крупнейшим городом после Белграда. Здесь были развиты машиностроение, химическая, фармацевтическая, текстильная, пищевая промышленность, кроме того — это был центр приборостроения. Сохранилось ли все это после независимости Хорватии, я не знаю. Конечно, здесь сосредоточено почти 40% всего экономического потенциала страны. Средняя месячная заработанная плата в городе в 2013 году была — 6 699 кун (порядка 900 евро).
Какие-то кривые фонари у Ботанического сада Загреба… )
Местами город выглядит слегка потрепанным, как например Питер в середине 90-х
Уберите в воображении холмы на горизонте, разве не похож на Питер?
Следуя за синим трамваем (и только за ним),
я подобрался к железнодорожному вокзалу Загреба, и офису местного РЖД, — зданию администрации Хорватских железных дорог. Вот всегда так: Железнодорожники всего мира жалуются на убыточный бизнес без государственных дотаций (и т.п.), но я нигде не видел захудалых и скромных зданий, в которых размещаются администрации этих самых железных дорог. )
Аккурат напортив администрации, расположен Glavni Kolodvor, или Главный железнодорожный вокзал, впервые открывший свои двери для пассажиров в 1892 году.
Станция не тупиковая, через нее проходят международные линии: связывающие например Германию и Сербию. Отсюда можно уехать в Вену, в Будапешт, в Мюнхен, в Зальцбург, в Любляну, и даже в Цюрих!
Сюда же приходил поезд (состоящий из отдельных вагонов) и из Москвы. Нет, не этот… ) Это старинный памятный паровоз 125-052, 1891 года производства, MAV Будапешт.
А короткие поезда из Москвы, действительно приходили сюда, в составе двух поездов №21 (Москва-Прага) с Белорусского вокзала, и №15 (Москва-Будапешт) с Киевского.
Да нынче, кажется не ходят до этих мест.
Пришло время ненадолго прерваться, для того что-бы выяснить, как подружились Градец и Каптол и что из этого в итоге получилось?
published on
Запись
Комментарии (0)