Афиша. Одри на первом плане. Справа от нее Мел Феррер (Андрей Болконский), слева Генри Фонда (Пьер Безухов)
4 мая отмечает день рождения Одри Хепберн (1929-1993), которая стала известна широкому зрителю СССР как Наташа Ростова из голливудской экранизации «Войны и мира» (1956).
Сама Хепберн считала эту роль провалом, говоря: «У меня были два фильма, в которых я могла выполнить работу на «Оскара», но не сделала ее: «Война и мир» и «Моя прекрасная леди».
Как так получилось?
К съемкам в «Войне и мире» Одри подошла в крайне расшатанном состоянии.
С одной стороны, ее настигла мировая слава в картинах «Римские каникулы» и «Сабрина». С другой, контракт, который она подписала, будучи молодой, никому не известной актрисой, предусматривал денежный мизер. То есть звезда не могла себе позволить звездную жизнь.
С одной стороны, она нашла мужа и защитника своих интересов – актера Мела Феррера. С другой, пережила выкидыш и начала догадываться, что жизнь с мужем сахаром не будет.
Денежный вопрос был решен продюсерами Дино де Лаурентисом и Карло Понти, которые пролоббировали Одри на роль Наташи Ростовой. За 12 съемочных недель ей предложили 350 тысяч долларов + 500 долларов в неделю на ежедневные расходы + 27 500 гринов за каждую неделю работы сверхплана. Это при том, что за триумфальные «Римские каникулы» Одри получила лишь двенадцать с половиной тысяч.
По контракту Одри должна была приступить к съемкам только после того как ею будет одобрен сценарий, актерский состав, оператор и гример.
В таком случае непонятно, почему она ни настояла на своем.
Например, сценарий.
В Голливуде «Золотого века» царил поточный метод производства. Классическое произведение Льва Толстого разбили на части, над которыми аж целых три недели корпели не связанные между собой сценаристы. Режиссер Кинг Видор получил пачку в 560 листов и схватился за голову. Потом сценарий доделывался, переделывался, подтягивался, но все равно вышел а) громоздким, и б) не отвечающим духу романа Толстого.
А актерский состав?
Одри мечтала чтобы Пьера Безухова сыграл Питер Устинов и, право!, это был бы идеальный Пьер. Но продюсеры не могли позволить Наташе Ростовой сменить подтянутого Андрея Болконского (Мел Феррер) на расхлябанного толстячка Пьера — Устинова.
Одри заткнули рот, начав переговоры с Грегори Пеком. Против кандидатуры человека, который опекал ее во время съемок «Римских каникул», актриса свой голос поднять не могла. Однако, ее беспокоил намечавшийся на площадке тройничок. Ходили необоснованные слухи о романе Пека и Хепберн, а на роль Андрея Болконского шел ревнивый муж – Мел Феррер.
В результате Пьера Безухова, которому в книге едва за двадцать, сыграл пятидесятилетний Генри Фонда, позже признавшийся, что снимался только из-за денег.
Наташа и Андрей Болконский (муж и жена Одри Хепберн и Мел Феррер)
В плане актерской игры Одри и сама испытывала трудности. Прежде она играла только девушек, находящихся на пороге обретения женственности. Наташа Ростова такова до войны, Толстой показал преображение юной, восторженной нимфетки в мать семейства. Нужно было давать развитие характера, но это а) не было предусмотрено сценарием, и б) вступало в противоречие с игрой партнеров. Генри Фонда вообще на все забил, следя лишь за тем, чтобы его Пьер Безухов как можно чаще носил в кадре очки, чему постоянно противились продюсеры. Касаемо мужа Феррера Одри писала:
«Феррер играл очень умело, но действительно отстранено, он просто выполнял свою роль, произнося слова и делая нужные движения. Сомневаюсь, что восторженная Наташа Ростова могла влюбиться в такого холодного князя Андрея.
...
Я пыталась объяснить:
— Мел, чтобы получилось по-настоящему, нужно по-настоящему чувствовать…
Он фыркал:
— Так может говорить только неопытная статистка. … Актеры должны уметь играть, понимаешь, играть страсть, а не поддаваться ей.
— Но ведь тогда получается фальшиво…
Я обожала своего Мела, но не могла не признать, что у него получалось пусть не фальшиво, но совершенно холодно, это заметно испортило роль князя Андрея».
Рядом с таким бэкграундом Одри тоже терпела поражение, говоря: «Не было жизни в картине, были только съемки и следование сюжету. Рядом со мной бесстрастно изображал любовь Мел и хмурился Генри, и попытки оживить их с помощью восторгов Наташи делали ее образ несколько глуповатым».
Сложную картину почему-то делали в спешке. Контракт с Одри заключили в марте 1955, в июле начали съемки, к ноябрю их закончили.
Фильм стоимостью в 6 миллионов долларов едва отбил в американском прокате бюджет. Три номинации на «Оскар» не принесли наград.
Хитом картина стала в Италии, поскольку «Парамаунт» кооперировался с итальянскими компаниями Карло Понти и Дино де Лаурентиса и в фильме появились итальянские звезды Витторио Гассман в роли Анатоля Курагина, Анна-Мария Ферреро в роли княжны Марьи, Милли Витали в роли жены Андрея Болконского.
Собрала картина неплохой урожай и в СССР. Выпустили ее на советский экран достаточно оперативно, всего через три года после премьеры. Свыше 31 миллиона зрителей посмотрело фильм.
Раскритиковавший американскую версию Виктор Шкловский заметил: «У нас картина оставляет чувство вины— за то, что мы сами не собрались показать своему народу с экрана «Войну и мир», чтобы помочь зрителю вчитаться в великое произведение».
Пройдет всего пара лет и за советскую экранизацию романа возьмется Сергей Бондарчук. И получит «Оскар» с «Золотым глобусом».
А Одри Хепберн заметит:
«Я смотрела русский вариант «Войны и мира» и чуть не плакала, там было все: музыка речи, музыка чувств, музыка души… Приятно, что актриса, играющая Наташу Ростову, похожа на меня, значит, даже русские решили, что Наташа должна быть именно такой. Но она действительно менялась в фильме, а я оставалась такой же».
Вообще путь Одри отнюдь не оказался усыпан розами.
И мы об этом еще будем говорить.
Комментарии (0)