Городок Малорита расположен недалеко от стыка трёх границ — белорусской, польской и украинской. Туристами он не избалован: несмотря на давнюю дату основания, ничего исторического тут особо не сохранилось. Нечастых гостей привлекают в первую очередь озёра, расположенные неподалёку. В городе бросается в глаза пресловутая белорусская аккуратность, выделяющаяся, впрочем, даже на фоне остальной страны своей маниакальной степенью. Помимо этого — православная и католическая церковь, парк, советские скульптуры. Обо всём этом — ниже.
Малорита впервые упоминается в 1566-м как деревня в составе Великого княжества Литовского. В качестве крупного села Малорита вошла в состав Российской Империи в 1795-м и дожила до 1970-го, когда и стала городом. Основным событием в её истории стала постройка в 1879-м железной дороги "Брест-Киев", давшей толчок развитию городка. Во время Великой Отечественной в Малорите существовало гетто, где было уничтожено около 3000 человек.
На центральной площади — типовое здание райисполкома. Так тут по-прежнему называют местные администрации:
В Белоруссии ежегодно проводится фестиваль тружеников села «Дожинки». На нём награждаются лучшие аграрии страны, проходят официальные мероприятия и т.п. Нам же интересен тот факт, что каждый год для фестиваля выбирают новый город, и города эти к празднику усиленно причёсывают, выделяя на это солидные средства из бюджета. В итоге ряду белорусских городов повезло сильно похорошеть за федеральный счёт. Среди них, например, находящийся неподалёку от Бреста Кобрин. В Малорите федеральных «Дожинок» не было, зато были областные. Выглядит город, впрочем, так, будто тут первых лиц государства принимали. В ходе подготовки к фестивалю, кстати, здесь снесли несколько старых по местным меркам зданий, чтобы возвести на их месте новую инфраструктуру.
Ещё одно здание на Центральной площади — отреставрированная школа искусств 60-х годов постройки:
Неожиданно, на центральной площади Малориты — девятиэтажка. Единственная в городе. Зачем она тут? Места полно, кругом — поля, большая часть города — частный сектор. А тут, по идее, нужно лифты обслуживать. Неужто бригады из Бреста гоняют, если что? А я ещё девятиэтажкам в Зубцове Тверской области удивлялся…
Малорита не то что чиста и аккуратна, она скорее стерильна и педантична. Улицы вылизаны, выложены плиткой и усажены кустарниками со старательностью маньяка. Ранее подобное приходилось видеть разве что в Германии, хотя там, конечно, размах несколько иной. Здесь уже не скажешь о том, что это характерно для всей Белоруссии. Да, допустим, в Докшицах, Лепеле или в том же Кобрине всё вполне чинно и аккуратно, но не настолько. А уж какие-нибудь Добруш или Калинковичи вообще с первого взгляда от среднестатистического российского городка не отличишь.
При всём при этом, нельзя не отметить, что Малорита весьма скучна. Ничего такого, что могло бы вызвать интерес у широкой аудитории, здесь нет. Крохотный центр обходится за пятнадцать минут, да и в нём нет ничего сверхъестественного.
Перед центральной гостиницей города — лощёный Ленин:
Особенно удивляет такая чистота и аккуратность при том, что Малорита — город пограничный. На сонных улицах центра и частного сектора этого не ощущаешь, но одно место в городе в глаза бросается. Недалеко от въезда со стороны Бреста стоит здание за высоким забором с колючей проволокой. Близ него сонность городка как-то резко улетучивается. Всё время, пока мы были в городе и несколько раз проезжали мимо, у него толпилось множество людей характерной наружности. Видимо, это таможня или что-то в этом духе. То ли декларации подают, то ли штрафы какие оплачивают. Фотографировать, само собой, не рискнул.
В непосредственной близости от Малориты расположено пять погранпереходов: один — на Польшу и четыре — на Украину (три автомобильных и один железнодорожный). Удивило, что пока мы двигались от Бреста в сторону Малориты (считай — границы), навстречу за всё время проехал только один транспорт с украинскими номерами, и тот — рейсовый автобус. В самом Бресте и окрестностях при явном обилии польских машин, украинских вообще не видно. Да и в целом присутствие украинской границы как-то не ощущается, дыхание Польши чувствуется куда явственнее.
Помнится, ещё в 2012-м, возвращаясь из Румынии, сам пересекал эту границу. Тогда основной поток состоял из россиян: ехать на Западную Украину через Беларусь гораздо удобнее ввиду ужасного состояния украинских дорог. Туда мы с трудом прорвались через Киев и Житомир, а уже обратно твёрдо решили ехать крюком через Брест.
На стенах малоритских домов нашлась пара рисунков в узнаваемом стиле. Похожие видели в Бресте.
Если на прошлом кадре — рисунок на тему локального краеведения, то здесь уже общебелорусские мотивы. Осталось, очевидно, с областных "Дожинок".
А вообще, если забыть про границу и таможню, здесь умиротворяюще тихо и спокойно, по улицам гуляют куры, играют спокойные и послушные дети (не то что московские разбойники). Задремать под местным тёплым солнышком мешает только ненавязчивое внимание местных. То ли по говору, то ли просто по незнакомым лицам нас тут вычислили сразу. И хотя никто ничего так и не сказал, глазами провожали постоянно.
Весёленький детский сад:
Милиция. Удивительно, что из пограничной и совершенно нетуристической Малориты, где я с фотоаппаратом в руках явно выделялся на пустых улицах, я спокойно уехал с этой фотографией. В Каменце, находящемся на дороге в Беловежскую пущу и активно посещаемом туристами, из-за фотографии райисполкома меня отлавливали два экипажа милиции. Но об этом поподробнее в посте про Каменец…
Табличка у посадки во дворе школы: "С благодарностью — старшая группа №3, выпуск 2014". Трогательно и как-то непривычно. Хотя в подмосковном Рошале выпускники музыкальной школы во дворе две новые скамейки поставили…
Вход в чистый и аккуратный, как и всё здесь, городской парк:
В глубине парка — спорткомплекс "Жемчужина". Лишь подтверждает мою мысль, высказанную в постах про Брест, что новых спортивных объектов в республике понастроили от души:
Перед спорткомплексом — наглядная агитация здорового образа жизни:
Ещё в парке есть скамья, очевидно, для молодожёнов и дерево для замков. Для маленького провинциального города Малорита выглядит ещё и небедно. Интересно, деньги с таможни идут? Вроде бы никакого значимого производства тут нет.
Возможно даже старое здание. Заштукатурено и отреставрировано здесь всё так тщательно и однообразно, что в возрасте иных построек без пол-литра и не разберёшься.
Местный дом культуры с роскошным панно на стене:
Вот оно поближе. Посвящено, судя по всему, музыке и танцам с этническими мотивами:
В районном центре народного творчества обнаружилась интересная выставка национальных костюмов. В Белоруссии традиционные одежды отличаются от региона к региону. Локальный стиль конкретного района называется "строй". Тут мы видим "малоритский строй":
"Родны кут" — это такая всебелорусская сеть недорогих продовольственных магазинов, вроде нашей "Пятёрочки" или "Магнита". Только, в отличие от них, эта сеть — государственная. Есть в каждой деревне. Внутри в большинстве случаев — машина времени.
В Белоруссии бережливо относятся не только к скульптурам, но и к другим следам прошедшей эпохи:
Современный католический костёл Пресвятого Сердца Иисуса:
Постперестроечная архитектура Беларуси словно продолжает и совершенствует советские традиции. Порой и не поймёшь, то ли перед нами позднесоветское здание, то ли раннебелорусское. И если крупные и уникальные постройки ещё можно как-то идентифицировать, то рядовые провинциальные здания с развалом Союза здесь вообще, по-моему, не изменились и лишь плавно эволюционируют со временем. По-моему, эту мысль я почерпнул из рассказов varandej о Белоруссии, сейчас уже не вспомню.
Фигуры атлетов у входа на городской стадион. Обратите внимание на их великолепное состояние. В нашей стране к советскому наследию не всегда так хорошо относятся.
Местный вокзал построен в 90-е, реконструирован в 2001-м. Старое здание 1905-го года постройки то ли снесли, то ли просто я его не заметил:
Как я уже говорил, через Малориту проходит линия "Брест-Киев". Сейчас здесь в наличии только три пары ежедневных пригородных поездов из Бреста: две — до приграничной станции Хотислав, и одна — до станции Заболотье, тоже приграничной, но уже по другую сторону кордона. Международный пригородный поезд — это любопытно. Интересно было бы на таком прокатиться. На фото — дизель до Хотислава:
Главная и, вероятно, единственная официальная достопримечательность в границах города — церковь Николая Чудотворца. Храм тут впервые появился не позднее XVII-го века, но православная община существовала и того раньше. В 1899-м храм вместе со значительной частью деревянных построек города сгорел. Как говорят — из-за искры из-под колёс проходившего поезда: железная дорога тогда пролегала совсем близко к зданиям. В 1907-1908-м храм был восстановлен. Эта версия и дошла до наших дней, хоть после советских лет и пришлось кое-что сделать заново:
Немного про жилой фонд Малориты. Помимо вышепоказанной единственной в городе девятиэтажки, есть дома и в пять этажей, их побольше:
Судя по всему, реконструированные советские трёхэтажки:
Много раннесоветских двухэтажных домов:
Ну и конечно частного сектора. Вдоль центральных улиц он сильно ухоженный. На окраинах — попроще, но тоже ничего. Такие типовые заборы, кстати, по всему городу установлены. Видимо, принуждают горожан к единообразию:
Внешний вид частного сектора напоминает о соседней стране. Дома, их формы и размеры, убранство, заборы — всё это поднимает в памяти подзабытые воспоминания о Западной Украине.
Интересное сочетание форм классической русской избы и черепичной крыши:
И ещё одна вещь, напомнившая о близости границы, — украинский флаг на торпеде машины с местными номерами. Такое я видел в первый и в последний раз: до этого были только ленточки — георгиевские или же красно-зелёные. Очевидно, среди граждан этого городка есть и этнические украинцы.
Здание местной энергосбытовой организации:
На въезде в центр города путников встречает безымянный советский памятник, посвящённый дружбе народов. Информации о нём почти не сохранилось. Вроде бы поставили в 60-х, по какому случаю — не понятно. Слева — молдаванка с гроздьями винограда, справа — украинка со снопом сена. В центре — то ли русская, то ли белоруска, данные разнятся:
Ещё один малозаметный, но любопытный памятник — местной мелиоративной организации ПМК-8 (Передвижная механизированная колонна). На постаменте рядом с гранитной плитой установлен отвал бульдозера:
Обратил внимание на нетипичное для белорусского города отсутствие сколько-нибудь крупного мемориала Великой Отечественной. Где-то за городом есть братская могила, а также должен быть памятник на месте захоронения расстрелянных в малоритском гетто. Но эти объекты находятся не на видном месте. Честно говоря, чтобы в РФ или РБ в центре малого города не было памятника погибшим в войне — вижу впервые. Зато есть такая мелочь — камень с годом основания и гербом города:
Фонд соцзащиты населения. Интересно, здание новое или вусмерть зареставрированное старое?
Малорита — ещё одна точка, которую можно отметить на карте путешествий; ещё один город в коллекции посещённых. Вряд ли что-то другое может заставить путешественника приехать сюда. Но ведь и такое место тоже интересно — своей незаезженностью, малоизвестностью, чистотой, тихой и размеренной жизнью, сугубо частной и закрытой для чужаков. В следующий же раз мы ударимся в другую крайность — посетим, вероятно, самое известное среди путешественников место Белоруссии — Беловежскую пущу, которая от этого факта не становится сколько-нибудь менее прекрасной и очаровательной.
published on
Запись
Комментарии (0)