10 июля исполнилось 140 лет со дня рождения гениального русского скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. Он родился в зажиточной крестьянской семье в небольшой деревне Караковичи, Ельнинского уезда (в настоящее время — Рославльский район). Деревня эта находилась в Смоленской глуши между Рославлем и Ельней. Когда ему исполнилось четыре года, умерла его мать, и мальчик переехал в дом своего дяди. Его первым учителем стал деревенский пасечник. Дядя заметил способности своего племянника и отдал его в прогимназию, которая находилась в городе Рославле.
1. Способности Конёнкова к рисованию получили дальнейшее развитие во время учения в Рославле.
2. Сейчас на здании, в котором находилась гимназия, висит мемориальная доска.
После окончания курса прогимназии Сергей Конёнков прожил год в семье знакомых своего дяди, помещиков Смирновых. Вместе с их сыном он занимался с домашними учителями. А в 1892 году поехал в Москву, где поступил в Московскоe училище живописи, ваяния и зодчества. Чтобы прокормиться, Конёнкову пришлось во время учёбы выполнять различные заказные работы. Одной из них стало оформление фасада дома торговца чаем Перлова. Изготовленные Конёнковым эскизы были использованы и для оформления магазина хлебных изделий Филиппова.
Выпускная работа Конёнкова — скульптура "Камнебоец", была удостоена малой золотой медали, а автор награжден стипендией имени П.Третьякова. Стипендия давала право на годичную поездку за границу. В 1895-96 годах Конёнков посетил ряд стран Западной Европы, в том числе Италию, в 1912 — Грецию и Египет. Затем жил преимущественно в Москве, наезжая в родную Смоленщину.
3. Справа на фото копия скульптуры "Камнебоец" (гипс), 1898 г., слева — "Лев Толстой" (гипс), 1957 г., в центре — "Бригадир Сеня Алексеев из деревни Караковичи" (дерево), 1957 г. Эти работы были подарены Конёнковым Рославльскому историко-художественному музею.
Как художник Конёнков сложился еще в XIX веке. В начале XX века он стал самым популярным скульптором в России. Приобрести его работы могли только очень состоятельные люди. Например, скрипач Анатолий Микулин, чтобы купить портрет Баха, продал свою скрипку "Гварнери". Еще один шедевр — портрет Паганини, купил миллионер Рябушинский и спрятал перед эмиграцией так, что его не нашли до сих пор.
Творческий стиль Конёнкова был близок стилю французских скульпторов А. Бурделя и О. Родена. Некоторые искусствоведы считают, что дореволюционный период был главным в творчестве Конёнкова.
4. О своих смоленских корнях, и в частности о Рославле, С.Т. Конёнков помнил всегда. В 1962 году он подарил Рославльскому историко-художественному музею 14 своих работ. Среди переданных, "Марфинька" (гипс), 1950 г., "Горький" (отлив со скульптуры), 1945 г., Ниночка (гипс), 1962 г., "Павлов" (гипсовый отлив со скульптуры, выполненный в 1930 г.). По просьбе Сергея Тимофеевича в 1963 году музею передали "Портрет изобретателя радио А.С. Попова" (мрамор). На фото — работы Конёнкова в зале музея, посвящённом замечательному земляку.
5. Графический рисунок Конёнкова с дарственной надписью.
6. С.Т. Конёнков одним из первых среди русских скульпторов обратился к изображению обнаженного женского тела. Часто его работы созданы в традициях народного искусства.
Крылатая (дерево). 1913 г.
На коленях (дерево). 1916 г.
Купальщица (дерево). 1917 г.
Как и всякий неординарный человек, Конёнков часто совершал необычные поступки. Во время революции 1905 года закупил браунинги и возглавил рабочую дружину, которая обороняла баррикаду у ресторана "Прага". Около своей мастерской на Пресне посеял рожь вместе с васильками. Но еще больше поражали его гости, которые бывали у него в мастерской на Пресне. Иногда в один вечер у Конёнкова собиралась богема обеих российских столиц. Здесь пел Федор Шаляпин, танцевала Айседора Дункан, а Сергей Есенин считал мастерскую Конёнкова своим вторым домом. Первая жена Конёнкова Татьяна Коняева, с которой он познакомился на баррикадах, устав от богемной жизни, ушла.
7. Но одиночество продолжалось недолго. Как-то приятель Конёнкова, молодой скульптор Петр Бромирский, показал ему фотографию своей невесты Маргариты Воронцовой. Это было его ошибкой… В 1922 году Конёнков женился на Маргарите Ивановне Воронцовой (ему было 48 лет, а ей — 26), а в конце 1923 года они отправились в США для участия в выставке русского и советского искусства.
Маргарита Конёнкова была личностью неоднозначной, но талантливой — обладала прекрасными организаторскими способностями, вела финансовые дела мужа и была переводчиком. Эта женщина была отмечена вниманием и любовью многих великих мужчин.
Конёнковы прожили в Америке 22 года, хотя изначально предполагалось, что вернутся после завершения выставки. Жили они преимущественно в Нью-Йорке. Конёнков много работал как портретист, исполнив в частности портреты Максима Горького, С.В. Рахманинова, Ф.И. Шаляпина, А. Эйнштейна и других знаменитостей. Однако большого успеха не было: на фоне усиливающейся моды на авангард стиль мастера казался устаревшим. К тому же положение четы Конёнковых усложнилось тем, что они попали в сеть международного шпионажа. Через них советская разведка осуществляла сбор конфиденциальной информации, в том числе о том же Эйнштейне (которого подозревали в причастности к атомному «Манхэттенскому проекту»). Существует версия, согласно которой Маргарита, воспользовавшись более близкими, чем дружеские, отношениями с Эйнштейном, выведывала у него информацию об атомной бомбе для советской разведки. Маргарита была также знакома с отцом американской атомной бомбы Робертом Оппенгеймером.
Бронзовый бюст Эйнштейна.
8. Присущий Конёнкову интерес к теософии, мистике и религии за рубежом усилился — он вступил в общину "Ученики Христа", основанную американским проповедником Ч. Расселом. Эти интересы и увлечения отразились в серии евангельских скульптур («Иоанн Богослов» и другие, 1930-е гг.), а также в многолетнем цикле удивительных рисунков, своего рода мистических диаграмм — Космогонии.
Христос, идущий по водам. 1935 г.
Американские теологи, знавшие о существовании графической "Библии Конёнкова", которая якобы предсказывает будущее, долгие годы пытались найти ее следы в США. Но поиски не увенчались успехом, да и не могли. Осенью 1945 года на пароходе, предоставленном по личному распоряжению Сталина, все работы Конёнкова, находившиеся в его американской мастерской, в том числе и теософская графика, были переправлены в Москву. Уже после смерти Сергея Конёнкова в его библиотеке были обнаружены уникальные трактаты по древней метрологии (учение о пирамиде Хеопса), труды европейских теологов и астрономов прошлых веков, в том числе раритетное издание Исаака Ньютона "Замечания на книгу Пророка Даниила и Апокалипсис Святого Иоанна".
Известно, что Конёнков писал Сталину письма с предсказаниями о начале Второй мировой войны, конце света и других событиях. Часть пророчеств сбылась.
9. В своих графических произведениях Конёнков стремился суммировать и предугадать ключевые моменты истории человечества. Космогонии стали известны широкой публике только в 90-е годы. Позже выяснилось, что Конёнков взял со своих родственников слово, что они не будут упоминать об этих работах полвека. По случайности еще до истечения срока две космогонии были обнаружены в мемориальном музее Сергея Тимофеевича.
Умер С.Т. Конёнков от воспаления легких 9 декабря 1971 года, не дожив всего трех лет до предсказанного им для себя 100-летнего возраста. В 1974 году к столетию скульптора был открыт музей в Москве, в который входят мастерская, где он работал, квартира и кабинет. Последние 24 года своей жизни мастер провел именно здесь. Сергей Конёнков похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
8. В Смоленске есть музей скульптуры Сергея Конёнкова с богатой коллекцией его работ. С.Т. Конёнков является почетным гражданином Смоленска.
На фото — музей в Смоленске.
Человек удивительной судьбы, великого таланта С.Т. Конёнков был неординарной личностью, до сих пор ещё недостаточно изученной.
published on
Запись
Комментарии (0)