Перелет Пхукет — Сием Реап был недолог и запомнился лишь тем, что на борту мы крепко спали.
Прибыли. Пришлось как-то просыпаться и активизироваться.
Это первая страна в нашем путешествии, куда нужна виза. Ее покупаем в аэропорту.
Стоимость 30 американских долларов. Еще в самолете раздали анкеты, мы заполнили их и, переместившись внутрь здания, встали в очередь.
Нужна фотография, но мы предварительно запаслись (остатки прошлых фото на всяческие документы и визы). Если фото нет, то сделают на месте за (5 долларов).
В Камбодже за все можно расплачиваться долларами, а для иностранцев в долларах сразу все счета и цены.
Местная валюта, риель, используется в туристических местах лишь в качестве сдачи при дроблении доллара.
Итак, аэропорт Сием Реап. Вполне современное здание, аэропорт как аэропорт, не лучше и не хуже среднемирового. Процедура прохождения всех контролей налажена четко, при получении визы отдаешь паспорт и далее конвейер — паспорт проходит через множество работников, каждый делает какую-то отведенную ему мелочь, спустя 10 минут получаешь документ с визой.
На выходе из аэропорта подходит мужичок с вопросом — куда ехать? Поначалу решил, что это первый из тук-тукеров, заманивающий клиентов, но нет, это служащий, подводит к какой-то стойке и называет цену до отеля, 7 долларов на такси и 6 долларов на тук-туке.
Мы выбираем такси, тут же возникает парень, представляется — Сопхон (мы его потом между собой называли Сафрон, о чем и ему рассказали), усаживает нас в минивэн, едем. Сопхон хорошо говорит по-английски, под словом хорошо я подразумеваю четкое произношение, порой в Азии трудно понять даже знакомые слова.
Мы прибыли в город утром, что-то около десяти вышли из аэропорта, вселение в отель — с 14:00, о чем прекрасно осведомлен Сопхон. Поэтому он интересуется, каковы наши планы. План пока единственный — острая необходимость в чашке кофе, о чем сообщаем ему, дальнейшие действия — потом. Парень везет нас в кафе, где мы берем кофе и какие-то необычайно вкусные плюшки, садимся за столик и обсуждаем планы. Сопхон рассказывает, что работает в туристической компании, его начальная цель — стать гидом, следующая — создать свою компанию. Он говорит по-английски, неплохо знает историю и географию своей страны, достопримечательности и маршруты. Его предложение — Пном Кулен, готов нас отвезти туда, выступить там в качестве гида, потом забросить в отель. Цену за свои услуги назвал — 85 долларов. Кулен находится в 50 км от Сием Реапа, еще надо будет купить входные билеты, по $20 с человека. Въезд на гору открыт только до 12:00, поэтому посещение во второй половине дня отпадает.
Изначально на Камбоджу у нас отведено 3 дня, из которых два не совсем полные (дни утреннего прилета и вечернего отлета).
На Ангкор я отвел два дня, сегодня предполагал отправиться на озеро Тонлесап, но без особой охоты, по той информации, что изучил, озеро меня не очень вдохновляло. Про гору Кулен (пном — гора на кхмерском) читал краем глаза, подробностей не изучал, т.к. посещать не планировал. Сопхон рассказывал увлекательно, перечислил много интересностей горы Кулен, короче, уговорил.
Впоследствии из интернета узнали — цена была действительно хорошей, поездка с гидом обошлась бы ощутимо дороже, а без гида там сложно.
Итак, допиваем по второй чашке кофе и едем, сначала на минуту заехав в офис за билетами.
По пути Сопхон много рассказывает о местности, о стране, о красных кхмерах (Кмер руж). Заодно предлагает и свои услуги на следующие два дня (Ангкор). Тут я уже ориентируюсь, цены и маршруты знаю. Стоимость тук-тука на два дня на большой и малый круги будет примерно 35-40 долларов. Сопхон предлагает автомобиль (Тойота Камри с кондиционером) и себя в качестве англоговорящего спутника (но без сопровождения по храмам, т.к. нужна лицензия гида, там строгий контроль) за 70 долларов. Причем, в стоимость он включил и последний день, после выселения из отеля мы оставляем вещи в его машине, гуляем по городу, ужинаем, а вечером встречаемся в оговоренном месте, и он отвозит нас в аэропорт. Что ж, вполне адекватное предложение, соглашаемся.
Едем, дорогу не назовешь отличной, но и плохой тоже, скорость 60-80, активно общаемся.
Кулен — это невысокая гора, имеющая большое историческое значение — былое кхмерское величие идет именно отсюда. Здесь король Джаяварман II и основал Кхмерскую империю (или Ангкорское королевство). Здесь, в прилегающей местности, добывался камень для всех храмов Ангкора. Здесь находится самая большая в Камбодже статуя лежащего Будды, буддистский храм, «река тысячи лингамов», и, ко всему, еще и красивый водопад.
На подъезде к горе стоит шлагбаум, проверяют билеты. Здесь Сопхон встретил друга, здороваясь, представил его и нам (потом в машине упомянул, что равняется на него, тот идет чуть впереди — уже имеет лицензию гида и собственную фирму). Почему я упомянул об этом — станет ясно чуть позднее.
Подъем на гору медленный, дорога грунтовая, узкая, иногда останавливаемся, я делаю снимки.
Камни у дороги (увы, против солнца)
Прибыли. Сопхон запарковал машину, раздал бутылки с ледяной водой (я забыл упомянуть, вода включена в стоимость, в машине холодильник).
Дальше пешком.
Подъем к храму:
Также он предупредил, что принято везде давать деньги, очень немного, но часто, для чего выдал пачку купюр по 100 риелей (уточнил, что это примерно пара долларов, курс — примерно 4000 риелей за 1 долл). Сразу рядом с нами нарисовался мальчишка — он будет охранником вашей обуви, пояснил Сопхон, я молча смирился, охранник так охранник, что бы это ни значило.
Надо сказать, здесь тесно переплетаются святыни и символы двух религий — буддизма и индуизма. Порой трудно отличить одну от другой, особенно навскидку — рядом с Буддой стоят статуэтки Шивы и наоборот.
В христианстве это называлось бы часовенка:
Неподалеку — след Будды:
Размер ноги легко представить, соотнося с размером купюр.
Поднимаемся по ступеням к Лежащему Будде (Здесь его называют спящим). Будда лежит на левом боку в тесном помещении, вход со стороны ног, выход — у головы. Перед входом надо разуваться (вот зачем охранник обуви).
Фигура вытесана из цельного куска скалы и имеет размер 9 метров.
Так я и знал — Будда не спит, глаза приоткрыты:
Над фигурой нависает золотой шатер:
Выйдя из помещения, можно тут же зайти вновь, позади Будды имеется еще один проход, по которому уже идем к выходу.
По тыловой части наглядно видно, что статуя вырублена в цельной скале:
Буддисты несут сюда цветы лотоса, причем, то, что издалека кажется одним цветком, на самом деле букетик, центральный цветок в нем оставлен с цельной серединой, а лепестки других цветков прихотливо завернуты, если центральный цветок красный, то обрамление будет белым и наоборот.
Букетики вставляют в отверстия на глыбе, из которой вырублен Будда:
Судя по всему, этот храм — высшая точка горы Кулен.
Окружающий пейзаж:
Сопхон говорит, что одно время на горе никто не жил, но в последнгее время стали поселяться люди, причем не только монахи.
Спускаемся и идем дальше.
Корни, камень и лампадка:
Повсюду множество практикующих священников.
Благословение:
Под скалой:
Что такое лингам? Чтобы не вдаваться в излишние подробности — это фаллический символ Шивы (мужское начало). А символ женского начала — йони (шакти, женская сущность Шивы)
Лингам и йони. Монах поливает лингам, вода стекает в йони, этой водой умываются (и мы умылись, хотя по понятиям это для мужиков).
Лицо с клювом:
Здесь, на вершине горы, множество камней разного, чаще большого, размера.
Тропы петляют среди них, если сторона камня имеет отрицательный наклон, под ним обязательно будут статуэтки, лампадки или благовония.
Здесь наблюдаем исключение — просто скамейки в тени камней:
Впрочем, в соседней скале имеется таки молельный уголок:
Вскоре Сопхон подвел нас к ничем с первого взгляда непримечательной скале, показал на зеленоватое пятно — Видите что-либо?
— Хм, пятно как пятно.
— А теперь посмотрите через камеру мобильника, — достал свой смартфон и, слегка поискав лучший угол, продемонстрировал "Лик Будды" — действительно, очень похоже на лицо. Я навел свой фотоаппарат, пытаясь задать тот же угол — странно, но лик не проступал.
Сопхон загадочно улыбался. Что ж, я сделал пару снимков, дома разберусь. Разбираясь впоследствии, удалил совсем уж невнятные, пожалуй, вот этот наиболее релевантный:
Лик Будды (смотреть нужно на зеленоватое пятно):
Но, повторю, на его смартфоне (вроде бы Самсунг) лицо проступало куда явственнее. Пятно это никем не нарисовано, просто какое-то отложение на камне.
Далее проходим мимо камня, которое Сопхон назвал слон-камень:
Опять же, воочию камень похож на слона в гораздо большей степени, чем на снимке… или виноват мистический дух местности?..
Затем подошли к небольшой площадке, тут Сопхон рассказал легенду о двух змеях и монахе, суть которой от меня уже ускользнула, но сюжет был реализован в камне и представляет из себя комплекс вот таких изображений:
На очереди еще одно интересное место. Это камень, монолит, высота от уровня моря примерно 1000 метров, в камне есть естественная емкость с водой, глубина которой полтора метра. Вода чистая, питьевая. Загадка в том, что ее постоянно черпают, но уровень остается неизменным уже много веков.
Неиисякаемый источник (воду черпают из щели в центре снимка):
Воспользовавшись лежащим здесь черпаком, Сопхон добыл воды, я выпил — нормальная, прохладная вода.
На свете много, друг Горацио, вещей, что и не снились нашим мудрецам…
Идем дальше. Учитывая практически бессонную ночь, окружающая действительность воспринимается в неком сюрреалистическом ключе.
В тени сидят то ли монахи, то ли простые кхмеры-торговцы, уже не различаю.
Дорожка змеится среди джунглей:
published on
Запись
Комментарии (0)