Российский фотограф Елена Аносова вошла в список победителей самого престижного конкурса фотожурналистики World Press Photo 2017. Ее серия Out-of-the-Way, в которой Елена исследует родину своих предков в Сибири, заняла второе место в номинации «Повседневная жизнь — истории». Bird In Flight встретился с победительницей и узнал, что за место она снимала, рассчитывала ли на победу и почему прибыльному графическому дизайну предпочла неприбыльную фотографию.
Елена Аносова
33 года
Российский фотограф. Живет в Москве и Иркутске. Окончила Иркутский государственный технический университет. В 2013 году поступила в московскую Школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Победитель множества фотоконкурсов, среди которых Конкурс молодых фотографов России (2015), международный конкурс им. Стенина (2016), фотоконкурс Portraits — Hellerau Photography Awards (2016), LensCulture Exposure Awards (2017), World Press Photo (2017) и многие другие. Участник групповых и автор персональных выставок в России, Грузии, Турции, Австрии, Италии, США.
Сайт
Как ты узнала о получении премии?
В понедельник я вела работу в РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории) над новым исследованием, а телеканал Arte снимал этот процесс для эпизода фильма о современной российской фотографии. Во время работы и съемок телефон у меня обычно отключен. В перерыве я включила его и узнала, что выиграла WPP, ребята из Arte разделили со мной радость — и мы сразу вернулись к документам и съемкам. Я еще не успела толком отпраздновать — было очень много работы.
Ты ждала объявления итогов голосования?
Нет. Я не подаю заявку на конкурс для победы в нем, хотя и надеюсь на это, конечно. Подаю для того, чтобы получить фидбэк от жюри, чтобы мою работу увидели. На конкурс я отправила документальную часть истории, сам проект шире: он состоит из видео, инсталляции, работы с архивом. Его часть была показана летом в МАММ и в музее «Дом Метенкова» в Екатеринбурге.
Расскажи подробнее о проекте Out-of-the-Way.
Я работаю с границами и изоляцией и в основном с личными темами. Снимаю про то, что меня травмировало или обрадовало, наложило отпечаток на мой жизненный опыт. Эта история — про поселение на Крайнем Севере, которое основали около 300 лет назад в том числе и мои предки. Я никогда не бывала в нем раньше и впервые отправилась туда, чтобы снять эту историю.
В своей работе я исследую микрокосмос, который изолирован от внешнего мира. Там люди сохраняют не только свою идентичность, но и свои мифы и легенды. Это место — квинтэссенция мифологии. Мне было важно показать это удивительное сообщество, сохраняющее себя и очень избирательно принимающее новое. Одна из целей работы — задать вопросы о том, кто мы, откуда мы, где наши корни.
Я не подаю заявку на конкурс для победы в нем, хотя и надеюсь на это, конечно. Подаю для того, чтобы получить фидбэк от жюри, чтобы мою работу увидели.
Из серии Out-of-the-Way
Добираться в деревню непросто: перелет из Москвы в Иркутск, затем снова на самолете, затем на — вертолете. По зимней дороге от Иркутска можно доехать на машине, но эта дорога работает всего несколько месяцев в году. При этом, если повезет, путь займет 30-36 часов.
Несмотря на это, многие жители уезжать оттуда не хотят. Они занимаются охотой, рыболовством и огородами. Наземное сообщение с большой землей открывается только зимой, все остальное время два раза в месяц в поселок прилетает вертолет. Некоторые местные жители привозят товары на своей машине по зимнику и потом их продают. Люди пользуются современными вещами, спутниковой телефонией и интернетом, но в этих местах нет мобильной связи и глобального электричества — есть небольшая дизельная станция, которая дает электричество утром и вечером. В октябре охотники выезжают на лошадях на угодья (у некоторых они находятся в 70 километрах от деревни), месяц занимаются промыслом и в ноябре, уже на снегоходах, возвращаются домой.
Дети не ходят в школу, только если температура за окном ниже -45°С.
Средняя температура зимой -40… -45°С. В прошлом январе мороз достиг -53°С. Дети не ходят в школу, только если температура за окном ниже -45°С. Автомобилей почти нет, вместо них — куда более практичные снегоходы. Если хочешь вылечить зубы, нужны деньги на вертолет туда-обратно, две недели времени плюс финансы на жизнь в городе, так как вертолет летает только дважды в месяц. Но есть и другая сторона медали: эти люди привыкли жить в хорошей экологии, в тишине, пить чистую воду, есть здоровую пищу. В огородах стоят теплицы с печками, и летом здесь выращивают даже баклажаны.
Из серии Out-of-the-Way
Сейчас я работаю над архивной частью истории. Есть около 200 фотографий, которые снимали в этих местах мои родственники. В основном они документировали быт 60–80-х годов, а сейчас подарили мне эти снимки для работы и хранения. Они настолько красивы и мифологичны, что удивительно точно встают в один ряд с моей новой работой. Важно, что люди верят в этот проект, готовы проводить со мной время, рассказывать истории, разбирать старые фотографии, возить меня по лесу.
Работа еще не закончена — я только на середине пути. Надеюсь, что победа в конкурсе привлечет внимание к проекту, появятся публикации и печать коллекционных принтов. Это позволит мне весной снова поехать на Север и продолжить свое исследование — двухмесячная поездка туда требует достаточно серьезных вложений.
В чем месседж этой истории?
Она задает вопросы идентичности. Кто мы? Откуда мы? Откуда наши корни, осталось ли что-то внутри нас? Кто наши предки, как они жили? Что мы несем в себе от своей семьи, как сохранить эту уникальность в стремительно разрушающемся и поглощающем все на своем пути мире? Мне кажется, это важные вещи.
Из серии Out-of-the-Way
Как ты пришла в фотографию?
По первому (неоконченному) образованию я — классический художник-живописец, моя вторая специальность — «технология художественной обработки материалов». В детстве я всегда думала, что стану художником, но реалии 90-х и начала нулевых помогли понять, что художественная практика невероятно трудна в материальном плане. Особенно если ты из обычной семьи музыканта и историка. Поэтому я ушла в дизайн — это приносило доход.
И только в 27 лет я задумалась: почему я не занимаюсь искусством, ведь я всегда этого хотела? Чтобы все осознать и принять решение, мне потребовалось три года. В 30 лет я поступила в школу им. Родченко и решила начать с фотографии, потому что она, по сравнению с другими медиа, такими как скульптура, живопись и графика, наименее затратна — как по трудовложениям, так и по финансам.
В детстве я всегда думала, что стану художником, но реалии 90-х и начала нулевых помогли понять, что художественная практика невероятно трудна в материальном плане.
Фотография мобильна, а скульптура и живопись — нет. Она легко воплощается в книжный вариант представления работы, что близко мне как дизайнеру и художнику. Важно, что мои профессиональные навыки и то, что я делаю сейчас, дополняют друг друга. Книга — это, по сути, мобильная выставка. Я работаю со зрителем через объем, захватываю пространство. Мне кажется, это очень интересная форма мысли — сообщение становится ясным и четким. Я надеюсь, что возобновлю занятия скульптурой, чтобы дополнять фотографическую часть.
А ты можешь прожить благодаря фотографии?
Я занимаюсь фотографией серьезно всего несколько лет. Мне повезло, что мой проект о деформации в тюрьмах был успешен. Его не покупают — эти фотографии невозможно повесить на стену, — но я выиграла пару грантов, что позволило мне начать съемки на Севере. Кроме того, по профессии я графический дизайнер и, если надо, работаю по специальности. Также я преподаю визуальные искусства, но надеюсь, что то, чем я занимаюсь сейчас, и то, что поглощает меня полностью, будет приносить доход в будущем.
Из серии Out-of-the-Way
Ты художник или документальный фотограф?
Я занимаюсь визуальными искусствами. Считаю, что мы все вправе выражать свои идеи и мысли любым доступным способом. Я показываю документальные истории через призму своего восприятия и много времени провожу с героями, пытаясь понять и зафиксировать то, что для них важно.
А что ты хочешь рассказать миру, что донести?
Я надеюсь, что мои работы помогут людям смотреть на ситуацию с разных сторон, не воспринимать однозначно и категорично одно и то же событие, одну и ту же историю. Когда некоторые мои знакомые узнали, что я работаю в колониях над проектом «Отделение», они спрашивали: «Зачем ты с ними общаешься?» А часть говорила: «О, там есть такие же люди, как мы». Я стремлюсь к тому, чтобы мы посмотрели на ту или иную проблему под разными углами.
Становится интересно, когда узнаешь, что то, что волнует тебя, небезразлично еще кому-то.
В мире мало безапелляционно черного и белого. Возможно, своими работами я поставлю под сомнение некоторые стереотипы о событиях, вещах, историях, местах. Мне важно, чтобы у зрителя появились вопросы. Становится интересно, когда узнаешь, что то, что волнует тебя, небезразлично еще кому-то.
Из серии «Отделение»
Над какими проектами ты сейчас работаешь?
Я все еще работаю с Севером. Есть архив, будут весенне-летние съемки и проектирование инсталляций. А так я продолжаю исследовать тему границ и изоляции и продолжаю работать с женщинами. Моя новая работа посвящена Анне Щетининой — она первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Я начала исследование больше года назад, после того, как на морском кладбище во Владивостоке увидела стелу с надписью «Captain Anna». Это история мечты. А недавно географическое общество присвоило одному из островов в Японском море ее имя, и она стала известна, про нее стали говорить. У нее была удивительная и тяжелая жизнь — она прошла путь от матроса до капитана. Умерла Анна в 1999 году в возрасте 91 года. Она — пример человека, который воплотил свою мечту.
Мне не раз задавали вопрос, зачем я в 30 лет ломаю свою жизнь, отказываюсь от работы, в которой успешна, от комфортного образа жизни. Но я считаю, что важно верить в себя и делать то, что приносит искреннее удовольствие от процесса.
Из серии «Отделение»
published on
Запись
Комментарии (0)