16 июля покончил с собой актер Патрик Деваэр (1947-1982).
Противопоставляя себя социуму, он часто говорил декларациями.
«Я никогда не буду старым. Мы становимся старыми с того момента, когда мы боимся следующего дня, именно тогда мы становимся старыми… Я постараюсь никогда не бояться следующего дня»
Это именно что декларация, ибо ничего так не боялся Деваэр, как следующего дня, несущего новые сгустки боли.
В отличие от большинства коллег Деваэр оказался втянут в актерскую среду поневоле. Мать Патрика, актриса Мадо Морин, затащила всех своих сыновей (пятеро у нее их было) на сцену, создав труппу «Маленькие Морины».
Патрик, по мнению всех родственников, был наименее одаренным из пяти братьев, чем ему постоянно тыкали, взращивая чувство соперничества. Многочисленные гастроли мешали школьным занятиям. А каково было психологическое состояние мальчика семи лет, вынужденного в пьесе «Семейный суд» играть доведенного до самоубийства ребенка, вряд ли кто анализировал.
В детстве Деваэр получил целый ряд психотравм. Привыкнув к дружеским исповедям, он неоднократно рассказывал о пережитом в отрочестве сексуальном насилии.
В 17 лет Патрик столкнулся с реальным семейным судом. Один из братьев раскрыл тайну: глава семейства не является биологическим отцом Патрика.
Реакция парня превзошла все драматические ожидания, - в гневе он избил мать. Как результат, его выгнали из дома.
Именно тогда Патрик становится Деваэром, взяв в качестве псевдонима девичью фамилию бабушки.
С ЖЕРАРОМ ДЕПАРДЬЕ В ФИЛЬМЕ "ВАЛЬСИРУЮЩИЕ"
К семнадцати годам Патрик пресытился актерством по не хочу. Позже он признается, что планировал провести жизнь за камерой, а не перед ней. Иначе говоря, Деваэр склонялся к режиссуре, но в его жизни возник театр неклассического типа. «Вокзальное кафе» представляло собой дружеский междусобойчик юнцов, впоследствии составивших цвет французского кинематографа: Жерар Депардье, Колюш, Тьерри Лермит, Миу-Миу.
Работая в стилистике «Камеди-клаба» ребята вывели на сцену реалистичных героев, декларируя принцип «Средний класс и ниже». Они показывали проституток, работяг, торгашей, служащих.
На революционные спектакли «Вокзального кафе» бегала вся творческая тусовка.
Тут-то Деваэр и продемонстрировал к этой тусовке презрение.
Клод Соте пригласил Деваэра на эпизодик в картину «Повторный брак». Главную роль в этой комедии из времен Французской революции играл Жан-Поль Бельмондо. Так вот, подойдя к кумиру нации, Деваэр пригрозил вскоре занять его место.
Три года спустя увидели свет «Вальсирующие» Бертрана Блие, явив насколько претензии Деваэра были оправданны.
В «Вальсирующих» Патрик играл с Депардье и Миу-Миу. Эта троица показала ребят из студенческих волнений 1968 года. Живущие одним днем, внешне лишенные рефлексии, декларирующие половую свободу... В реале «Вальсирующие» брали за образец как раз героя Бельмондо, явленного десятилетием раньше в фильмах Годара «На последнем дыхании» и «Безумный Пьеро».
Но вряд ли Деваэр и Депардье отдавали себе в этом отчет, выступая против самого понятия звездности, которое накрыло с головой Бельмондо и Алена Делона.
До анализа ли было, если сразу же по выходу «Вальсирующих» парни обнаружили, что теперь им придется не стоять плечом друг к другу, а друг с другом рубиться. При всем уважении возникло соперничество.
Бертран Блие говорил:
«У Патрика тоже была такая проблема: он сильно пострадал от гигантской тени Жерара. На самом деле они с Жераром не были приятелями. Они были больше похожи на двух братьев. Братья часто не ладят. … Они очень ревновали друг к другу».
"ПРОЩАЙ, ПОЛИЦЕЙСКИЙ"
После «Вальсирующих» Деваэр блистает в детективах «Прощай, полицейский» (1975) и «Следователь Файяр по прозвищу Шериф» (1977); встречается с Депардье на площадке очередного фильма Бертрана Блие «Приготовьте ваши носовые платки» (1978); играет Франсуа Перрена (серийного героя, которого обычно играл Пьер Ришар) в комедии «Удар головой».
На мой взгляд, лучшим его фильмом стала драма «Ф… как Фэрбенкс», где Деваэр изобразил романтичного парня, который разок приняв участие в политической демонстрации, оказывается вычеркнутым из обыденной жизни. Он не может найти работу, теряет любовь, сходит с ума.
С ума сходил и Деваэр, к чему имелись причины, как объективные, так и субъективные.
Объективно его бесила несправедливость. Из года в год (пять раз за шесть лет) Деваэра номинировали на премию «Сезар», аккуратно прокатывая с наградой.
Что касается причин субьективных…
Их было много.
"Ф... КАК ФЭРБЕНКС"
Еще в 1968 Деваэр, не желая идти в армию, переборщил с приемом таблеток. Тогда же психотерапевты поставили диагноз: склонность к суициду.
Эта склонность подпитывалась запутанной личной жизнью. Будучи женатым, Деваэр закрутил роман с Миу-Миу, актриса родила ему дочку. Снимаясь вместе в «Ф… как Фэрбенкс» они уже расстались. По сюжету теряющий ориентацию в пространстве герой вламывается на сцену, где его возлюбленная играет спектакль, и уводит ее за кулисы выяснять отношения. Вся съемочная группа стала свидетелем, как Деваэр предупредил режиссера, снимать эпизод одним дублем, ибо второй он психологически не вытянет.
На исходе 1979 года новая пассия Элизабет Шалье родила Деваэру дочку. Готовилась тихая свадьба, однако, планы парочки сдал ушлый репортер. Взбешенный Деваэр отправил его в нокаут, после чего пресса объявила актеру бойкот. Имя Деваэра умудрились не упоминать даже в рецензиях на фильм «Плохой сын», где он сыграл одну из лучших своих ролей. Масла в огонь подлил режиссер Клод Соте, заявивший, что Деваэр получил роль в «Плохом сыне» только после того как от нее отказался Депардье.
В качестве компенсации Деваэру пришлось отксерить потерпевшему журналисту 75 000 франков.
ДЕВАЭР И АРИЭЛЬ БЕСС В ФИЛЬМЕ "ОТЧИМ"
Потом Деваэр влюбился в партнершу по фильму «Отчим» (1981) Ариэль Бесс. Девушке едва исполнилось шестнадцать и попросившему ее руки тридцатипятилетнему дядечке родители указали на дверь, пригрозив статьей за совращение несовершеннолетней. А вы бы как поступили, учитывая, что к моменту сватовства второй дочке Деваэра едва исполнился годик и, клянясь в вечной любви, тему развода актер умудрялся обходить?
Ну а еще Деваэр экспериментировал с веществами, что также душевному здоровью не способствовало. В последний съемочный день «Удара головой» разразился скандал, поскольку обдолбанный актер избил ассистента, посмевшего его разбудить.
Деваэра подтачивала и работа. Как правило, он играл людей, потерпевших жизненное поражение. Все чаще актер жаловался не на репертуар, нет, а на то, что репертуар забирает слишком много энергии, которая не восстанавливается.
В последнем своем фильме «Рай для всех» Деваэр предстал в образе страхового агента, который попытался покончить с собой да образумился.
В жизни образумиться не получилось.
"РАЙ ДЛЯ ВСЕХ"
Так что же случилось 16 июля 1982 года?
В начале июля Деваэр остался один, поскольку Элизабет Шалье забрала дочку и ушла от актера к его другу Колюшу (
Внешне Деваэр не грустил, ввязавшись в проект фильма «Эдит и Марсель», где ему предстояла роль возлюбленного Эдит Пиаф, боксера Марселя Сердана. Режиссер Клод Лелуш вспоминал, с каким энтузиазмом Деваэр готовился к съемкам, пропадая в спортивном зале.
16 июля состоялась примерка костюмов, затем была рекламная фотосессия. В разговоре с Лелушем Деваэр делился видением роли, радуясь, что она совпадает с режиссерской.
Все изменилось, когда Деваэр сделал звонок по телефону.
Что это был за звонок, имеются разночтения. Кто-то утверждает, - звонил Деваэр жене, и та сообщила, что дочь он больше не увидит. Сама же дочь, Лола, убеждена, будто отец пытался дозвониться до наркодилера.
В четырнадцать часов Деваэр садится перед зеркалом и стреляет в рот из карабина, подаренного вездесущим комиком Колюшем.
Светлая память!
Комментарии (0)