Улицы Москвы. Гравюра из книги А. Олеария "Путешествие в Московию, Персию и Индию". По рисунку 1630-х годов
Совсем недавно, точнее около 400 лет назад, улицы Москвы выглядели совсем по-другому. Интересный рисунок встретился при подготовке очередной прогулки по Москве. На нём художник изобразил проезд группы татарских или черкасских послов по улицам Москвы. В застройке улиц он усилил наиболее характерные черты — широкий немощёный перекрёсток неопределённых очертаний, окружённый рублеными домами на подклетах, с крошечными оконцами и высокими кровлями. Некоторые из них объединены общими воротами в узкие дворы, другие (слева) стоят впритык и имеют входы с улицы — отдельных дворов у них, по-видимому, вовсе нет. Однотипность застройки и её теснота при сравнительно большой ширине улиц позволяют предполагать, что изображена одна из ремесленных слобод в центре города. В таком случае каменное двухэтажное здание в глубине должно быть съезжей избой — административно-хозяйственным центром слободы. Подклет без окон мог служить складом производимого в слободе товара.
Путешественники отмечали, что Москва — красивейший и знаменитейший город в России. Художники, сопровождавшие купцов и дипломатов, приезжавших в Москву, запечатлевали её достопримечательности и панорамы. Наиболее выгодной точкой для этих целей были высоты Воробьёвых гор, с которых Москва была видна почти полностью, низина Замоскворечья, откуда превосходно обозревались Кремль и Китай-город, а также высокий берег Москвы-реки в районе Крутиц и Новоспасского монастыря.
Рисунок панорамы Москвы сделан тонкой перовой линией в очень темпераментной манере, но при этом точно передаёт характер города.
Панорама Москвы. Середина XVII века. Рисунок И.Р. Сторна для книги А. Мейерберга "Путешествие в Московию"
Источник
Памятники архитектуры Москвы. -Москва, изд-во Искусство, 1982
published on
Запись
Комментарии (0)