В гостях проекта Марафон Инсайтов Роман Цирулин - парикмахер.Int.Art-D.Edicator Toni&Guy Russia. Создатель “TSIRULIN EDUCATION”
Парикмахер Роман Цирулин- Сегодня у нас в гостях парикмахер, Роман Цирулин. Роман, привет!
- Привет, Андрей!
- Как проходит твоя самоизоляция?
- Мне кажется, моя самоизоляция проходит лучше, чем у многих
людей: я живу за городом, у меня рядом лес. К тому же у меня получается работать онлайн.
- Интересно, как именно ты работал онлайн? Это была преподавательская деятельность?
- Да, я провёл несколько эфиров, преподавал в закрытом аккаунте. Потом я понял, что смысла в этом нет. В нашей профессии гораздо важнее офлайн-площадки.
- Ты скучал по работе? Для многих парикмахеров, с которыми я знаком, самое страшное - это не пользоваться инструментами более трёх месяцев.
- Конечно, я скучал! Правда, пару человек я за этот период всё-таки подстриг, не буду скрывать. Это клиенты, которые со мной уже более 15 лет и я просто не мог им отказать.
Мы часто недооцениваем себя, и тут важен некий авторитет, который своим взглядом со стороны “вытянет” нас наверх.- Понятно. Расскажи, пожалуйста, как ты оказался в профессии? В каком возрасте ты понял, что хочешь быть парикмахером?
- Я осознал, кем хочу работать, довольно поздно. Знаю, что многие начинают работать в этой сфере в 16 лет, но я начал в 24 или 25. Изначально у меня было классическое музыкальное образование. Я 5 лет проработал в симфоническом оркестре. Людям, которые занимались классической музыкой, в 90-е платили немного. Насколько я знаю, ситуация сейчас не очень изменилась.
Тогда к моей профессии существовало предвзятое отношение, не такое, как сейчас. Считалось, что в парикмахеры идёт человек, который не поступил в высшее учебное заведение. У меня, на минуточку, “Гнесиных” за плечами.
Так что начал я поздно. Это мотивировало меня делать быстрые шаги, потому что я постоянно не успевал.
Кстати, моя бывшая жена была против того, чтобы я стриг людей. В дальнейшем это и привело к разводу.
- Почему ты выбрал именно такую профессию?
Путь ученика у меня занял год-полтора. Я стоял рядом с мастером, смотрел, как он работает, а со временем начал работать сам.
- Я в домашних условиях стриг маму и красил кому-то волосы, хотя не понимал, как это делается правильно. Мне нравилось этим заниматься. Постепенно я бросил музыку, перешёл в эту профессию, начал учиться и работать. Занимаюсь этим уже больше 20 лет.
- Куда же ты пошёл учиться?
- Я родом из Краснодара. Там, в одном из домов быта, находился салон Натальи Кравченко. Она происходит из плеяды таких мастеров, как Баклушина, или ныне покойный Харьковский. Эта студия существует до сих пор, но находится в другом месте. У неё я и учился, а потом уже переехал в Москву.
- То есть это было “естественное” обучение? Ты просто там работал ассистентом?
- Тогда не было такого понятия, “ассистент”. Я работал, как ученик у мастера: подметал пол, делал мелирование, окрашивание, а мастер стриг. Путь ученика у меня занял год-полтора. Я стоял рядом с мастером, смотрел, как он работает, а со временем начал работать сам.
- Значит, сначала нужно “развить насмотренность”?
- Конечно. Моё первое образование было не таким глобальным. Потом я пришёл работать в крупнейшую мировую компанию. Там я получил ответы на многие вопросы, которые у меня возникали раньше.
- Это случилось уже после того, как ты приехал в Москву?
- Однажды я читал один журнал и узнал, что в Москве открывается салон очень известной компании. Там должен был проходить кастинг, ради которого я и “сорвался” в Москву. Мне был близок их “взгляд на волосы”, хотя я ещё ничего не понимал в этом. Сначала мне пришлось поработать в салоне Александра Тодчука, чтобы “перебиться”. Я им так и сказал, что работаю у них временно и жду, когда закончится ремонт и откроется другой салон.
Наталья Кравченко, призер чемпионатов мира и Европы по парикмахерскому искусству, первый парикмахер в СССР, вошедший в десятку лучших мастеров мира. Я стараюсь не оценивать себя вообще. Просто работаю, вот и всё.- Получается, тебя уже брали на работу в такие места, не смотря на то, что ты только приехал?
- У нас был очень серьёзный кастинг: 26 человек на место. Тем не менее меня взяли работать. Мне было сложно оценивать себя, как профессионала: я просто человек из южного города и никогда нигде не участвовал. То что меня взяли - для меня было удивительно.
- Мы часто недооцениваем себя, и тут важен некий авторитет, который своим взглядом со стороны “вытянет” нас наверх.
- Не знаю, хорошо это или плохо, но я стараюсь не оценивать себя вообще. Я просто работаю, вот и всё.
- Это очень хорошее качество. Дальше начался твой карьерный путь в этой компании? Ты в ней с самого начала?
- Да. Я работаю там с момента открытия этой компании в России. Это было 17 лет назад.
- Насколько я знаю, у тебя есть одно качество: ты постоянно развивался, “подтягивая” своё образование. Это был осознанный выбор, или так просто получалось?
- Это не врождённое качество. Требовалась работа над собой. Тем более, я занимался обучением других людей.
- Чем для тебя является причёска, которую ты делаешь человеку?
- Для меня важно не просто подстричь волосы, а чтобы это стало одним целым с человеком. Всё должно быть гармонично.
Технические навыки приобретаются довольно быстро. Развить вкус - гораздо сложнее.- У тебя изначально было ощущение этой гармонии, или ты со временем начал это чувствовать?
- Сложно сказать. Технические навыки приобретаются довольно быстро. Если мы будем говорить про вкус - ему научиться гораздо сложнее. Почти невозможно. Наверное, это должно быть внутри человека изначально. В нашей профессии существуют как очень известные люди, так и обычные мастера, которые просто работают в салонах, и в этом нет ничего страшного.
- Значит чувство гармонии - это врождённое.
- О гармонии очень сложно говорить. Существует такая вещь, как линии. Если не ошибаюсь, британские учёные сделали тест в журнале: собрали несколько женских фигур и сделали так, чтобы не было видно лица. В итоге 95 процентов мужчин проголосовали за женскую фигуру с ярко выраженными талией, грудью и всем остальным. Они выбрали женщину “с формами”. На подсознание мужчин повлияло то, что эта женщина сможет родить и выкормить ребёнка. В этом случае тоже сработали гармония, линии и форма, как и в причёске. Всё должно быть гармонично.
- Расскажи, что тебе нравится в создании причёски? Сам процесс, или эмоция, которую получает человек?
- Здесь присутствует большая совокупность факторов. Конечно, я рад, когда клиент уходит довольным, но лично для меня больше важен процесс.
- Тебе больше нравится, когда тебе дают творческую свободу, или когда клиент направляет тебя, говорит, как именно нужно делать?
- Я салонный мастер, и в салоне существуют рамки, в которые тебя ставит клиент. Это нормально. Как ты будешь действовать внутри этих рамок - отдельная история, но ты всё равно будешь в рамках. Я пошёл в преподавание, потому что туда приходят модели, которые внутренне готовы к изменениям. Наверное, поэтому мне интереснее работать с ними. Тут есть ограничения, но не такие жёсткие, как при работе в салоне.
Операции, которые ты делаешь руками - это 30 процентов работы. Самое главное - это понимание клиента, который садится в твоё кресло.- У тебя бывали случаи, когда человек был недоволен стрижкой?
- Такое случалось раньше, но сейчас этого практически не нет. Так происходило потому что я не совсем правильно консультировал этих клиентов. Наверное, я их не понимал.
- Получается, нужно понимать психологию и развивать в себе умение коммуницировать с людьми?
- Наверное, это самое важное в нашей работе. Операции, которые ты делаешь руками - это 30 процентов работы. Самое главное - это понимание клиента, который садится в твоё кресло.
Возможно, другие парикмахеры со мной не согласятся, но я считаю, что мы не художники. Мы режем волосы и создаём линии.- Наверное, именно с опытом появляется понимание человека, который к тебе приходит? Чем опытнее ты становишься - тем лучше ты его понимаешь.
- Сейчас бывает даже так: человек приходит, садится в кресло, говорит буквально пару слов - и я его уже понимаю. Понимаю психологически, насколько он готов к чему-либо, или не готов.
- Ты понимаешь, что именно человеку “даст” причёска, которую ты предлагаешь? Может быть, ты при этом о чём-то думаешь и что-то представляешь?
- Расскажу одну историю: ко мне в салон пришла девушка, подстриглась, потом познакомилась на улице с парнем и вышла за него замуж. Сейчас у них трое детей. Позже я познакомился с её мужем, он тоже стал ко мне ходить и он сказал мне, что в тот день ему понравилась её стрижка. Вот какие случаи бывают.
- Круто! А бывали моменты, когда ты “перегорал”? Когда “опускались руки” и ты говорил себе, что больше не хочешь стричь.
- У меня такое было и, наверное, так происходит у каждого специалиста, это “перегорание в профессии”. Если тот, кто работает в профессии уже лет двадцать, скажет вам, что у него такого не было - он слукавит. Нужно давать себе отдых.
- Это не остановило твоего движения вперёд?
- Не остановило, но у меня был период в жизни, когда я около двух с половиной лет работал без выходных. Без единого выходного.
Обратите внимание:
- Это не остановило твоего движения вперёд?
- Не остановило, но у меня был период в жизни, когда я около двух с половиной лет работал без выходных. Без единого выходного. Я считаю, что так делать нельзя. Наверное, после этого я и “перегорел”. Нельзя так сильно загонять себя, как бы ты ни был востребован.
- Расскажи, пожалуйста, про своих мастеров. У тебя был кто-то, на кого ты равнялся и у кого учился? Кто-то, кто повлиял на твоё “восприятие причёски”?
- Многие профессионалы из нашей индустрии влияют на меня до сих пор. Я смотрю их работы в соцсетях.
- Ты воспринимаешь себя, как художника?
- Нет. Возможно, другие парикмахеры со мной не согласятся, но я считаю, что мы не художники. Мы режем волосы и создаём линии. Да, мы немного похожи на художников, если относиться к этому не как к живописи, а как к черчению. Когда я был молод и у меня не хватало знаний, ко мне приходил клиент и я ему говорил ему: “Я вас так вижу”, как будто я и правда художник. Этим я оправдывал какие-то ошибки, которые допускал. По прошествии лет я перестал так говорить: я просто знаю определённые вещи и делаю их.
- Получается, в первую очередь, это обширный багаж технических средств, которые ты постоянно используешь. Это твоя “насмотренность”, количество людей, форм и линий, которые “через тебя прошли”.
- Представь себе повара. У него есть определённый набор ножей. Каждый нож он использует для чего-то конкретного и готовит блюдо. У меня тоже есть инструменты, которыми я владею. Когда твои навыки уже на хорошем уровне, ты перестаёшь говорить “я вас так вижу”, если у тебя что-то плохо получилось.
- Насколько важную роль играют технические инструменты? Для тебя важно, какими инструментами ты работаешь? Например, это могут быть любые ножницы?
- Не любые, но я могу взять ножницы хуже или лучше, но на качество стрижки это не повлияет.
Я считаю, что не надо заниматься самокопанием. Надо просто работать.- Может быть, у тебя есть совет, как человек, который только начинает свой путь в профессии, может понять, готов ли он? Сейчас из-за того, нам очень многое доступно, на нас каждый день обрушивается поток информации. Людям страшно попробовать, при этом они постоянно говорят о том, что у них заканчивается время и каждый день его становится всё меньше. В наше время люди всё больше и больше оценивают себя, из-за этого у них пропадает уверенность в себе.
- Что я могу посоветовать… Я считаю, что не надо заниматься самокопанием. Надо просто работать, но это лично мой опыт. Я просто каждый день работал. Никак иначе.
Нужно меньше копаться в себе и больше работать и стараться, чтобы в работе не было стресса. Стресс ни к чему хорошему не приведёт.- А у тебя были сомнения? Ты сомневался, переживал, но всё равно делал?
- У меня до сих пор сомнения! Но я не нервничаю. Правда, иногда я думаю о том, что некоторые вещи можно было сделать лучше.
Другим же я посоветую меньше копаться в себе и больше работать и стараться, чтобы в работе не было стресса. Стресс ни к чему хорошему не приведёт. Когда ты загоняешь себя в состояние самокопания, потом ты можешь вовсе “положить ножницы на полку”, перестать заниматься своим делом. Во всём должен быть баланс, должны присутствовать разные аспекты, в том числе и критика по отношению к себе. Это очень мотивирует. Ещё, конечно, надо хвалить себя. Тогда ты понимаешь: что-то ты сделал классно, а чем-то ты недоволен.
Ко всему надо подходить со “здоровой головой”, не перегибать. У меня было время, когда баланса не было и, наверное, это и привело к “выгоранию”.
Человек хочет работать, заниматься тем делом, которое ему нравится, чтобы оно приносило ему деньги. Ему нужно, чтобы у него была хорошая семья, чтобы росли дети. Ещё ему надо отдыхать. Что это такое? Это баланс в жизни.
То же самое происходит и в работе: должен быть баланс между разными аспектами.
Роман Цирулин на фестивале “Стиль жизни” (Сочи)Клиенту не важно, как именно я режу волосы, потому что он приходит за конечным результатом.- Абсолютно согласен. Расскажи ещё одну вещь: я сталкивался с тем, что у парикмахеров есть такие понятия, как “твой клиент” и “не твой клиент”. С чем это связано?
- Я бы назвал это иначе: есть “твой мастер”, а есть “не твой мастер”. Клиенту не важно, как именно я режу волосы, потому что он приходит за конечным результатом. Клиент платит мне деньги за тот вкус, который я “переношу на его волосы”. Клиент выбирает мастера.
- Почему люди уходят стричься к другим мастерам? Может быть это происходит, потому что мастер остаётся в одном и том же состоянии и перестаёт развиваться? Ты его меняешь, потому что он не привносит ничего нового и остаётся на одном и том же уровне.
- Да, такое бывает и довольно часто. Всегда нужно развиваться.
- Есть мнение, что вы влияете на энергию человека, взаимодействуя с его волосами. Ты в это веришь?
- Нет, не верю.
- Ты не задумывался, почему заросший человек, который приходит к тебе, всегда выглядит старше? Когда ты состригаешь его волосы - он сразу меняется.
- Я думаю, так происходит, потому что заросшая голова выглядит более бесформенной. Когда ты состригаешь волосы, ты задаёшь определённую форму. Естественно, это “освежает” человека. Я реалист и в магию не верю. Да, мы режем волосы. Кто-то вкусно готовит еду, кто-то идеально шьёт платья. Все мы так или иначе просто работаем с материалами.
Когда ты преподаёшь - ты не имеешь права не общаться. Здесь надо справляться с собой, чтобы мастера, которые пришли к тебе учиться, получили качественную информацию.- Скажи, твоё психологическое состояние влияет на тебя, когда ты стрижёшь человека?
- Нет.
- Так было с самого начала?
- Это пришло с годами. В начале карьеры оно влияло на мою работу, сейчас уже нет.
Моё психологическое состояние может повлиять, скорее, на преподавание. Когда ты работаешь в салоне и стрижёшь - тебе не обязательно общаться с клиентом. Ты делаешь это на своё усмотрение. Когда ты преподаёшь - ты не имеешь права не общаться. Здесь надо справляться с собой, чтобы мастера, которые пришли к тебе учиться, получили качественную информацию.
Если бы мастера были одинаковыми - одинаковыми получались бы и клиенты.- Ты говорил, что очень сложно научить человека гармонии и восприятию. Как ты поступаешь, когда встречаешь человека и видишь, что ему это не дано?
- Такого практически не бывает. Ведь у нас в профессии не бывает случайных людей.
- Расскажи, пожалуйста, кто эти “не случайные” люди?
- У нас имеет место отбор, который происходит в самом начале обучения. Когда человек приходит и начинает получать базовое образование - он уже на этом этапе понимает, нужно это ему, или нет. Тем не менее, у тех людей, которые остаются, вкус всё равно разный. На мой взгляд, это прекрасно. Если бы мастера были одинаковыми - одинаковыми получались бы и клиенты. У каждого мастера своё “вкусовое ощущение”, которое он “переносит” на волосы.
- Значит, частичку себя вы всё-таки оставляете?
- Конечно, при каждой стрижке.
- Всё-таки вы немного художники. Но мне очень нравится твой прагматичный подход. Нравится, что ты не называешь себя художником и относишься к инструментам, как к инструментам. Такова особенность твоего восприятия и твоего преподавательского дара. Это помогает тебе передавать свои знания другим людям: ты учишь их использовать конкретные инструменты. В этом, как мне кажется, состоит уникальность профессии преподавателя: учиться самому и находить способы донести свои знания до окружающих. Это тоже не всем дано.
- Да, я согласен с этим.
Какие у тебя дальнейшие творческие планы?
- Преподавать. Сейчас сложное время и непонятно, что будет дальше, но с этой арены я не уйду.
- Ты не думал поискать средства для того, чтобы всерьёз заняться преподаванием онлайн? Может быть, организуешь какие-нибудь подготовительные курсы, или что-то подобное.
- У меня есть онлайн-курс, но если говорить честно - наша профессия очень тактильна. Мы никогда не сможем “поставить” человеку руку онлайн. У нас есть как зрительное, так и тактильное восприятие. Когда ты трогаешь шёлк и брезент - у тебя сразу происходит понимание того, чем они отличаются и как ты будешь с ними работать.
- Мы сегодня затронули многие темы, которые будут интересны тем, кто начинает свой путь и ему предстоит выбор профессии. Ты рассказал интересные вещи и говорил о них очень простыми словами. Человек послушает твоё мнение и, возможно, начнёт осознанно двигаться в этом направлении.
Спасибо тебе большое за интересные инсайты и за те потрясающие вещи, о которых ты рассказал и осветил их с необычных сторон. Всего тебе хорошего!
- Спасибо, Андрей! Тебе тоже всего доброго!
***
Интервью было записано в июне 2020 года.
МАРАФОН ИНСАЙТОВ Подписывайтесь на страницу проекта и не пропустите новые публикации интервью с уникальными людьми в своих профессиях.
Автор и ведущий проекта: Андрей ДейчРедактор проекта: Александр ВыгранТелеграмм канал:
Yandex.Music:
Больше интересных статей здесь:
Источник статьи:
Комментарии (0)