Долго собиралась, и вот наконец-то я посмотрела эту крупнейшую коллекцию предметов ар-деко. Московский музей Ар Деко находится в историческом здании, являющимся памятником промышленной архитектуры (1883 г., архитектор — В.В. Столяров), на Лужнецкой набережной, дом №2/4. Изначально в нём был завод по производству химических красителей и фармацевтики Фридриха Байера, затем военной и авиационной промышленности, сейчас — это территория бизнес-центра. Пешком минут за десять — пятнадцать можно дойти от станций метро: Воробьевы горы, Спортивная и Университет. На прилегающей территории есть небольшая стоянка для машин.
Музей Ар Деко создан два года назад предпринимателем и меценатом М.О. Окрояном. Музейная коллекция, кроме произведений из бронзы и слоновой кости периода 1920-1930-х годов, включает мебель, светильники, много ковки, а также лампы и всевозможные консоли.
В период с 1918 по начало 30-х годов Европа переживала настоящий художественный, культурный и социальный бум, главными центрами которого стали Париж и Берлин, отчасти Вена.
В 1925 году в Париже прошла "Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств", в которой приняли участие художники из Японии и практически из всех европейских государств, кроме Германии. Сокращенное название выставки дало жизнь термину "ар-деко", хотя были и альтернативные названия — "стиль джаз", "зигзаг модерн", "стиль Пуаре". Пик популярности ар-деко пришёлся на период с 1925 по 1935 годы.
Раньше эта музейная коллекция размещалась в двух залах, теперь — в одном. И мне показалось, что выставочное пространство слишком перегружено изящными предметами и больше напоминает антикварный салон, чем музей.
В одном зале такому количеству разнообразных предметов тесно, тем более, что здесь намеренно придерживаются кабинетного принципа экспонирования, т.е. без витрин.
Зато ничто не мешает рассматривать статуэтки близко, иногда лица девушек из слоновой кости кажутся живыми. Выражение их глаз, изгиб губ меняются в зависимости от того, с какого ракурса вы на них смотрите.
Предшественником стиля ар-деко был стиль ар-нуво, возникший на рубеже XIX-XX веков. В каждой стране ар-нуво приобрел национальные особенности и имел своё название: во Франции — ар-нуво, в Англии и России — модерн, в Италии — либерти, в Германии — югендштиль. В Австрии использовался термин сецессион, по названию группы Sezession, созданной в 1897 году в Вене, в Шотландии — макинтош, по фамилии архитектора Чарльза Ренни Макинтош, работавшего в стиле ар-нуво. В эти же годы в США художник и дизайнер Луис Комфорт Тиффани создавал изделия в том же стиле, поэтому ар-нуво по-американски стал называться просто — стиль Тиффани.
Объединяющей стилистической особенностью ар-нуво стал отказ от прямых линий в пользу плавных изогнутых. Главный мотив стиля — это цветы. Ими украшали любые части интерьера, ткани, витражи, ювелирные изделия, они появлялись на картинах. В это же время стали популярны японские мотивы, переработанные на европейский манер. Фирменным знаком ар-нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста "Удар бича" 1895 года.
Эту линию можно увидеть практически в любой работе в стиле ар-нуво, например в витрине Эмиля Галле (1846-1904). Витрина выполнена из орехового дерева и бронзы в технике маркетри — мозаики из разных пород дерева, которые наклеивают на основу. Для украшения мебели Галле, кроме вставок из экзотических пород дерева, использовал отделочные и полудрагоценные камни, из которых составлял не только растительные узоры, но и строки из стихов Вийона, Бодлера, Верлена. За это его мебель стали называть "говорящей" (meubles parlantes).
Всё изменилось после Первой мировой войны — изменилась политическая ситуация, изменились социальные и экономические условия. Популярность спорта в конце 1920-х годов выросла во всех слоях населения, что отразилось в работах художников. Ведущий мастер немецкого течения ар-деко Фердинанд Прайсс создал серию "Олимпийцы", представляющую одетых в спортивную одежду молодых людей, играющих в теннис, гольф и метающих копья.
Прайсс со своим компаньоном Артуром Касслером открыли в Берлине небольшой цех, где Касслер занимал пост финансового директора, а Прайсс решал все художественные вопросы. Ему в создании скульптур отводилась важная функция дорабатывать самые мелкие части фигурок — лица, руки с ноготками и волосы. Для такой ювелирной работы Прайсс использовал бормашину.
Некоторые статуэтки Прайсса лепились с тогдашних олимпийских чемпионок и чемпионов.
Статуэтки из бронзы и слоновой кости стали символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве.
Художники ар-деко проявляли интерес к искусству Древнего Египта, что связано с раскопками в Фивах и открытием гробницы Тутанхамона в 1922 году.
В целом, их интересовала любая экзотика, в ней они черпали новые художественные идеи, часто настолько переработанные, что увидеть в них первоисточник и прототип практически нереально. Отсюда же берет начало тема восточного танца в живописи и скульптуре. В музее собраны статуэтки разных авторов, но все они изображают восточных цариц или танцовщиц.
Лоран Эли. Танцующая пара
Большую часть коллекции музея составляют статуэтки Дмитрия Чипаруса (1886-1947). Он был родом из Румынии, но в начале 20 века переехал в Париж. В творчестве Чипаруса повторяются сюжеты русских балетов. Большинство скульптур датируются серединой 1920-х годов, все они выполнены из бронзы и слоновой кости. Слоновая кость была тогда доступна, потому что у Франции были колонии, откуда этот материал поставляли в большом количестве. Постаменты делали из мрамора или оникса.
Дмитрий Чипарус. Танго. Бронза, холодное окрашивание, патинирование, слоновая кость, постамент из оникса
Еще одним мощным источником вдохновения художников ар-деко стал русский балет. С 1909 по 1929 год балетная труппа "Русские Сезоны" выступала в Европе под руководством Сергея Дягилева. Сила и самобытность русской культуры поразила европейцев. Более того, "Русские Сезоны" изменили стиль жизни и поведения европейцев. Вскоре после премьеры балета "Шахерезада" у парижских дам вошло в моду одеваться a la Bakst – в легкие шаровары и цветистые тюрбаны. Наиболее ярко эти мотивы воплотились в творчестве скульптора Дмитрия Чипаруса, произведения которого в России не представлены ни в одном из государственных музейных собраний.
Дмитрий Чипарус. Русский крестьянский танец
Интерес модной публики к русскому иногда проявлялся весьма неожиданным образом. На одной из выставок начала XX века была представлена русская борзая, поразившая европейцев, а следом и американцев, своей грацией. И вот уже в 1920-х годах модные девушки выбирали своим аксессуаром борзую. Собака с вытянутым изогнутым экстерьером должна была подчеркнуть элегантность своей хозяйки. Как, например, демонстрировала звезда немого кино Теда Бара. Этот же модный живой атрибут представлен в работах Отто Пёрцель "Аристократы" и Дмитрия Чипаруса "Друзья навеки"
Дмитрий Чипарус. Друзья навеки
Пёрцель Отто (1876-1963). Аристократы
На работы мастеров ар-деко оказал влияние и стиль авангард. Этот стиль, активно развивающийся в начале XX века, органично вплетен в декоративно-прикладные предметы интерьера, к которым относятся и вот эти часы. Постаменты некоторых музейных скульптур становились значимой частью всего художественного образа.
Небольшая группа скульптурных миниатюр на комоде принадлежит австрийскому мастеру Герде Готтштайн, работавшей под псевдонимом Гердаго. Она прожила 97 лет, и, будучи художником по костюмам в театре и кино, успела поработать с разными стилями в одежде. Ей принадлежат модели роскошных бальных платьев для Роми Шнайдер в фильмах об императрице Сисси. Но это было в середине 1950-х, а в 1920-х годах у Гердаго был совсем иной взгляд на тему моды, о чём она поведала, создав эти бронзовые, покрытые яркой эмалью фигурки.
Огромные головные уборы, которые невозможно было бы носить, рукава с раструбами, шаровары и многослойность — модные атрибуты предполагаемого будущего от Гердаго двадцатых годов.
Помимо скульптур и мебели, в музее есть несколько декоративных панно. Одно из них — "Охота" — выполнено в 1935 французским мастером Жаном Дюнаном для курительного салона французского океанского лайнера "Нормандия". Это авторский повтор, а подлинник погиб при пожаре. "Нормандию" называли плавучей выставкой французского декоративного искусства: там были зимний сад, сад с экзотическими птицами, кинотеатр и множество предметов современного европейского искусства. "Охота" входила в серию панно на тему мужских игр и удовольствий. Кроме охоты, художник изобразил сцены рыбалки, сбора винограда и объездку дикой лощади. Панно выполнено в традиционной японской технике "уруши" — лакирование, которой Жан Дюнан обучался у переехавшего в Париж японского художника Сейзо Сугоара. Лак защищал панно от воды, огня и даже от электрического разряда.
Жан Дюнан (1877–1942). "Охота". Авторская копия панно, созданного для сигарного салона лайнера «Нормандия» около 1935 г. Гипс, полихромные лаки, золочение. 120х80 см
"Нормандию" спроектировал русский инженер Владимир Юркевич, эмигрировавший после революции во Францию. Его проект трансатлантического лайнера был признан лучшим среди конкурсных работ, т.к. им была предложена оптимальная форма корабля, позволявшая при меньших затратах топлива развивать большую скорость. Благодаря этому "Нормандия" получила "Голубую ленту Атлантики" как самое быстрое судно в мире.
С начала Второй мировой войны, после сдачи Франции немцам, "Нормандия" была арестована и оставалась у берегов Америки. В феврале 1942 года на судне произошёл пожар. Лайнер стали заливать водой, из-за чего оно накренилось набок и стало тонуть. На тот момент в Америку перебрался и Владимир Юркевич, хорошо знавший устройство своего судна. Он предлагал доступный и простой способ, при котором можно было посадить "Нормандию" вертикально на дно, что избавило корабль от повреждений, и облегчило его последующий подъем. Но американские власти проигнорировали советы Юркевича, и судно бесславно погибло. А вместе с "Нормандией" затонули и все предметы искусства.
Возможно поэтому, став профессором Колумбийского университета, при всем сложном отношении с родиной, свои архивы он завещал Санкт-Петербургу, хотя американцы и желали заполучить эти документы для своих библиотек.
Обаяние двадцатых во многом заключалось в роскошной и лихорадочной атмосфере кабаре и мюзик-холлов с их яркими и экзотическими шоу. Центральное место в экспозиции занимает монументальное панно парижского декоратора Пьера Бобо, созданное по заказу для легендарного бального зала Roseland в Нью-Йорке, на сцене которого выступали все ведущие джазовые исполнители и биг-бэнды.
Пьер Бобо (1902–1974). Панно, созданное для Roseland Ballroom в Нью-Йорке около 1947 г. Гипс, масло, золочение, лак
В собрании музея широко представлено и творчество Эдгара Брандта — ведущего мастера по художественной ковке эпохи ар-деко. В основной экспозиции музея можно увидеть набор стульев для столовой, дизайн которых был разработан Брандтом в середине 1920-х годов и представляет очень редкий образец творчества мастера. В 1960-е годы, в период возрождения интереса к ар-деко, аналогичный набор стульев Брандта был приобретен Энди Уорхолом. Несколько экземпляров в настоящий момент находятся также в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Развитие стиля ар-деко было прервано Второй мировой войной. Вторая волна интереса к стилю ар-деко пришлась на 1960-е годы. В 1966 году на вновь возрожденной выставке в парижском "Musee des Arts Decoratifs" (Музее декоративных искусств) официально утверждается термин "ар-деко". Теперь и в Москве есть свой музей, посвященный этому стилю. Именно в московском музее хранится самое большое собрание работ признанного мастера французского ар-деко Дмитрия Чипаруса.
Продолжение
published on
Запись
Комментарии (0)