Темнота в Камбодже наступает совсем не так, как в средней полосе России.
Нет долгих бессмысленных сумерек, ночь падает решительно и неумолимо.
Мы этого не учли, после возвращения в отель слишком долго отдыхали, наконец, собрались прогуляться по Сием Реапу. Вышли из номера, зашли в лифт еще засветло, а вышли уже в ночь.
Понятно, сгущаю краски, но лишь чуть-чуть.
Нашли Паб стрит (пешком минут 10-12), побродили по центру.
Я не буду здесь описывать город, следующая часть будет про один Ангкор Ват, там должно хватить места и на Сием Реап.
А пока сразу перейду к утру. Завтрак, водитель уже подъехал, ждет.
Опасения насчет какой-либо аферы испарились, даже не вспоминаем.
Сегодня наш маршрут — Малый круг. Сюда входят три наиболее известных храма — Та Пром (привет от А. Джоли), Байон и Ангкор Ват (будет описан в следующей части)
Байон находится внутри Ангкор Тома — самой известной столицы Кхмерской империи. Здесь помимо Байона осмотрим еще несколько храмов, плюс Террасу Прокаженного Короля и Террасу Слонов.
Если попробовать охарактеризовать одним словом каждый из трех названных храмов, то я бы сделал это так: Та Пром — корни, Байон — лица, Ангкор Ват — грандиозность.
Итак, едем. Первая остановка — Та Пром (фото 1 — оттуда).
Когда восстанавливали весь комплекс Ангкора, этот храм решили оставить лишь с минимальными изменениями (расчистка и укрепление аварийных стен), деревья, вросшие в стены, оставались. Однако, за годы наблюдений, реставраторы пришли к выводу, что так всё оставлять нельзя, слишком быстр процесс разрушения. Сейчас понемногу отказываются от предыдущей парадигмы, некоторые деревья таки убирают в стремлении сохранить главное — саму архитектуру. И все-таки, Та Пром пока остается самым близким к первозданности из местных храмов (в отдалении от Ангкора есть и совсем уж нетронутые храмы).
Людей здесь катастрофически много.
Следующий абзац — недовольное ворчание.
Я, конечно, представлял, что нас ждет, читал последние заметки, где люди пишут — к самым интересным (в фото-смысле) местам выстраиваются очереди для съемок. Однако, уже и это устарело. Очереди выстраиваются, да, но количество тех, кто их игнорирует, велико настолько, что очереди теряют смысл.
К тому же значительно усложняется жизнь тех, кто, подобно мне, хочет фотографировать не себя на фоне интересности, а саму интересность. Это порой просто невозможно — если образуется пауза чуть длиннее миллисекунды, к объекту тут же устремляется очередной клиент. Особенно активны китайцы. Вот я приготовился ловить пробел в массе людей, жду, когда из кадра уйдет позирующая девушка. Тут же без всяких рефлексий в кадр заходит китайский товарищ. Его снимает дама (не обращая внимания на соседство с позирующей тут же европейкой). Дама делает пятьдесят снимков, затем они меняются. Мужик более основателен, знает, что пятьдесят снимков — удручающе мало. В предвкушении пытки, которую устроит дома своим родственникам и друзьям, он делает сто снимков. После каждого внимательно смотрит на экранчик, изучает композицию, размышляет и решает повторить (дама ждет, не сходя с места). Наконец, сто снимков сделаны. Ура! Но теперь он переходит к съемке видео, медленно двигая объективом из стороны в сторону.
Надо сказать, я весьма терпелив и сдержан, поэтому могу уверить читателя — в ходе моих съемок не пострадал ни один турист.
Ладно, переходим к конкретике.
Та Пром, — объяснил Бон — переводится, как "god grandfather". Я, конечно, принял к сведению, но потом вник чуть более детально — "предок Брахмы", что, в общем-то, не противоречит сказанному Боном.
Храм, как и многие другие, ориентирован по сторонам света и представляет собой концентрическую структуру — стены с гопурами и угловыми башнями, галереи и террасы. Есть определенное сходство с храмом Преа Кан.
Как и некоторые другие храмы, Та Пром был и буддийским, и индуистским, в ходе переделок часто уничтожались предыдущие изображения богов.
Пройдя первые стены, попадаем во внутренний двор:
В дальнейшем мы не будем придерживаться планового осмотра, т.к. огромное количество народа диктует свои правила — устремляться туда, где видна разреженность.
Первые корни:
Несмотря на разруху и расползающиеся стены, неплохо сохранились барельефы:
Здесь стены (и заодно корни) укрепили подпорками (привет от Сальвадора Дали):
Откуда-то доносится обрывок русской речи — "…похожа я там на Анжелину Джоли?"
Но преобладающая этническая группа среди туристов — китайцы. Им ехать не так далеко, как остальным.
Многие привлекательные объекты расположены в это время дня против солнца:
Многочисленные деревья создают игру света и тени:
И опять корни:
И еще:
Ура! Поймал долю секунды без людей:
Никогда не пустующее "фотографическое место":
Но терпение и умение ждать помогают:
Многие храмы имеют такие вот коридоры, где стены отлично оформлены, колонны ошлифованы, но потолок представляет собой необработанный каменный угол. Это оттого, что ранее потолок был деревянный плоский, а все, что выше, обрабатывать не имело смысла.
И опять корни:
Дерево, которое врастает в камни — тутово-хлопковое дерево. Оно имеет толстые мясистые коричневатые корни.
Есть еще один вид, который называют дерево-душитель. Оно относится к фиговым (или к фикусам), корни имеет более тонкие, серые.
Некоторые корни напоминают анаконд:
Некоторые похожи на перепончатые лапки:
Порой две породы деревьев сплетаются воедино:
Дерево-душитель (фикус):
В одной из башен. Отверстия — следы бывшей облицовки:
А это специально огороженная площадка для снимков, каким-то чудом пустая:
Все. Направляемся к выходу. Та Пром, помимо корней, вросших в камни, имеет еще настолько богатое содержание, что был бы интересен и вовсе без деревьев. Здесь прекрасные барельефы, на многих алтарных изображениях до сих пор сохранилась древняя краска.
Но как, скажите, не оглянуться и не сделать еще снимок, последний?
published on
Запись
Комментарии (0)