Виллем ван Хахт (Гехт). Апеллес рисует Кампаспу (Александр Македонский в мастерской Апеллеса), ок. 1630. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага
Такие картины с подробным изображением картинных галерей были особенно популярны в Антверпене в XVII веке, сейчас они представляют собой очень ценный источник по истории искусства. На картине фламандского художника Виллема ван Хахта (1593-1637) изображены люди в псевдоантичном и псевдовосточном одеянии, главная модель — Кампаспа, одета скорее по моде XVI века. По легенде, античный художник Апеллес так хорошо изобразил по просьбе Александра Македонского его любовницу Кампаспу, что царь в восхищении отдал любовницу художнику, а себе забрал её портрет, полюбив изображение больше натуры. Апеллес считается великим и первым художником античности (IV век до н.э.), но, к сожалению, не сохранилось ни одной его работы. Они известны только по свидетельствам античных авторов.
Сеанс происходит в комнате, полной картин, каждая из которых реально написана фламандскими, немецкими и итальянскими художниками XVI-XVII веков. Среди них изображены и знаменитейшие шедевры, например "Смерть Клеопатры" Гвидо Рени (в центре слева), или "Битва греков с амазонками" Рубенса (в центре над столом)", или "Меняла с супругой" Квентина Массейса (внизу справа). Посмотрим внимательно на эти шедевры.
На картине мастера болонской академической школы живописи Гвидо Рени (1575-1642) изображена Клеопатра (69-30 годы до н.э.), последняя царица Египта из династии Птолемеев. Клеопатра с 51 года была любовницей Юлия Цезаря, после 41 года — Марка Антония (с 37 года — жена). После поражения в войне с Римом и вступления в Египет римской армии Октавиана (Августа) покончила жизнь самоубийством. Считается, что после неудавшейся попытки прельстить своей красотой Октавиана, Клеопатра отравилась ядом или, быть может, приложила к своей груди ядовитую змею. После смерти Клеопатры Египет был обращен в римскую провинцию. Мумии Марка Антония и Клеопатры находятся в настоящее время в Британском музее в Лондоне. В 1892 году в Александрии был найден обломок колоссальной двойной статуи, изображавшей Антония и Клеопатру.
Рени Гвидо (1575-1642). Смерть Клеопатры, 1625. Новый дворец, Потсдам
Под картиной Гвидо Рени висит одно из самых драматических полотен европейской живописи — картина Питера Пауля Рубенса. На ней изображен сюжет мифологической битвы аргонавтов с воинственными женщинами — амазонками. Картина представляет собой переплетение человеческих и животных тел, и в конечном итоге всё на картине переплетается в единое целое — эллипс. В картине отражена тема переплетения мифологического сюжета и тогдашней политической ситуации в Европе — объявления Тридцатилетней войны (1618-1648). Картина была заказана знатным антверпенским купцом и меценатом Корнелисом ван дер Геестом, который первым признал талант художника.
Рубенс Питер Пауль (1577-1640). Битва греков с амазонками, 1618. Старая Пинакотека, Мюнхен
В нижнем правом углу стоит на полу картина фламандского живописца Квентина Массейса (1466-1530) "Меняла с женой". Глава семьи — меняла, сосредоточенно следит за равновесием чашечек весов, от которого напрямую зависит его собственное благосостояние. Его молодая жена, переворачивая страницу молитвослова, на мгновение обратила взгляд на чашечки весов, приковавшие к себе внимание мужа. В ее глазах читается сожаление о несоответствии реального мира христианским ценностям, представление о которых она берет из книг и церковных служб. А в небольшом круглом зеркале, лежащем на столе и повернутом к зрителю, отражается другая сцена: сидящий у окна человек погружен в чтение, а в окне виднеется церковный шпиль. Эта "картина в картине" иллюстрирует идеальный образ жизни, к которому искренне стремится молодая жена менялы, но ее отрывают постоянные насущные заботы.
Квентин Массейс (1465-1530). Менялы, 1514. Лувр, Париж
Виллем ван Хахт родился в семье художника-пейзажиста Тобиаса Верхахта. Первоначально учился у своего отца, затем в мастерской Питера Пауля Рубенса. В 1615-1619 году работал в Париже, затем отправился в Италию, где прожил около семи лет. В 1626 году ван Хахт стал мастером живописи гильдии Святого Луки в Антверпене. В своих полотнах в приукрашенной манере изображал коллекции антверпенских любителей искусства. С 1628 года Виллем ван Хахт стал хранителем коллекции произведений искусства, принадлежащих настоятелю церкви Сант-Валбург Корнелису ван дер Гесту (1555 — 1638). Ван дер Гест был торговцем пряностями, известным антверпенским коллекционером и покровителем искусств. Около 1615-1620 он заказал Антону ван Дейку портрет, хранящийся сегодня в Лондоне.
Антонис Ван Дейк (1599-1641). Портрет Корнелиса ван дер Геста, 1620. Британская Национальная галерея
Продолжение следует…
published on
Запись
Комментарии (0)