Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

Архангельское — дворец кошек, тортов и заброшенных санаториев

Из Красногорска, Московской области, заехал в Архангельское, где находится один из дворцов, обязательных для посещения хотя бы раз в жизни. Вообще, таких мест в Москве всего три: Кусково, Останкино и Архангельское, — здесь практически в полной сохранности содержатся не только дворцы прежней высшей аристократии Российской империи, но и окружающие их ландшафтные парки. Но если Кусково пользуется огромной популярностью, да и в Останкино всегда есть народ, то в Архангельском было пусто и странно. Впрочем, сюда надо добираться за Красногорск, а народ у нас лишний шаг сделать не любит.

Сам дворец находится в весьма живописном парке на берегу старого русла Москвы-реки, т н "старицы", которая в этом районе разделяется на много рукавов. Рукав, протекающий мимо дворца, мелкий и тихий, но не заболоченный, и кто-то в нем даже купается.

Второй корпус дворца, отделенный колоннадой, довольно пугающ, и скорее похож на тюремное здание с решетками, чем на часть аристократического гнезда.

В самом дворце в изобилии водятся кошки. Не знаю, вызвано ли это традицией, подобной Эрмитажной, где держат целые стаи кошек для борьбы с крысами.

По колоннаде дворца, типичной для классических построек начала 19-го века (это здание окончательно достроено в 1821 году), лениво прогуливался охранник. Вообще, ощущение пустоты тут довольно сильное, хотя на выходных или во время мероприятий набирается много народу.

Статуи весьма своеобразные, но похожее по стилю можно встретить в Кусково или, например, в Кузьминках.

Узнаете?

Точно такие же львы находятся на Львиной пристани в Кузьминках, но там они появились раньше.

Собственно, о дворце чуть ниже, но замечу, что главным в этой усадьбе является не дворец — он гораздо меньше дворцов в Кусково или Останкино, — а гигантский парк, построенный по лучшим образцам европейского ландшафтного искусства, за что его в свое время назвали "подмосковным Версалем".

С парадной стороны дворца, его балюстрады открывается вид на огромное Марсово поле, аналог такой же площади в Риме или Париже. Марсово поле в Архангельском окружено правильными аллеями из пирамидальных лип, образующих настоящий лабиринт. Замыкают этот ансамбль построенные в духе классицизма два корпуса санатория, построенного в 1934 году. Как оказалось, сейчас он не действует, а новый корпус военного санатория построен уже в стороне, рядом с церковью Михаила Архангела и источников минеральных вод.

Парк еще с 18-го века систематически наполнялся копиями античных статуй, не слишком удачных, но вписывавшихся в ландшафт. С самого начала после приобретения Архангельского владелец дворца князь Н.Юсупов систематически наполнял его привозимыми из Рима античными артефактами, и их копии постепенно перекочевывали в парк. В дворце некоторые реликвии хранятся до сих пор, но беда в том, что наследники Юсупова еще до революции продали или разбазарили его огромную коллекцию.

Кладбищенский стиль очень заметен в некоторых деталях. Почему? Не знаю, это было общее направление 18-го века или свойство характера некоторых меценатов.

Заглянем во дворец. Нижняя часть дворца парадная, но нежилая, и представлена картинной галереей со множеством комнат, залов и столовых. На втором этаже содержание гораздо беднее, потому что это были личные комнаты хозяев и не предназначались для государственных приемов. Тут все очень скромно, подлинной мебели нет, а то, что выставлено, привезено из других усадеб. Еще больше удивляет, что дворец весь внутри деревянный, и скорее является летней дачей, чем постоянным жильем Юсуповых. Собственно, их дворцы находились в Питере, в Архангельском они бывали далеко не всегда.

Интерьеры, которые мы тут видим, очень приблизительные и отдают искусственностью. Хотя и по ним можно составить представление о владельцах. На портрете сестра последней хозяйки дома, З.Юсуповой (ее портрет Серова очень хорошо известен).

Еще более известен сын последнего владельца усадьбы князь Феликс Юсупов (на фотографии его знаменитый портрет как раз рисует тот же Серов). В конце 1916 года в своем дворце в Питере на берегу Фонтанки двое молодых аристократов (Юсупов и великий князь Дмитрий Павлович, сын дяди Николая Второго Павла Александровича князя Палея, который сам за развод был изгнан из Петербурга) вместе с депутатом Государственной думы Пуришкевичем убили небезызвестного старца Распутина, дискредитировавшего монархию. Несмотря на то, что они совершили явное и жестокое преступление, это убийство было встречено с радостью всем обществом, а убийцы наказаны только высылкой из столицы. После этого Феликс Юсупов уже не вернулся в Архангельское. Но теперь здесь находится обширная экспозиция, ему посвященная.

Его же фотография того времени.

Создатель картинной галереи и коллекции древностей, владелец Архангельского князь Н.Юсупов купил Архангельское в 1810 году после смерти предыдущего владельца, князя Н.Голицына. Но первым владельцем усадьбы был дед Н.Голицына, Д.Голицын, друг Петра Первого, задумавший построить тут дворец по типу Петергофа. Именно им был разбит регулярный парк, сохранившийся в общих чертах и сегодня. Довести задуманное Д.Голицын не успел до конца. В 1730-м году он, как председатель Верховного тайного совета, попытался захватить власть, связав будущую императрицу Анну Иоанновну, которую считал марионеткой, договорами о перераспределении власти по типу английской конституционной монархии. Анна Иоанновна переиграла несостоявшегося диктатора Д.Голицына, при поддержке части гвардии разорвала договора и изгнала его из столицы. В 1736 году он был уже арестован, заключен в Шлиссельбургскую крепость, и имение пришло в упадок. Его внук Н.Голицын начал перестраивать усадьбу, но окончательно ее в нынешнем виде создал все же князь Н.Юсупов.

Обо всем этом много написано, и перечислять тут нет смысла. Замечу, что картинная галерея тут замечательная. В ней есть собранная Юсуповым по всей Европе коллекция французских и итальянских художников, которых вообще редко встретишь в России, например, картины Тьеполо, Берлена, Робера, ван Дейка. В одном из залов галереи работал художница, как раз копировала Тьеполо.

Как говорится, найдите 10 отличий.

В большой Парадной столовой дворца Юсуповых в Архангельском можно воочию убедиться, что быть здоровым и богатым во все времена лучше, чем бедным и больным. Прекрасно исполненные в натуральную величину по рецептам и фотографиям из парадных альбомов дворцовой хроники торты и десерты, подаваемые на стол императорского дома Романовых поражают своим великолепием. Поневоле начинаешь удивляться вместительности их желудков и отменному здоровью, но потом понимаешь, что все это, как тогда, так и сейчас, отнюдь не подлежало тотальному съеданию, а скорее, демонстрации возможностей и понтов.

В свое время Архангельское посещали все цари и великие князья из дома Романовых. Начиная с 1818 года (об этом говорит памятная стела в дворцовом парке), когда сюда приехали императрицы Елизавета (супруга Александра Первого) и Мария (вдовствующая, Павла Первого), дворец был постоянным местом приема царской семьи и их родных. кроме того, в соседнем поместье Ильинское летом жили великий князь, дядя Николая второго и губернатор Москвы Сергей Александрович и его супруга Елизавета, сестра императрицы, об их жизни и поездках к Юсуповым много пишет в своих воспоминаниях княжна Мария Павловна, сестра будущего убийцы Распутина Дмитрия Павловича, они с братом жили в семье князя Сергея после развода их отца Павла и изгнания его из России. Собственно, и угощение должно было быть царским. Отсюда такое великолепие парадных залов первого этажа, и в частности столовых комнат.

Торты, которые подавались к столу, и десерты к ним выпекались и готовились тут же юсуповскими поварами. По традиции, десерт и торты были самым эффектным завершением банкета. Подача их на стол происходила эффектно и феерично, и сопровождалась артистическим и музыкальным представлением. Поэтому в Парадной столовой дворца теперь накрыт постоянный стол, на котором представлен типичный десерт с царского приема. Сервировка стола обычная, использован юсуповский севрский фарфор 18-го века. Для украшения центральной части стола использован "сюрту де табль" с зеркальным плато. Его многослойная композиция должна создавать ощущение праздника жизни у всех гостей. На переднем плане тут десерт "Померанцевое дерево с вишней", все, разумеется, съедобное.

Торт "Рог изобилия", типичный пример царских тортов второй половины 19-го века.

Торт "Императорский", воссоздан по картинам и рисункам первой половины 19-го века. Этим тортом любил баловать себя император Николай Первый, он требовал, чтобы на каждом приеме ему приносили новый вариант этого торта. Высота его колебалась от 2,5 до 3 метров, весом до 100 кг. Все муляжи тут сделаны вручную рижскими современными кондитерами.

За пределами парка начинается санаторная зона, с видами на Москву-реку. Но если с балюстрады пейзажи просто прекрасны…

…то уже вид санаториев и всего, что за ними, оставляет желать лучшего. Сами они закрыты и быстро приходят в негодность. Было бы интересно пройти внутрь и поснимать тот упадок, что сейчас там царит,но платить за такое удовольствие неохота

Не знаю, планируется ли снести эти здания, воткнутые для размещения советской элиты посреди старинной усадьбы в 1934 году, или приспособить для иных нужд, но сейчас они просто ветшают и осыпаются на глазах. Как я уже говорил, современный корпус военного санатория и лечебная зона теперь в совершенно ином месте ближе к Ильинскому шоссе у входа в усадьбу.Там как раз все прекрасно, но тот санаторий вряд ли имеет отношение к этим заброшенным зданиям.

Вид от санаториев на дворец. Ну, в общем, отсюда уже и сомнений не возникает, что это больше похоже на летнюю дачу.

Внизу все запущено, берег грязный и заросший, однако в реке купались немногие отдыхающие военного санатория. Остатки советской роскоши повсюду. Все, что есть, тут упорно продолжают мазать ядовитой зеленой краской.

Туалеты и павильоны для переодевания, тоже заброшенные. По-настоящему, хозяина у санаторной зоны нет, и все благоустройство заканчивается за пределами регулярного парка. Что тут причиной, ликвидация санатория или хозяйственный спор, но берег реки представляет собой мерзость запустения.

published on mirputeshestvij.ru according to the materials travel.ru

Запись Архангельское — дворец кошек, тортов и заброшенных санаториев взята с сайта Мир Путешествий.


Источник: Архангельское — дворец кошек, тортов и заброшенных санаториев
Автор:
Теги: travel Будущее торт ансамбль Рассказы туристов вес

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства