Начало
Продолжение
Невольно возникает вопрос — причём же здесь Пушкин? В кабинете Потёмкина стоит макет памятника А.С. Пушкину белорусского скульптора Н.А. Дробыша. Где собирались поставить такой необычный памятник босому Пушкину или где он стоит, я не знаю. Но известно, что Александр Сергеевич Пушкин дважды проезжал через белорусские губернии. В первый раз в 1820 году, когда направлялся из Петербурга в ссылку в Кишинёв. Второй раз его путь лежал через Белоруссию в 1824 году, когда он возвращался в родовое имение Михайловское под надзор полиции. Пушкин проезжал Могилёв, Оршу, Витебск и другие города, по-видимому и Кричев. Во время поездок он встречался и разговаривал с крестьянами, наблюдал жизнь такой, какой она была в реальности. Как следствие, в его произведениях встречаются белорусские топонимические названия, разные белорусские словечки.
1. Раньше во дворце Потёмкина-Голынских насчитывалось более 60 комнат. Кроме сохранившегося описания дворца в 1914 году, других документальных исторических свидетельств об интерьере найдено не было. Поэтому основным принципом стало восстановление интерьеров по аналогам дворцов XVIII века и старинным чертежам. Все интерьерные комнаты разместились на втором этаже, поэтому мы сразу поднялись по дубовой лестнице на второй этаж и прошли по анфиладе комнат. О залах, в которых разместилась историческая экспозиция, я уже рассказала, а теперь покажу несколько наиболее интересных интерьерных комнат.
2. В двух первых комнатах — приказчицкой и зимнем саду, размещена экспозиция об истории дворца и его хозяевах, а ещё есть девичья, будуар, столовая и другие интерьерные комнаты. Первая комната оформлена в стиле зимнего сада, в ней показаны предметы найденные во время длительного процеса восстановления дворца, макет и план дворца.
3. На столе — антикварный мейсенский сервиз, предоставленный музею брестской таможней.
4.
5. В приказчизской висит копия с акварели из путевых альбомов Михаила Матвеевича Иванова — художника-академика при светлейшем князе Потёмкине. Мебель в интерьерных комнатах — или антикварная, или изготовленная белорусскими мебельщиками в стиле прошедшей эпохи.
6. Буфетная — небольшое служебное помещение, примыкающее к кухне, предназначалось для хранения столового белья и посуды. Мебель отличается тяжелыми формами и простотой. Интерьер дополняют лавки вдоль стен, полки для размещения посуды, лохань с рукомойником. В интерьере буфетной, на полках и столе — фарфоровый сервиз немецкой фабрики Мейсен начала XIX века.
7.
8. Картины на стенах — в основном копии мастеров XVIII-XIX веков, выполненные художниками могилёвской художественной мастерской.
9. Столовая всегда была одной из парадных комнат дворянского дома. В столовой семья могла собраться в полном составе. За обеденным столом поддерживалась связь поколений, здесь решались многие вопросы семейной жизни.
10. Главное место в столовой занимает большой обеденный стол овальной формы. покрытый белой камчатой скатертью (камка — льнаная жаккардовая ткань), лёгкие стулья к нему. Стулья характеризует одна маленькая деталь — овальная прорезь в верхнем шитке спинки, сделанная для удобства при отодвигании стула.Новшество, которое в XIX веке было привнесено в интерьер столовой, — высокие напольные часы с большим циферблатом и маятником. Такие часы называли "дедушкиными" — их бархатные перезвон навевал воспоминания о прошлом.
11. На столе расставлен обеденный сервиз. Тарелки и блюда предпочитались фарфоровые. Для украшения стола использовались различные вазы: фаза-фруктовница, ваза-бокал, выполненные из металла и стекла. На столе могли находиться и подсвечники-канделябры в паре на разных концах стола.
12. На стенах — натюрморты в золочёных рамах.
13.
14.
15. Будуар — дамский кабинет, комната, где светская женщина проводила свой день и принимала близких. В нём присутствует настроение уюта, желание расположиться здесь для отдыха или ведения неспешной беседы.
16.
17.
18.
19. Воспитание женщины-дворянки включало в то время занятия живописью и рукоделием. Для этого существовали специальные столы, различные бюро.
20.
21. Завершает интерьерные залы дворца гостиная, которую также называли салоном. Гостиная играла роль общей комнаты для всей семьи, где могли собраться по вечерам все поколения обитателей дворянской усадьбы.
22.
23.
24. На столике стоит чайная пара немецкой фабрики "Мейсен".
25.
26. В шкафу — забавная статуэтка XIX века "Путти, готовящий какао" мейсенской фабрики. На этом завершаю рассказ о дворце Потёмкина-Голынских в Кричеве, в котором узнала много интересных фактов из истории Российской империи и Белоруссии.
published on
Запись
Комментарии (0)