40 лет назад биолог Ричард Докинз предположил, что культура развивается по законам генетики. По случаю 75-летия выдающегося популяризатора науки Bird In Flight излагает его малоизвестную теорию, один термин из которой знает весь мир.
Апрель 2016 года. Вас умиляют фотографии котиков, вы не верите в НЛО, красите яйца на Пасху и искренне рады тому, что «Оскар» наконец достался Ди Каприо. Биолог Ричард Докинз считает вас свидетелем борьбы за выживание, которую в информационном пространстве ведут идеи, или мемы.
Известный популяризатор науки Докинз считает, что дарвинизм простирается за пределы биологии, и предлагает использовать эту модель для объяснения культурных процессов. «Мемы» — такое название 40 лет назад он предложил для аналогов генов в информационном пространстве. И то и другое — единицы информации, которые размножаются и мутируют, соревнуются в эффективности и конкурируют за место в среде носителей. Вопреки распространённому заблуждению, понятие «мем» гораздо шире прикольной картинки из интернета. По Докинзу, мемом может быть даже вера в Бога.
Мемы — это идеи, которые копируются из мозга в мозг и при этом эволюционируют. Мы не пересказываем где-то услышанную историю слово в слово, а выбрасываем из неё лишние фразы и добавляем другие, более ёмкие. Со временем наша история мутирует, и её копии становятся смешнее оригинала. Став популярной, она выиграет естественный отбор — получается анекдот.
Вопреки распространённому заблуждению, понятие «мем» гораздо шире прикольной картинки из интернета. По Докинзу, мемом может быть даже вера в Бога.
Ричард Докинз. Фото: Guillem Lopez / NurPhoto / AFP / East News.
Мемы правят
Докинз называет живые организмы «машинами выживания». С точки зрения биологии все мы — лишь инструменты в борьбе эгоистичных генов между собой. Однажды плавающая в древнем океане молекула типа ДНК научилась создавать свои копии. После 4 миллиардов лет эволюции прямоходящее млекопитающее уже способно прочесть эти строки. С точки зрения ДНК ничего не изменилось: она всё так же приспосабливается к среде для создания собственных копий.
Так и мемы — побеждают самые копируемые. Чтобы идея стала мемом, она должна содержать в себе нечто, что заставит носителей её воспроизводить. Например, удачно зарифмованное правило правописания — «ЖИ — ШИ пиши с буквой И» — запомнят и будут выполнять его скорее, чем другое, изложенное нескладной прозой.
Эволюцией никто не управляет, но результаты естественного отбора создают иллюзию осмысленного поведения генов. Мемы, в теории Докинза, тоже понимают законы человеческой природы и не стесняются эксплуатировать темы опасности, секса, статуса и групповой идентичности, о чём лучше других знают политики и рекламщики.
Удачно зарифмованное правило правописания — «ЖИ — ШИ пиши с буквой И» — запомнят и будут выполнять его скорее, чем другое, изложенное нескладной прозой.
В 1929 году в Нью-Йорке прошла акция протеста против дискриминации женщин, на которой они зажигали свои «факелы свободы» — сигареты. Акцию организовал пиарщик Эдвард Бернейс в интересах компании American Tobacco, которая теряла рынок из-за мужей, запрещавших своим жёнам курить на публике.
Бернейсу пришла идея ассоциировать сигарету с вызовом мужской диктатуре: если женщина курит, это делает её более сильной и независимой. Женщины только добились избирательного права, и мем «факел свободы» расцвёл в питательной среде феминистических настроений. Девушки из высшего общества закурили на камеры. На следующий день это было во всех газетах, и продажи сигарет женщинам начали расти.
Мемы убивают
Успешность гена определяется не только внешней средой, но и совместимостью с другими генами. Вместе они образуют команду. Для выживания в любой команде необходима готовность к сотрудничеству.
Идеи, процветающие в присутствии друг друга, образуют стабильные комплексы мемов. Так Ричард Докинз видит возникновение привычных форм философии, морали, политики, искусства и моды. Наука и религия, по его мнению, — два конкурирующих мемокомплекса. Они плохо совместимы, поэтому обмена идей между ними практически не происходит.
При этом сложно сказать, что сильнее контролирует поведение человека: гены или мемы. Предрасположенность к алкоголизму может значительно сокращать жизнь, но ведь идейные установки тоже.
Наука и религия, по мнению Докинза, — два конкурирующих мемокомплекса. Они плохо совместимы, поэтому обмена идей между ними практически не происходит.
В 1978 году Джим Джонс, лидер секты «Храм народов», сумел организовать массовое самоубийство 909 её членов: жители религиозной коммуны Джонстаун в Гайане по очереди отпили из бочки воды, где был растворён сладкий сироп с цианидом. Что было не так с этими ребятами? По-видимому, они были нормальными людьми, подхватившими иррациональные мемы.
Существует множество идей, влияющих на человека так сильно, что он готов отдать за них жизнь. Философ Дэниел Деннет сравнивает паразитические мемы с действием гриба Cordyceps. Его мицелий обволакивает мозг муравья и управляет им как роботом, заставляя взбираться на высокую травинку. Завершив путь, муравей умирает. Из его головы прорастает гриб и сверху сыпет споры на землю. Подобно грибу Cordyceps действует и идея мученической смерти во имя веры, нуждающаяся в человеческих жертвах для собственного выживания и распространения.
Гриб Cordyceps, прорастающий из муравья. Фото: Mark Moffett / Minden Pictures / Biosphoto / AFP / East News.
Мемы лечат
Мемы конкурируют за время на радио и телевидении, за площадь на рекламных щитах и лентах в Facebook. Это поле боя за наш мозг. В отсутствие конкуренции, как это было в Джонстауне, человек способен заразиться идеей любой степени безумия.
Свежий огурец, брошенный в банку с солёными огурцами, через некоторое время тоже станет солёным. Возможно, мы тоже впитываем мемы из окружения: акцент, политические убеждения, магнитики на холодильник, алкоголизм. В процессе лечения пьяницам нередко приходится отказываться от своих пьющих друзей, чтобы порвать с влиянием дурной среды. Вступая в Общество анонимных алкоголиков, они преднамеренно делают себя объектом конструктивного влияния.
Одним — всё, другим — ничего
Антропологи не могут датировать по форме каменные орудия палеолита с погрешностью меньше тысячи лет, поскольку в ту эпоху орудия не совершенствовались быстрее. С артефактами Древнего Рима или Египта проще: прогресс различим с точностью до века. Это намного быстрее биологической эволюции, но всё ещё очень медленно по меркам сегодняшней культуры.
Так в чём проблема? Если мозг у людей того времени был устроен так же, как у нас, почему же они развивались так медленно? Физик Дэвид Дойч развивает идеи Докинза в книге «Начало бесконечности» и разделяет общества по скорости эволюции культуры на «статичные» и «динамичные».
Для статичного общества характерна медленная эволюция культуры. Человек всю жизнь проживает с системой понятий, ценностей и укладом жизни, какие застал при рождении. Причиной застоя называются мемы традиций и табу, заставляющие точно копировать себя, не давая идеям мутировать. Творческое и критическое мышление детей подавляется авторитетом. Статус человека понижается, если он ведёт себя не так, как от него ожидают. Люди, растущие в таком обществе, всю жизнь пытаются избавиться от отличительных признаков и ищут соответствие мемам общества.
Истинная идея имеет объективную причину, по которой люди с различными целями сочтут её полезной.
До научной революции люди верили, что все важные знания уже сформулированы в древних писаниях. Поэтому прогресс зависел от умения отвергать авторитеты. Мемы динамичного общества размножаются через критику и скептицизм. Когда общество теряет однородность, конкуренция идей усиливается.
Мемы, обладающие наибольшим шансом выжить в динамичном обществе, — это истины с большой сферой применения. Истинная идея имеет объективную причину, по которой люди с различными целями сочтут её полезной на протяжении долгого времени. Мемы Ньютона позволяли лучше строить соборы, мосты и стрелять из пушки, поэтому их запоминали и воспроизводили самые разные люди. Иными словами, как настаивает сам Докинз, it works, bitches.
Впрочем, мемам Докинза, судя по всему, ещё предстоит выиграть конкуренцию у мемов учёных-культурологов, которые пренебрегают теорией меметики и считают её всего лишь остроумным аналогом генетики. Как это зачастую случается в гуманитарных науках, аргументы, которые невозможно проверить экспериментом, схлестнулись с такими же контраргументами.
(Фото на обложке: Konstantin Rodikov / RIA Novosti / AFP / East News.)
published on
Запись
Комментарии (0)