Прошел «Оскар».
Такие прекрасные фильмы как «Тар» (6 номинаций, ничего не получил), «Башни Инишерина» (9 номинаций, ни одной награды), «Треугольник печали» (3 номинации, ноль пряника), «Бэтмен» (3 номинации, создателям «Спасибо») обошел красивый пустячок «Все везде и сразу» (11 номинаций, 7 премий). Впрочем, хорошо, что прокатили Спилберга с пресными «Фабельманами» (7 номинаций, ни одной премии) и унылый байопик «Элвис», оставшийся без наград при восьми номинациях.
Но вот жаль, что обидели Кейт Бланшетт. Я наивно полагал, что у нее в номинации «Лучшая женская роль» вообще нет соперниц, упустив, что в гонке участвует Мишель Йео («Все везде и сразу»). Она-то и взяла статуэтку. Актерская игра здесь приложением, о чем свидетельствуют СМИ, ни одно из которых не забыло упомянуть, — Йео первая в истории актриса азиатского происхождения, получившая «Оскар» в данной категории. Политкорректность - это хорошо, но когда она берет верх над искусством - это плохо, очень плохо, ибо размываются критерии.
Чуть ли не единственный плюс данной церемонии - победа Брендана Фрейзера в номинации «Лучшая мужская роль».
Вот о тернистом пути этого актера и поговорим.
Все 1990-ые Фрейзер шел к успеху, чтобы потом его утратить и снова восстать, словно Феникс из пепла.
КАК ПРЕКРАСНО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ — "ШКОЛЬНЫЕ УЗЫ"
Начинал Фрейзер в компании молодых и дерзких Мэтта Деймона, Бена Аффлека, Криса О Доннелла (
То есть, уже изначально в творчестве Фрейзера наметилась развилка. Ему предлагалось либо двигаться по линии комикования, либо попытаться стать серьезным драматическим актером.
Фишку Фрейзер словил в комедии «Пустоголовые» (1994), где оторвался наравне со Стивом Бушеми и Адамом Сэндлером, а диснеевская пародия на «Тарзана» «Джордж из джунглей» (1997) вывела актера в топ, собрав при бюджете 55 миллионов долларов 174.
"ДЖОРДЖ ИЗ ДЖУНГЛЕЙ"
Если же Фрейзер появлялся в серьезных работах, удача уходила к другим актерам. Байопик о режиссере Джеймсе Уэйле «Боги и монстры» (1998) вызвал шквал восхищения Йеном Маккелленом и Линн Редгрейв. О Фрейзере речь даже не заходила. Да его, амплуа там было «молодой друг стареющего героя», но вспомните какими словами превозносили Криса О Доннелла, в «Запахе женщины» сыгравшего нечто подобное.
В 1999 прокат взорвала «Мумия», приключенческий блокбастер, где не спецэффекты играли роль, а рулил авантюризм в стиле Индианы Джонса и «Романа с камнем». Именно комедийная составляющая и детальная проработка характеров сделала «Мумию» хитом сезона. На кастинге Фрейзер обошел Тома Круза, Мэтта Деймона, Бена Аффлека и Брэда Питта. То был его звездный час. При бюджете 80 миллионов «Мумия» собрала свыше 415. Фрейзер заслужил номинацию на премию «Сатурн».
Тут же, спеша и падая, залудили продолжение «Мумия возвращается» (2001). На спецэффекты не скупились, грохнув 98 миллионов. В спешке, однако, лопохнулись со сценарием. Ушел приключенческий драйв, и хотя фильм вполне отбился в прокате, собрав 435 миллионов, поклонники первой части были разочарованы.
"МУМИЯ"
А дальше история повторилась. Сыграв в экранизации романа Грэма Грина «Тихий американец», Фрейзер опять увидел, как слава ушла к партнеру, на сей раз повезло Майклу Кейну, которого номинировали на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.
После череды малозаметных картин, из которых выделялось разве что оскароносное «Столкновение» (2004) Фрейзер вернулся в пафосное приключенческое кино, сыграв в экранизации романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли» (2008). Картина заявлялась как первый фильм, снятый в формате цифрового 3D и при бюджете 60 миллионов собрала без малого 242.
Следом появилось окончание франшизы «Мумия: Гробница императора драконов». Она хотя отбила вложения, но стала самым провальным в кассовом плане фильмом трилогии.
Совсем плохо дела обстояли с фэнтэзи «Чернильное сердце» (2009), которое просто в прокате провалилось. Провалилась и драма «Крайние меры» и комедия «Месть пушистых» (оба 2010). Фрейзер явно терял позиции.
Да и личные дела его пребывали не очень. Развалившийся брак, смерть матери, проблемы со здоровьем. Все это сформировало у актера депрессию, из-за которой на пять лет он вообще покинул кинематограф, переместившись на телевидение.
Работал в сериалах, в том числе «Траст», «Любовники», «Титаны», «Роковой патруль».
"КИТ"
Вновь на вершины киночартов Фрейзер ворвался драмой Даррена Аронофски «Кит» (2022).
Слов нет, страдающий ожирением герой это внешняя роль. О ролях такого типа саркастически отзывался Чарльз Лоутон: «Дайте мне роль слепого. Нужно только закрыть глаза, осторожно передвигаться по лестнице и ощупывать ступеньки. Держу пари, в таком фильме всегда будут лестницы, чтобы актеру было легче играть, и ты увидишь – наградам не будет конца».
Другое дело, что за внешним рисунком у Кита просматривается душа человеческая и Брендан творит чудеса, заставляя нас полюбить разожравшееся, переставшее следить за собой, разрушившее жизнь свою и близких потливое чудовище. А это и есть искусство.
Наконец-то поток наград обрушился и на Фрейзера. Помимо «Оскара» он получил премию «Выбор критиков» и номинировался на «Золотой глобус» и BAFTA.
Что дальше? Внесем ложечку скепсиса, вспомнив, как фильм того же Аронофски «Рестлер» прогнозировал возрождение карьеры Микки Рурка.
Будем надеяться, что у Фрейзера сложится все ещё лучше.
Комментарии (0)