Его считали самым некрасивым актёром советского кино. Конечно, лопоухий, нескладный, какой-то нелепый. При этом, Владимир Басов всегда женился на самых блистательных красавицах, а все женщины без исключения сходили по нему с ума.
Многие его помнят как забавного героя из «Приключений Буратино». Только в жизни это был совсем не Дуремар, а настоящий Отелло. Лютая ревность доводила его до истинного безумия, а за измены Басов очень жестоко мстил...
Не Дуремар, а Отелло
Молодой Владимир Басов с мамой.
Его навсегда запомнили по роли Дуремара — несуразный и смешной, Владимир Басов идеально сыграл этого персонажа. Басова вообще легко было представить в роли сказочного героя, злодея или вредного милиционера, но никак не в роли супруга первой красавицы советского кино. Женат же он был трижды — на самых красивых женщинах советского кинематографа: Розе Макагоновой, Наталье Фатеевой и Валентине Титовой. Друзья и, особенно, недруги недоумевали, как Басов их покорял? Женщины же до сих пор говорят, что режиссёр обладал такой бешеной энергетикой и харизмой, что никто не обращал внимания на недостатки его внешности.
Владимир Басов обладал харизмой невероятной силы.
Сын от второй жены гениального актёра Натальи Фатеевой, Владимир Басов младший, пошёл по стопам своего отца. Он его практически не помнит. Зато помнит, что в доме постоянно кричали. Мама ругала отца за пьянку, а тот постоянно обвинял её в изменах. Сын Басова уверен, что в разрыве виноваты оба. Ведь мать, по его мнению, если так сильно любила отца, должна была что-то сделать. Мужчина думает, что Фатеева просто не умеет любить. Она с рождения не занималась его воспитанием, Владимир рос под присмотром бабушек и дедушек. Потом его отправили в интернат. Отец тоже был хорош. Именно с его подачи мама и превратилась в такое холодное чудовище, которому совершенно наплевать на своих близких.
Владимир Владимирович Басов.
Все три брака актёра разрушила его болезненная ревность. Беря замуж первых красавиц, артист считал, что на них никто не имеет права даже смотреть. Его патологическая ревность разрушала не только его отношения, но и жизнь его любимых женщин.
Роза Макагонова
Роза Макагонова была самой красивой студенткой на курсе ВГИКа, где учился и Владимир Басов. У неё не было отбоя от поклонников. Володя влюбился в неё с первого взгляда и сдаваться не собирался. Он вообще всегда добивался, чего хотел.
Роза Макагонова.
Скромная провинциальная девочка Роза приехала в Москву из Куйбышева. Снимала комнату в коммуналке и мечтала стать звездой. Что и случилось. Только вот беспросветное нищее существование утомило девушку. В конце концов она уступила Басову. Пусть некрасивый, зато перспективный — москвич, будущий режиссёр. В 1949 году они поженились, а в 1954 году Басов снял свой первый фильм. Его жена сыграла в нём главную роль. Актриса на то время была очень популярна и была способна украсить собой любую картину. Супруги, казалось, идеально дополняют друг друга.
Только внутри семьи было далеко не всё так просто и гладко. Владимир ревновал жену даже к прохожим мужчинам. Поначалу Розе поведение мужа казалось нелепым, ведь повода она не давала. Но чем дальше — тем больше он её ревновал. Он устраивал безобразные сцены. Любой совместный выход в свет заканчивался неизменным скандалом. Басов и сам понимал, что перегибает, но пересилить себя не мог. Со временем он пристрастился к алкоголю. Поначалу 100 граммов коньяка отлично снимали напряжение, но потом дозы становились больше. Вскоре без бутылки режиссёр не мог провести и дня.
Злые языки говорили, что Басов специально отдавал все главные роли в своих фильмах жене, чтобы не отпускать от себя никуда. Конечно, такое положение вещей радовало далеко не всех. Его друг, тоже режиссёр, Мстислав Корчагин, считал Макагонову весьма посредственной актрисой и однажды просто потребовал её заменить, но Басов и слышать об этом не хотел. Они тогда сильно поссорились и Владимир напился так, что даже опоздал на самолёт, на котором они с Корчагиным должны были лететь в Москву. К ужасу Басова, тот самый самолёт, на борту которого летел его друг и должен был лететь он сам — разбился.
Мстислав Корчагин.
После этого его отношения с Розой дали ощутимую трещину. Басов стал винить жену в гибели Корчагина и часто срывался. Они постоянно ругались. В конце концов, режиссёр собрал свои вещи и ушёл. Конечно, дело было не только в том, что на отношения бросила тень гибель друга. Дело в том, что Макагонова не могла иметь детей. И если в начале их отношений казалось, что некрасивый муж никуда от красавицы не денется, то теперь популярность Басова была куда больше, чем у его супруги. Кроме красоты ей было нечего ему предложить, а тем временем вокруг было полно красивых женщин, которые много бы дали, чтобы занять её место.
Роза тогда уже сильно болела. У неё были и нервные срывы из-за этого. Такому самцу-победителю, который привык видеть рядом с собой только самую лучшую женщину, даму класса люкс, с Макагоновой уже было не по пути. Десять лет он изводил её ревностью и пьянством, доводил до истерик, выжал как лимон, а потом взял и избавился как от ненужной вещи. Несмотря на слёзы и плохое состояние Розы, он собрал свои вещи и ушёл.
Наталья Фатеева
С Натальей Басов познакомился на съёмках. Яркую, невероятно красивую, но пока никому не известную актрису, ему посоветовали коллеги. Режиссёр моментально влюбился в ослепительную красотку. Со стороны Наташи, как все говорят, это был обычный расчёт — все молоденькие актрисы мечтают выйти замуж за режиссёра, чтобы сделать карьеру.
Наталья Фатеева.
Басов-младший с горечью говорил потом, что никогда не видел любви ни между родителями, а также не наблюдал этого чувства у них к себе. Наталья всегда скупилась на ласку. Басов же всегда подозревал, что жена вышла за него замуж совсем не по большой любви. Поэтому ревновал её с удвоенной силой.
Наталья Фатеева с сыном.
Фатеева всегда говорила, что никакого повода не давала никогда. Со стороны они и правда выглядели идеальной парой. Она всегда заботилась о супруге, дома создавала уют. На фоне блистательной Натальи режиссёр стал комплексовать, чего с детства за ним не наблюдалось. От этого он злился ещё больше. Он стал поколачивать жену. В 1961 году брак распался. Фатеева устала замазывать синяки, страдать и плакать, а сам Владимир был истощён ревностью.
Басов изводил жену ревностью.
После развода актриса снялась в комедии «Три плюс два». Как донесли Басову, на съёмках у неё завязался роман с молодым Андреем Мироновым. Тот смотрел на красавицу-актрису с обожанием и даже, как говорили, хотел на ней жениться. После этих новостей Владимир изменился в лице и прошипел, что это была её последняя яркая роль. Режиссёр сдержал слово. Теперь он стал разрушать карьеру бывшей жены с тем же усердием, с которым до этого помогал строить. Сначала он добился того, что её перестали снимать. Потом, когда её пригласили ведущей в КВН, добился, чтобы Наталью уволили. Вскоре от всенародной славы Фатеевой ничего не осталось.
Наталья Фатеева и Андрей Миронов в фильме «Три плюс два».
Сам Басов тоже был не в лучшем состоянии. Он настолько много пил, что начал терять человеческий облик. В конце концов загремел в психушку. Мало кто знает, что свою роль Дуремара он озвучивал из психиатрической лечебницы. Режиссёр фильма о Буратино привозил туда звукозаписывающее оборудование, потому что врачи отказывались отпускать артиста.
После развода с Фатеевой Владимир долго официально был один. Правда, это не означало, что он не заводил романов с женщинами. Любовниц у него было много, но жениться вновь он не спешил. Басов очень боялся, что актрисы хотят его просто использовать ради карьеры. Эта мысль очень больно била по его самолюбию. Правда, со временем он очень устал от скоротечных романов, которые не могли заполнить его душевного одиночества.
Валентина Титова
Валентину режиссёр встретил однажды в коридорах Мосфильма. Эффектная юная блондинка произвела на него настолько неизгладимое впечатление, что он немедленно пригласил её в свой фильм, хотя на роль героини уже была утверждена другая актриса. После съёмок он предложил ей руку и сердце, но актриса отказала. Ей, 22-летней перспективной актрисе, был не нужен престарелый муж. Басов казался ей глубоким стариком. Она на тот момент встречалась с молодым красавцем-актёром Вячеславом Шалевичем. Пожилой режиссёр её не интересовал.
Валентина Титова.
Однажды она была на Мосфильме и беседовала со Славой. Смеясь, Валентина рассказала тому о предложении Басова. Шалевич на минутку задумался и предложил актрисе выйти за него замуж. Тут в помещение ворвался Владимир Павлович и начал кричать, что такой сопляк ничего не сможет ей дать, а он сделает актрису настоящей звездой. Вячеслав как-то сразу поник, а Валентина, посмотрев на него, вдруг обернулась к Басову и сказала, что согласна.
Вячеслав Шалевич.
Титова искренне полагала, что для неё с Басовым откроются все двери и впереди счастливая жизнь. Достаток, статус, звёздные роли. Только реальность оказалась совсем другой. Главный Отелло советского кинематографа превратил её жизнь в ад. Он ужасно ревновал её, устраивал совершенно безобразные сцены и даже поднимал на неё руку.
Басов ужасно ревновал Валентину.
Болезненно самолюбивый он никогда не признавал свои ошибки, а от близких требовал беспрекословного подчинения и безусловного обожания. Проблема скрывалась, возможно, в его детстве. Сын военного офицера и дочери священника, из-за рода деятельности отца часто менял место жительства, а вместе с ним, естественно, школу.
Владимир Басов с родителями.
Каждый раз в новом классе лопоухого нескладного мальчишку встречали отнюдь не приветливо. Его дразнили, над ним издевались. Вероятно, именно поэтому, уже будучи взрослым, Владимир Павлович очень старался всем доказать, какой он замечательный и незаменимый.
В детстве Владимир Басов очень страдал от комплексов.
Он с детства мечтал стать знаменитым режиссёром, ведь в кино влюбился совсем ещё маленьким. Во ВГИК он поступил в 1941 году, но свои коррективы внесла Великая Отечественная война. Басов отправился на фронт добровольцем. Воевал он отчаянно, в нём как будто не было страха. Владимир и на войне стремился быть лучшим. О смерти даже не думал. Сразу после войны он вернулся к своей мечте. Теперь у него была новая цель. И он добился успеха.
Владимир Басов ушёл на фронт добровольцем.
Теперь он был одним из лучших режиссёров, его любили самые красивые женщины. Он владел одной из самых блистательных из них. Тем не менее, жениться на Титовой он не спешил. Актриса была уже практически на сносях, а режиссёр всё тянул со свадьбой. После роддома гордая женщина записала сына Александром Валентиновичем Титовым. Басов счёл это унизительным. Он моментально признал ребёнка и узаконил отношения с Титовой.
Стоило им только пожениться, как ревность Владимира словно усилилась вдвое. Валентина была популярна, но отпускать жену на съёмки было для Басова огромным испытанием. Он постоянно добивался того, чтобы она не только снималась в его фильмах, но чтобы другие режиссёры снимали её во всех картинах, где снимался он сам. Артист старался контролировать всё до мелочей.
Владимир Басов не отпускал жену от себя ни на шаг.
Титова родила мужу дочь Лизу и сына Сашу. Несмотря на свою мучительную ревность, Владимир Павлович сам частенько ходил налево. Поэтому он был убеждён, что жена тоже наставляет ему рога. Басов опять стал пить. В 1978 году она и правда закрутила роман. Басов закатил ей ужасный скандал, избил. Это была последняя капля. Валентина ушла.
После развода Владимир Павлович ужасно пил. Он безумно ревновал неверную супругу не только к её новому избраннику, но и к собственным детям. В конце 1970-х годов в кулуарах обсуждали судебный процесс. Басов судился со своей женой. Он пытался отобрать у неё детей. Он очернял жену как мог и даже потребовал от неё алименты. Он упивался своей обидой и местью, не понимая, что своими руками разрушил свой брак. Это его болезненная ревность убила все прекрасные чувства супруги.
Владимир Басов с детьми.
Теперь Басов ненавидел весь женский пол. В нём говорила обида. Он считал всех женщин недостойными его предательницами и решил, что лучше быть одному. У Басова опять случился срыв, потом от переживаний последовал инфаркт. Сбавлять обороты в работе он всё равно не собирался. Он много снимал и снимался. Теперь его целью было обеспечить детей. Результатом тяжёлого труда и бешеного темпа жизни стал инсульт, после которого режиссёр так и не смог оправиться.
После инсульта Владимир Басов так и не смог оправиться.
Тем не менее он верил, что встанет и даже приступил к работе. В 1986 году на экраны вышел последний его фильм «Семь криков в океане». Критика картины была разгромной. В мосфильмовских коридорах зашептались о том, что тяжело больному режиссёру надо вообще запретить снимать. Это подкосило его последние силы. 17 сентября 1987 года Владимир Павлович скончался прямо на глазах у своего младшего сына.
Владимир Басов всегда стремился быть первым. Если любить — то первую красавицу, а если снимать кино — то на уровне Голливуда. И всё ему удавалось. Не удалось только победить своих внутренних демонов.
Комментарии (0)