Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова

Начало
Только после посещения этой выставке прояснилось, что в век Просвещения понималось под "готикой"?
Этот период занимал в России преимущественно вторую половину XVIII века, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. Возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежал Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещённые монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования.
Мир готического в Век Просвещения не был точно исторически определён. Под этим словом подразумевали все древнее, "варварское", отличающееся от классического вкуса, считавшегося правильным. Готическими именовали и древнерусские памятники архитектуры. А саму эпоху Древней Руси сближали с временами рыцарских преданий Западной Европы. Начавшееся с Баженова увлечение "готическим", долго затем продолжалось по придуманным им образцам. Баженов создал московскую архитектурную школу последней трети XVIII века, проектировал много, включая Царицыно и Кремлевский дворец.

1. Первый раздел выставки в Музее архитектуры — "Пропилеи". (Пропилеи — это парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами, расположенными симметрично оси движения на каком-либо участке.) В первом зале анфилады показаны возможные варианты реализации темы "готический вкус" в век Просвещения.

2. Интерьер готического собора в этом разделе соседствует с рембрандтовским видом старого Амстердама, или с панорамами древнерусских городов. В этом же разделе вводится сюжет о театре, о великосветских каруселях, а также тема готической меланхолии в культе руин на гравюрах Пиранези.

3.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669). Вид Амстердама, 1640. Офорт

4.

Жак Калло (1592-1635). Вид укреплённого города с рыбаком на лодке

5.

Джованни Баттиста Пиранези. Из серии "Темницы"

6.

Джованни Баттиста Пиранези. Из серии "Темницы"

7. В разделе "Резиденция" экспонируются проекты дворцов, разработанные Баженовым и Казаковым в готическом вкусе. Эклектичное здание Петровского подъездного дворца объединило черты древнерусской и барочной архитектуры, но доминирующим был готический стиль.

Матвей Фёдорович Казаков (1738-1812). Петровский подъездной дворец в Москве. Главный фасад. Вариант 1775

8. Стрельчатые окна, пинакли (копьевидные башенки) над входом во дворец отсылали к стилистике средневековых замков, но по структуре здание было типичной усадьбой в стиле классицизма — главным домом с флигелями и парадным двором.

Иосиф Кармин (1749- 1822). Петровский поъездной дворец в Москве, 1800-1810

9. В центре этого раздела — созданная Баженовым панорама резиденции Царицыно. Панорама экспонируется очень редко. Масштабный план показывает, как могла бы выглядеть усадьба. Мосты сохранились до сих пор, некоторые павильоны тоже, а вот главных корпусов — Екатерининского и Павловского, нет уже несколько веков. Издали постройки казались единым дворцом, вблизи рассыпались на отдельные здания.

10. История резиденции Царицыно — загадка. Изначально архитектурный ансамбль в Царицыно Екатерина II заказала Василию Баженову, и он спроектировал грандиозный парк и дворцовый комплекс в готическом стиле. Планировалось также строительство отдельного дворца для великого князя Павла Петровича и многочисленных построек для именитых гостей. Однако здание, сохранившееся до наших дней, было работой не Баженова, а его главного конкурента — Матвея Казакова.

Панорама села Царицына. Проектный чертеж Василия Баженова и Матвея Казакова, 1776

11. Баженовские старания (архитектор даже продал свой дом, чтобы вложиться в это строительство) императрица не оценила. Она говорила некогда любимому зодчему, что недовольна недостаточно высокими потолками и узкими дверями. Но в действительности, как считают исследователи, ей не понравилось то, что Павлу предназначался отдельный дворец. К этому времени отношения императрицы с сыном были холодны, поэтому ей не хотелось подчеркивать его наследное положение отдельным дворцом. А вот придуманный Казаковым вариант одного здания, состоявшего из двух частей, пришелся императрице по душе. Готический же стиль построек был сохранен — здания украсили стрельчатые арки и остроконечные пинакли.

Матвей Фёдорович Казаков (1738-1812). Проект Бльшого дворца в усадьбе Царицыно. Вариант завершения главного фасада, 1793

12.

Владимир Фёдорович Аммон (1826-1879). Вид усадьбы Царицыно, 1859

13.

Матвей Фёдорович Казаков(1738-1812). Проект публичного зала с галереями. Фасад, 1780-е

14.

А.Н. Голицын. Большой мост через овраг. Детали, 1805

15.

Иосиф Кармин (1749-1822). Московская застава, 1800-1810

16. Завершает парадную анфиладу раздел "Храм". Его экспонаты иллюстрируют историю поиска образа идеальной церкви в век Просвещения.

17. Ещё на заре Просвещения во Франции проходил диспут об идеальной церкви. Она должна сочетать в себе простые формы греческих ордеров с конструктивными особенностями готических соборов. Собор мыслился универсальной церковью, эталоном всей цивилизации.

Мастерская Ф.Я.Алексеева. Вид Ивановской площади Московского Кремля. 1800-е годы

18. Пример иконостаса в готическом стиле.

Проект иконостаса церкви Казанской Божией Матери в усадьбе Ярополец Чернышевых. Фасад. Вариант, 1786

19. "Готические" колокольни.

20. Есть ещё небольшой дополнительный раздел, который находится в самом конце экспозиции, — это тайная комната, масонский кабинет. Как известно, Баженов, как и большинство просвещённых людей конца XVIII века, был масоном. В масонской комнате представлены кубок с масонской символикой, печать, блюдо и черепица. Баженов решил покрыть ею все постройки в Царицыне. Считается, что именно из-за масонства Екатерина подвергла Баженова опале. А потому вместо реализованных проектов от этого вольного каменщика осталась только "бумажная архитектура".

21.

22.

23.

24.

25.

published on mirputeshestvij.ru according to the materials galik-123.livejournal.com

Запись Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова взята с сайта Мир Путешествий.


Источник: Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова
Автор:
Теги: Это интересно

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как Министерство культуры женило Василия Ланового
Как Министерство культуры женило Василия Ланового
5
Интересный мир 22:32 03 янв 2023
Необычное полотно Василия Верещагина
Необычное полотно Василия Верещагина
0
Интересности 22:09 22 ноя 2016
Судьба Василия Сталина
Судьба Василия Сталина
0
Настоящая история 18:49 23 мар 2016
Cемья из Германии сбежала в Сибирь от секс-просвещения
Cемья из Германии сбежала в Сибирь от секс-просвещения
0
Общество и я 08:01 25 дек 2016
Сталин пишет письмо учителю сына Василия… 1938-й год
Сталин пишет письмо учителю сына Василия… 1938-й год
0
Сад огород дача и все самое интересное 23:21 25 авг 2016
Юбилейный номер Vogue украсило лицо Кейт Миддлтон
Юбилейный номер Vogue украсило лицо Кейт Миддлтон
0
Интересный мир 10:55 11 май 2016
Что такое "изба-читальня"?
Что такое "изба-читальня"?
0
Общество и я 12:18 24 апр 2018
«Bosch 500»: юбилейный год Иеронима Босха в Европе
«Bosch 500»: юбилейный год Иеронима Босха в Европе
0
Интересный мир 10:00 14 май 2016
Немецкая семья с 10 детьми сбежала от полового просвещения в Россию
Немецкая семья с 10 детьми сбежала от полового просвещения в Россию
0
Интересный мир 10:35 12 янв 2017
Новый взгляд на селедку под шубой от шеф-повара Василия Емельяненко, космический салат к новогоднему столу
Новый взгляд на селедку под шубой от шеф-повара Василия Емельяненко, космический салат к новогоднему столу
20
Застолье 16:17 10 ноя 2021
«Я у этого алкоголика не хочу сниматься». Как Леонид Куравлев избегал Василия Шукшина
«Я у этого алкоголика не хочу сниматься». Как Леонид Куравлев избегал Василия Шукшина
0
Интересный мир 19:00 31 янв 2023
Юмористическая реальность, в которой очаровательные зверушки так похожи на людей
Юмористическая реальность, в которой очаровательные зверушки так похожи на людей
1
Человек познаёт мир 02:30 30 дек 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства