Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

Первый манифест футуризма

Умберто Боччони. Улица входит в дом. 1911

20 февраля 1909 года был опубликован "Первый манифест футуризма".
Футуризм (от лат. futurum будущее) — общее название литературно-художественных авангардистских движений в искусстве 1910-х – начала 1920-х годов. Это течение зародилось в Италии, было теоретически обосновано и получило широкое распространение в Европе, а также и в России. 20 февраля 1909 года на первой странице французской газеты "Фигаро" был напечатан текст в виде платного объявления под названием "Обоснование и манифест футуризма", подписанный известным итальянским литератором и поэтом Филиппо Томазо Маринетти (1876-1944).

Основатель и главный идеолог футуризма Филиппо Томазо Маринетти

От этой даты и принято отсчитывать историю футуризма — одного из крупнейших течений европейского искусства начала XX века. В манифесте футуризма, который стал основополагающим документом этого авангардистского течения, была заявлена "антикультурная, антиэстетическая и антифилософская" его направленность.
Основатель движения и главный идеолог футуризма Маринетти заявил, что "Главными элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость и бунт". Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы, включавшей 11 основополагающих пунктов-тезисов футуристической идеи. В нем провозглашался культ будущего и разрушение прошлого; восхвалялось стремление к скорости, бесстрашие, необычные формы; отвергались страхи и пассивность; отрицались все логические, любые синтаксические связи и правила. Основной целью ставилось напугать и встряхнуть обывателя: 'Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности!". Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.

Антонио Сант'Элиа. Урбанистический рисунок

Маринетти провозгласил "всемирно историческую задачу футуризма", которая заключалась в том, чтобы "ежедневно плевать на алтарь искусства". Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; упоение войной и разрушением. Текст манифеста вызвал бурную реакцию в обществе, но, однако, положил начало новому "жанру". Футуризм быстро нашел единомышленников — сначала в литературной среде, а потом и практически во всех сферах художественного творчества — в музыке, живописи, скульптуре, театре, кино и фотографии — как самой Италии, так и далеко за ее пределами.

Джакомо Балла. Динамизм собачки на поводке, 1912

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью, строя "искусство будущего" при отрицании всего предшествующего художественного опыта и традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями. Футуризм начинался с манифестов и деклараций, а вскоре стал важным политическим движением. Очень быстро новые манифесты появились буквально в каждом кружке футуристов разных направлений искусства Италии, России и других странах Европы. А приемы эпатажа широко использовались всеми модернистскими школами, поскольку футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера скандала.

Джакомо Балла. Скорость мотоцикла, 1913

Первая значительная выставка итальянских художников-футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем художественным центрам Европы. Везде она имела скандальный успех, но не привлекла серьезных последователей. До России выставка не доехала, но русские художники в то время сами часто и подолгу жили за границей, теория и практика итальянского футуризма оказались во многом созвучны их собственным исканиям.

Альфредо Гауро Амбрози. Аэропортрет дуче, 1930

В 1913 году итальянский художник-футурист Луиджи Руссоло написал Манифест "Искусство шумов", который был адресован другому видному футуристу Франческо Балилла Прателла.
В своём манифесте Руссоло описывал возможность и необходимость использования различных шумов при создании музыки. Руссоло не остановился на теоретической постановке вопроса и в отличие от того же Балилла Прателла, который оставался довольно консервативен в музыкальном плане, начал конструировать шумогенераторы, которые назвал "intonarumori".

Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете "Вечер" 8 марта 1909. Итальянский корреспондент газеты "Русские ведомости" М.Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями. В.Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. Поэтому, когда в начале 1914 Маринетти приехал в Россию, его выступления не произвели никакой сенсации. Главное же, к этому времени в русской литературе расцвел собственный футуризм, который почитал себя лучше итальянского и не зависимым от него. Первое из этих утверждений бесспорно: в русском футуризме были таланты такого масштаба, которых не знал футуризм итальянский.
В России направление футуризма носило название — кyбoфyтypизм, оно было основано на соединении принципов французского кубизма и общеевропейских установок футуризма. Русский футуризм весьма отличался от своего западного варианта, унаследовав лишь пафос строителей "искусства будущего". А учитывая общественно-политическую ситуацию в России тех лет, зерна данного течения упали на благодатную почву. Хотя для большинства кубофутуристов "программные опусы" были важнее самого творчества, но русские авангардисты начала 20 века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве — как в поэзии, так и в других областях творчества.

Давид Давидович Бурлюк. Головы, 1911

1912-1916 годы — это период расцвета футуризма в России, когда прошли сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов. Стоит отметить, что кубофутуризм не вылился в целостную художественную систему, и этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Кузнечик
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
"Пинь, пинь, пинь!" — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Велемир Хлебников,1908-1909

Футуристами называли себя члены петербургского "Союза молодежи" — В.Татлин, П.Филонов, А.Экстер; художники-авангардисты — М.Шагал, К.Малевич, М.Ларионов, Н.Гончарова.

Владимир Маяковский. Рулетка

Давид Бурлюк. Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского

Казимир Малевич. Жизнь в большой гостинице

Любовь Попова. Человек + воздух + пространство, 1912

Источники:
http://www.calend.ru/event/6513/ © Calend.ru
http://all-art.do.am/

published on mirputeshestvij.ru according to the materials galik-123.livejournal.com

Запись Первый манифест футуризма взята с сайта Мир Путешествий.


Источник: Первый манифест футуризма
Автор:
Теги: art Это интересно агрессия livejournal

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
15 фантазий из золотого века футуризма, которые стали реальностью
15 фантазий из золотого века футуризма, которые стали реальностью
1
Жизнь прекрасна 07:01 22 дек 2016
Завершён первый орбитальный облёт Юноны вокруг Юпитера
Завершён первый орбитальный облёт Юноны вокруг Юпитера
0
Новости высоких технологий 12:00 28 авг 2016
Видел ли кто-нибудь "Манифест Николая Второго об отречении от престола"?
Видел ли кто-нибудь "Манифест Николая Второго об отречении от престола"?
0
Настоящая история 11:01 08 мар 2017
15 фантазий из золотого века футуризма, которые стали реальностью
15 фантазий из золотого века футуризма, которые стали реальностью
0
Жизнь прекрасна 18:30 02 мар 2017
15 фантазий из золотого века футуризма, которые стали реальностью
15 фантазий из золотого века футуризма, которые стали реальностью
0
Жизнь прекрасна 22:01 23 янв 2017
Первый канал совсем уже упал на дно?
Первый канал совсем уже упал на дно?
15
Здесь только хорошие новости! 10:01 23 ноя 2017
7 мелочей для кухни, которые серьезно облегчат жизнь, даже если на первый взгляд кажутся бесполезным
7 мелочей для кухни, которые серьезно облегчат жизнь, даже если на первый взгляд кажутся бесполезным
8
Человек познаёт мир 18:30 17 фев 2023
Спортлото – легендарная советская лотерея или первый лохотрон в стране?
Спортлото – легендарная советская лотерея или первый лохотрон в стране?
2
Человек познаёт мир 04:30 24 апр 2024
Первый канал, что ты делаешь, прекрати!
Первый канал, что ты делаешь, прекрати!
7
Живи правильно 14:00 31 май 2016
Что вы будете носить в 2025 — главные тренды
Что вы будете носить в 2025 — главные тренды
4
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 12:12 26 авг 2024
Эта девушка умнее, чем кажется на первый взгляд
Эта девушка умнее, чем кажется на первый взгляд
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 16:17 22 июл 2024
Мужские вещи в женском гардеробе. Как их выбрать женщине?
Мужские вещи в женском гардеробе. Как их выбрать женщине?
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 14:11 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства