Мы уже говорили об актере Леониде Харитонове (1930-1987), и вот опять (
Слишком уж знаменательна его звездная кинокарьера, продлившаяся всего пятилетку, включив пять знаковых фильмов.
Вот эти фильмы и рассмотрим, выяснив, почему кинопроект «Леонид Харитонов» мгновенно вспыхнул и быстро прикатился к логическому финалу.
"ШКОЛА МУЖЕСТВА"
В экранизацию повести Аркадия Гайдара «Школа», получившую в прокате говорящее название «Школа мужества» (1954), Харитонова спустили сверху. Ученик школы-студии МХАТ не хотел сниматься, поскольку его педагоги относились к киносъемкам неодобрительно. Пришлось подключать вышестоящие организации, где Харитонову объяснили – он выбран из десятка претендентов.
Фильм Владимира Басова и Мстислава Корчагина (
«Школа мужества» заложила базис героя Леонида Харитонова. В основных фильмах, принесших ему славу, он будет показывать юношу, вливающегося в коллектив; индивидуалиста, выходящего на правильный общественный большак.
«Школу мужества» посмотрело 27,2 миллиона зрителей, но куда этому фильму до успеха следующей картины Харитонова, комедии «Солдат Иван Бровкин» режиссера Ивана Лукинского (1955).
Это самая известная картина Харитонова, тем удивительнее, что играть ему там было совершенно нечего. Двадцатипятилетний Харитонов изображал призывника Ваню Бровкина, бедокура, ставящего своими выходками на уши всю деревню. Характерно, что все у Вани получается через одно место случайно, зла он лишен напрочь. Его голубоглазая наивность подкупает большинство персонажей фильма. Стоит Ванюше взять в руки гармонь, как у окружающих влажнеют глаза и на лица сходит нежность. Бровкин берет всех юношеской непосредственностью, чистотой, за которой о, ужас!, ничего не просматривается. Герой лишен характера и только дикое обаяние Харитонова придало этому персонажу хоть какой-то оттенок индивидуальности.
Основная характеристика Бровкина, звучащая с экрана то и дело: непутевый (то бишь, лишенный пути). Наставить его на путь надлежит советской армии. В финале мы имеем бравого солдата, но метаморфозе уделено столь мало экранного времени, что не совсем понятно как она произошла, но это и не важно, можно домыслить.
Фильм посмотрело свыше 40 миллионов зрителей, а военкоматы в те блаженные года испытали наплыв призывников.
"СЫН"
«Солдат Иван Бровкин» показывал путь советской молодежи к успеху через спартанское армейское воспитание. Следующий фильм с участием Харитонова - драма Юрия Озерова «Сын» (1955) - приводила героя к консенсусу с миром через работу на стройке. Харитонов играл Андрея Горяева, теленка, что надумал бунтовать супротив родителей и ушел из дома. Не знаю, замечал ли кто, но «Сын» вовсю исповедовал домостроевский уклад. Папаша Горяев заставлял вызволенного из кутузки (куда попал за пьяный уличный дебош) сынка при всем честном народе окатываться водой из ведра, а в финале соединившаяся семья радостно, и едва ли не хрюкая, склонялась над огромными тарелками супа, предварительно отдав матери семейства пачки заработанных честным трудом денег. Это то самое мещанское счастье, которое так ненавидел Маяковский, - побитый канарейками коммунизм. Культ денег и еды буквально вопиет из фильма, где Горяеву отказывает в деньгах родственник, а в тарелке еды мать школьного дружка, прочитав юноше нравоучительные сентенции.
Режиссер Юрий Озеров стремился убедить зрителя в реальности происходящих событий, для чего выводил действие на московские улицы, усвоив уроки модного тогда неореализма. Но убедительнее московских улиц оказался Харитонов, взбалмошный подросток с трудом находящий себя в реальностях новостройки.
«Сын» посмотрело 28,3 миллиона зрителей.
"В ДОБРЫЙ ЧАС"
На мой взгляд, самую лучшую роль звездной линейки Харитонов сыграл в молодежной драме Виктора Эйсымонта «В добрый час!» (1956). То была экранизация Розова, а, значит, в какой-то мере театр, столь любимый Харитоновым театр. Харитонов показал на экране абитуриента из благополучной московской семьи, которого родители тащат в институт, а он в результате поедет на стройку в Сибирь. Сам Харитонов отдавал этому фильму решительное предпочтение перед «Иваном Бровкиным» и понятно почему. Здесь ему и поговорить нашлось о чем, и себя показать, - дитя войны, шаловливого московского паренька, которому суждено повзрослеть.
Фильм собрал в прокате 29,3 миллиона зрителей.
"УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ"
Итак, за пару лет кинематограф явил в лице Харитонова нового героя «оттепельных» времен: юношу, играющего в индивидуализм, но быстро за ум берущегося. Первый фильм («Школа мужества») был ретроспективен, но дальше герой показывался в современных реалиях. Перевоспитание велось с помощью армии да стройки.
Благодаря актерскому обаянию Харитонова, который в двадцать пять лет мог играть абитуриентов, все фильмы с его участием стали лидером проката, а он одним из самых востребованных актеров.
В 1957 вышла разноцветная комедия «Улица полна неожиданностей» отличающаяся от фильмов основной линейки. Харитонов предстал в образе уличного постового в белоснежной, аки пломбир, форме.
"ИВАН БРОВКИН НА ЦЕЛИНЕ"
В 1958 году Иван Лукинский решил повторить успех Ивана Бровкина, для чего затеял продолжение «Иван Бровкин на целине». Конфликт ленты был высосан из пальца. После армии герой взял курс на целинные земли, а девушка его сочла это предательством. Вот на такой немудрённости и зиждилась драматургия.
Но не это плохо. Характера у Ивана Бровкина так и не появилось, а резко отяжелевший за какой-нибудь год Харитонов (характерно, что в фильме его величают по имени-отчеству Иваном Романовичем) больше не мог вывести роль на одном обаянии.
«Иван Бровкин на целине», который посмотрело свыше 44 миллионов зрителей, знаменовал финал удачного кинопроекта. Герой становился бригадиром трактористов и удостаивался Ордена Трудового Красного Знамени. Куда уж дальше. Развивать образ мятущегося выпускника было невозможно, благо мальчик (Харитонов) вырос. В «Иване Бровкине на целине» вальяжно похаживал не юнец, а функция и поневоле возникал вопрос: «А для чего жил, рос, перебарывал себя чистый мальчик? Чтобы стать лишенным индивидуальности дядей?» Хотя герой в рамках фильма получал уважение окружающих, девушку, его больше никто не звал «непутевым» все равно при сравнении «Было — стало» напрашивался вывод, что непутевый Бровкин был лучше.
С окончанием проекта перед Харитоновым выросла проблема, ибо больше никто не стучался к нему со сценариями. Но у него был театр, которому актер и отдал все силы.
Впрочем, об этом мы уже говорили (
Комментарии (0)