Для начала взглянем на карту. Вани находится на малопосещаемой дороге в стороне от трассы Кутаиси-Самтредиа. И вряд ли буду неправ, если скажу, что лишь один из каждой тысячи туристов, бывавших в Грузии, добирается сюда. Потому что не по пути. У меня было время и я специально поехал в Вани из Батуми, выбрав пустую дорогу Кобулети-Озургети-Самтредиа. Этой дорогой никто не пользуется, а мне она очень понравилась: машин практически нет, покрытие хорошее. Бесконечные серпантины не всем доставляют удовольствие, но за рулем они не ощущаются и не укачивают. А в одном месте открылся такой шикарный вид на долину Риони, что я решил пользоваться этой дорогой и в будущем… Навигатор показывал время приезда — что-то около 15 часов. Меня это устраивало, так как музей по обнаруженным где-то в сети данным работал до 16. Дальше начались приключения.
Здание музея в Вани.
В деревне Легви, по дороге в Озургети, некоторые дома украшены металлическими башнями со звездой. Рискну предположить, что так отмечались дома тех, кто прошел Великую Отечественную войну.
Вид на долину Риони.
Где-то за Чохатаури оказалось, что навигатор врал и направлял меня в какую-то глухую деревню в стороне от дороги. Когда я перенастроил его, выяснилось, что ехать еще не менее часа, и до закрытия музея мне не успеть. Но я почему-то решил, что Грузия — это не Швейцария, и здесь вовремя ничего не происходит — ни открытия, ни закрытия — и продолжил путь. Сам город Вани ничем не запомнился (наверное там и нечему запоминаться — маленький городок с населением не больше 5000 человек — сателлит Кутаиси), сказалась спешка, с которой я искал поворот к городищу. Электронная карта подвела и на этот раз, я свернул на какую-то второстепенную улицу, лишенную асфальта и вскоре встал — валуны и ухабы преградили путь. Дальше пришлось идти пешком и в горку. Когда я вышел к музею, оказалось, что хорошая асфальтовая дорога ведет прямо до музея, просто я не доехал до нужного поворота. Решив не оставлять машину в нелюдном месте в незнакомом городе, я вернулся и, уже разобравшись с верным направлением, подъехал, наконец, к музею. Часы показывали 16:47.
Строящийся музей в Вани справа, посередине — подвесной мост.
То, что на карте названо Археологическим музеем города Вани, по факту на октябрь 2015 года музеем не являлось. В здании шла тотальная реконструкция и перепланировка. И, похоже, шла не первый год. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что здесь «ловить нечего», и я направил машину вокруг холма, на котором расположено городище. Дорога привела меня к воротам — входу в городище — но они оказались заперты. Осталось только вернуться к зданию музея и попробовать попасть на подвесной мост, соединяющий музей с городищем оттуда. Оказавшись на территории музея, я встретил строителей, которые сказали мне, что вход в городище открыт. Вскоре я, перейдя мост, бродил среди древних камней, невпечатляющих совершенно. Единственное, что можно было отметить — вид на город, открывающийся с холма.
Первые шаги по шаткому мосту.
Вид с моста на город.
Древние фундаменты.
Какой-то очаг.
Полтора века прошло с тех пор, когда в Вани были обнаружены первые древние предметы. Точнее на находки обратили внимание. В 1876 одна грузинская газета сообщала читателям, что «так не пройдет дождь, чтобы ливневый поток не принес с горы к дверям Ахвледиани то золото, то золотую цепочку, то золотые кольца, то разные предметы… В селе Сачино (в старину так назывался Вани) живут несколько дворян по фамилии Ахвледиани. Этим Ахвледиани и нескольким крестьянам принадлежит одна гора, которая приблизительно имеет площадь около 6 гектаров. У подножия этой горы поселились три семьи Ахвледиани. Когда они начали копать землю для фундамента дома, увидели, что вся гора была опоясана крепостной стеной из тесаных камней… Так как гора принадлежала многим, то кто что бы ни находил, прятал от другого и украдкой дешево продавал торговцам. Один из них дешево продал золотое блюдо… Другой — кольца и рубин, посаженный в золото, на котором было изображено лицо женщины. Видимо, большое богатство было в этой горе. Кто знает, сколько исторического материала найдено и загублено из-за невежества их хозяев и сколько еще находится в этой горе».
Старый заброшенный дом на территории городища. Думаю, что он остался здесь еще с тех пор, когда городище никаким статусом не обладало, государством не охранялось и на его территории кто-то спокойно жил, вел хозяйство и, не ведая, наносил урон всемирному наследию. Единственный, кто меня встретил и следил за тем, чтобы я ничего не стащил — довольно агрессивный козел Тимур.
С той поры и по сей день раскопки ведутся с периодическими паузами на войны и политические кризисы. Основные находки были получены в 60-80-е годы прошлого века, на которые пришелся пик археологических изысканий. Согласно воспоминаниям руководившего работами в то время академика Отара Лорткипанидзе раскопки проводились одновременно на нескольких участках, но в первую очередь на северной окраине холма, где весной 1966 года была обнаружена часть вымощенной мелким булыжником мостовой, похожей на улицу. Был открыт построенный в III веке до н.э. комплекс оборонительных сооружений с городскими воротами, некогда охраняемыми мраморным божеством. Здесь же было раскопано святилище с алтарем, а в нем нашлись 40 колхидских амфор и бронзовый сосуд, увенчанный статуэткой крылатой богини Ники.
В 1969 году было обнаружено захоронение знатного колхидского воина Дедатоса и знатной колхидянки. Для захоронения воина в скалистом грунте было высечено прямоугольное углубление длиной 6 метров и шириной 2 метра. К северу углубления был установлен деревянный саркофаг, о чем свидетельствовали остатки истлевшего дерева и крупные железные гвозди. Здесь покоились останки воина, воин ростом 170 см умер в возрасте 40-42 лет. Захоронение с трех сторон было огорожено наконечниками копий. У ног воина лежал щит. Были обнаружены кинжал и меч, а также множество бронзовых и железных наконечников стрел. У шеи воина обнаружена золотая монета, а на груди золотое ожерелье. В погребении были также драгоценные предметы из золота и серебра. В ногах воина (вне саркофага) обнаружены скелеты мужчины и женщины, и скелет собаки. Это были слуги, насильственно умертвленные перед погребением и предназначенные сопровождать воина в «лучшем мире». Среди перстней усопшего выделялся золотой перстень с изображением богини на троне и греческой надписью: Дедатос (имя владельца). Второе погребение знатной колхидянки оказалось богатейшим, достаточно сказать, что только золотых изделий здесь оказалось больше 1600 единиц.
Несколько лет назад в Вани был найден очередной крупный клад — в основном предметы культа. И несмотря на то, что Государственный музей в Тбилиси существенно обогатился найденными здесь экспонатами, даже на первый взгляд видно, что копать еще есть куда.
Этой кладке две с половиной тысячи лет.
Уже первые исследователи отнесли городище к античному периоду и предположили его важное значение. В те далекие времена для становления города были все условия. С одной стороны он находился на возвышении и был естественным образом защищен от вторжений. С другой — под его контролем находилась важная транзитная артерия — река Риони, бывшая в ту пору судоходной почти на всем протяжении. По ней могли доставляться грузы в Фазис (Поти), и этим путем пользовались даже торговцы из Индии. В итоге признаки города в Вани появились в начале первого тысячелетия до нашей эры, т.е. 3000 лет назад. Предположительно с VIII по I века до н.э. город находился в наивысшем расцвете. В середине I века до н.э. Вани был с шумом стерт с лица земли бомбардировкой баллистами, снаряды от которых в большом количестве найдены на территории. Кто стоял за уничтожением города достоверно не известно, возможно, царь Фарнак (Понтийское царство) или римский полководец Помпей. Множество других вопросов также до сих пор остаются открытыми. Найденные монеты, украшения и посуда, произведенные в других странах указывают на важность, которую представлял в экономической жизни Колхиды разрушенный город. Но несмотря на это, его древнее имя не упоминается в источниках. Если только это не святилище Левкотеи, о котором писал Страбон: «…В стране колхов находится святилище Левкотеи, построенное Фриксом, и ее оракул… некогда оно было богато, но в наше время было разграблено». Во всяком случае такое предположение сделал Отар Лорткипанидзе. И доказательством этого служит то, что не смотря на многочисленную и хорошо вооруженную охрану, город явно не имел жилых построек, только культовые сооружения — алтари, жертвенники, храмы.
Вид с холма на центр города Вани. Видны главная площадь и новодельный храм.
На территории городища, рядом с небольшим, но симпатичным зданием, куда на время реконструкции переехал музейный фонд, стоит одноэтажный дом. Проходя мимо, я обратил внимание на человека, храпевшего в одной из комнат, и решил его разбудить. Честно скажу, эта задача далась мне с трудом. Человек оказался охранником (да и кто еще может спать в шестом часу вечера). Я представился туристом и попросил открыть для меня музей, а то «ехал, понимаешь, специально из Батуми». Охранник сказал приходить завтра. Я ответил, что завтра уже никак не смогу. Охранник начал куда-то звонить, говорить о приехавшем туристе, там ему дали номер телефона сотрудника музея, по номеру ответила супруга сотрудника, сказала, что тот отлучился и перезвонит, когда придет. В общем, целая история, закончившаяся тем, что минут через 15 приехал Омари и провел персональную экскурсию по территории и показал музей.
Камень рядом с музеем. Похож на могильный.
Общий вид основного зала музея.
Амфора и снаряды баллисты, которыми был разрушен город.
Кирпичи, которыми были выложены стены городских сооружений.
Декоративные элементы разрушенных зданий.
II-I в. до н.э.
published on
Запись
Комментарии (0)