Завершаю обзор латвийских автомобильных музеев рассказом о самом крупном автомузее Латвии — Рижском моторном музее. Музей является не только главной технической достопримечательностью Риги, но и одним из самых известных и интересных автомобильных музеев Европы. На трех этажах здания, построенного специально для размещения музейной экспозиции, собрана шикарная коллекция автомобилей, которая не оставит равнодушным ни одного любителя техники, к тому же некоторые автомобили, представленные в музее уникальны и увидеть их можно только тут.
Музей давно испытывает острую нехватку выставочной площади, и с 2013 года закрыт на капитальную реконструкцию, которая должна завершиться весной 2015 года. Так что этот пост отображает то состояние музея, каким оно было до реконструкции.
Здание музея находится в стороне от центра города, но добраться туда несложно общественным транспортом, рядом с музеем проходит автобусная линия. Само здание было построено специально для музейной экспозиции в период с 1986 по 1989 год, когда двери музея впервые открылись для публики.
Историю музея берет свое начало от Клуба антикварных автомобилей (КАА) Латвии, созданном в 1972 году по инициативе нескольких активистов. КАА являлся общественной организацией, занимающейся реставрацией старинных автомобилей и мотоциклов, популяризацией истории авто- и мототехники и объединением энтузиастов и коллекционеров старых транспортных средств. Участники объединения КАА мечтали создать в Риге автомобильный музей и их мечта сбылась в 1985 году, когда решением Совета Министров ЛССР был открыт центр технического творчества, выставок и отдыха «Межциемс», а спустя год началось строительство музейного здания, спроектированного латышским архитектором Виктором Валгумсом. Музей открылся в апреле 1989 года и с 1992 года является государственным музеем при Министерстве транспорта Латвии.
На входе в музей посетителей встречает Москвич-400.
Интерьер первого массового автомобиля СССР.
Напротив музейной кассы разместились три малолитражки. Оранжевый автомобиль слева я сперва принял за Фиат-500, но оказалось, что это австрийский Steyr-Puch 500D, произведенный в 1962 году. Кузов автомобиля и часть технической начинки являлись лицензионными копиями Фиата-500, но в отличии от последнего автомобиль имел другой мотор, коробку передач и немного видоизмененную подвеску. По центру еще одна копия Фиата — французская Simca 5, 1939 года выпуска. Производилась во Франции и Англии и являлась лицензионной копией автомобиля Fiat 500 Topolino. На заднем плане легендарный Renault 4 — малолитражка, продержавшаяся на конвейере благодаря удачной конструкции более тридцати лет — с 1961 по 1992 год.
Зайдя с улицы, посетитель попадает на средний уровень музея, тут собрано самое интересное и ценное и от обилия экспонатов захватывает дух.
Начну обзор с одного из самых старых представителей коллекции, легендарного Ford T, 1919 года выпуска. Этот автомобиль в представлении не нуждается. "Жестянка Лиззи", как машину прозвали в народе, поставила Америку на колеса. Благодаря впервые примененной конвейерной сборке и удачной конструкции, автомобиль получился дешевым и простым в эксплуатации, что сделало его лидером продаж на многие годы. Всего за период производства с 1908 по 1927 годы было выпущено около 15 миллионов автомобилей этой модели в различных кузовных вариантах.
Еще один древний представитель американского автопрома Overland Roadster Model 45. История марки Overland берет свое начало в 1903 году, когда в Америке была создана компания Standard Wheel, выпускавшая сперва велосипеды, а затем простенькие автомобили с одноцилиндровыми двигателями. С 1905 года фирма меняет название на Overland Automotive и с 1909 года налаживает производство автомобилей, конструкция которых частично копировала Ford T. Благодаря низкой цене (дешевле был только Ford T) фирма Overland вышла на второе место в США по выпуску автомобилей после Форда. Так к примеру Форд выпустил в 1911 году 35 000 автомобилей, а Overland Automotive 18 700. Автомобиль представленный в музее оснащен 4-цилиндровым двигателем, мощностью 20 л.с. и развивает скорость 63 км/ч.
Автомобили под маркой Overland производились до 1926 года, затем фирма выпускала автомобили под разными именами и стала родоначальницей известной фирмы Jeep. Знаменитый армейский Виллис, внедорожник производившийся огромными тиражами для американской армии, стал самым успешным детищем фирмы Willys-Overland Motors.
Один из уникальных автомобилей музейной коллекции, существующий в единственном экземпляре — пожарный Руссо-Балт. Машина была изготовлена на Русско-Балтийском вагонном заводе на основе однотонного грузовика типа "D" 24/40 по заказу Рижского Петровского пожарного общества в 1912 году. Была найдена в состоянии металлолома в 1976 году в деревне Рауна и восстановлена в 1978 году реставраторами клуба КАА при содействии пожарников.
Герб на крышке радиатора впечатляет.
За десятилетие производства 1908-1918 было выпущено около 500 машин этой марки из которых до наших дней сохранились лишь две — одна находится в Московском политехническом музее а вторая здесь в Риге. В этой машине оригинальными являются фрагменты кабины, часть рамы, радиатор, коробка передач и еще некоторые детали. Остальное было создано заново во время реставрации.
Еще один интересный раритет Renault 10 CV (9/45 HP) 1928 года выпуска. В довоенное время эти машины были распространены в Латвии. Характерной особенностью автомобилей Рено с 1904 и до начала 1930-х годов является то, что радиатор в них располагался между мотором и пассажирским салоном, чем и обусловлен уникальный дизайн капота.
Chevrolet Master model «DA» произведен в 1934г. Автомобили этой модели являлись люксовыми автомобилями компании Chevrolet и производились в период с 1933 по 1940 год. Данный автомобиль был изготовлен по индивидуальному заказу, для чего колесная база была увеличена на 23 см. Автомобиль вмещал семь человек, оснащался шестицилиндровым 80-сильным двигателем и мог разгоняться до 120км/ч.
Buick Eight Special, model 41 C — один из самых дешевых и популярных в 1930-х семейных седанов. Был популярен и распространен также в Латвии в довоенное время. Этот автомобиль 1939 года выпуска, оборудован 8-цилиндровым двигателем мощностью 108 л.с. Максимальная скорость 130 км/ч.
Интерьер Бьюика.
Opel Kapitän 1939 года с несущим цельнометаллическим кузовом. Последняя модель Опель созданная перед Второй мировой, за два года производства 1939-1940 было собрано чуть более 25 000 автомобилей.
Renault Viva Grand Sport Type BCX 3 (1938 год). Данный автомобиль использовался первым секретарем посольства Франции в Латвии Жаном де Босс в конце 1930-х. В сентябре 1940 года, оставляя оккупированную Латвию, работники посольства продали эту машину водителю Ж. Фелдманису, проработавшему много лет в посольстве.
Роскошный спортивный кабриолет Horch 853, выпущенный в 1936 году. Пятилитровый 8-цилиндровый мотор мощностью 100 л.с. разгонял 2,5 тонную машину до скорости 135 км/ч. Производился с 1935 по 1940 годы, всего было выпущено 2200 автомобилей этой серии в различных кузовах и модификациях.
Еще один немец Opel Admiral — элегантный спортивный кабриолет, изготовленный в 1938 году небольшой партией в 90 автомобилей кузовной фирмой "Hebmüller" на стенде которой он экспонировался в 1938 году на международном автосалоне в Берлине. Во время Второй мировой автомобили этой модели были экспроприированы Вермахтом и использовались в качестве штабных генералами и высшими чинами армии.
Этот автомобиль в качестве военного трофея после Сталинградской битвы достался советским войскам и использовался маршалом Красной армии А. Василевским.
Шикарный Lincoln Continental 1947 года выпуска — топовая модель подразделения Lincoln, производившаяся в 1946-1948 годах. Автомобиль оснащался 12-цилиндровым V-образным двигателем, мощностью 130 л.с.
Красивая железяка!
Еще один американец — Nash Ambassador 1951 года выпуска. Ambassador — имя целого семейства автомобилей, производившихся компанией Nash Motors между 1932 и 1957 годами. Характерная черта Амбассадора модельного ряда 1949-1951 годов — аэродинамический кузов с закрытыми нишами передних и задних колес. Спинка передних сидений в автомобиле откидывалась образуя с задними кровать на троих человек. За три года производства было выпущено 40 000 автомобилей этого модельного ряда.
Переместимся в уголок роскоши — тут собрана коллекция автомобилей из кремлевского гаража, некогда принадлежащих высшим руководителям Советского союза. Коллекция содержит уникальные экспонаты, которые можно увидеть лишь в Рижском моторном музее.
Начнем обзор коллекции с роскошного спортивного кабриолета Packard Super Eight, изготовленного на шасси 15-й серии в 1937 году по индивидуальному заказу в элитарном парижском кузовном ателье "Franay". До Второй мировой войны автомобиль принадлежал королю Румынии Каролу Второму, после окончаний войны был вывезен в качестве трофея в советский союз и помещен в кремлевский гараж.
Шикарный интерьер из ценных пород дерева излучает аристократичность.
Автомобиль комплектовался пятилитровым мотором, мощностью 135 л.с. и мог разгоняться до 135 км/ч.
Фирменные диски.
published on
Запись
Комментарии (0)