Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

Дональд Вебер — о фотографе, который изменил его жизнь

Однажды во время обеденного перерыва Дональд Вебер — сегодня фотограф и двукратный лауреат World Press Photo, а тогда 26-летний сотрудник архитектурного бюро Рема Колхаса в Роттердаме — зашёл в книжный магазин, взял с полки фотоальбом под названием «Winterreise» и, полистав его, решил отказаться от карьеры архитектора.

Дональд Вебер
42 года

Канадский фотограф-документалист, член фотоагентства VII Photo. Автор двух книг: «Bastard Eden, Our Chernobyl» о повседневной жизни в постъядерном мире (отмечена премией Photolucida) и «Interrogations» о постсоветской власти в Украине и России (включена в список лучших фотокниг, составленный Мартином Парром и Джерри Баджером для многотомника «The Photobook: A History»).

Обладатель многочисленных наград, среди которых — премия Гуггенхайма и два главных приза World Press Photo. Выставлялся в галереях по всему миру, в том числе в Музее искусств Портленда и Музее Royal Ontario.

В настоящее время работает над двумя фотопроектами, один из которых — «Песок войны» — исследует смысл войны в современном мире.

Публиковался в The New York Times, Der Spiegel, Time, Vice, The Guardian, Rolling Stone и Newsweek.

Сайт

Когда мне было 26, я был архитектором.

Каждое утро я приходил на работу и сидел за большим столом.

Это был очень хороший стол, сделанный из мягкой древесины клёна, и он стоял в лофте с огромными окнами. На работе можно было слушать музыку. Мои друзья завидовали мне: им казалось, что у меня работа мечты, модный образ жизни, возможность придумывать новые здания и, скорее всего, очень крутая обувь.

Но я был несчастен. Я терпеть не мог ежедневную поездку на работу и обратно. Я ненавидел сидеть за компьютером и проектировать дома и большие здания, которые были мне неинтересны. Раньше я был без ума от архитектуры, но теперь она не значила для меня ровным счётом ничего.

Я сидел и смотрел в эти огромные окна, потерявшись в мире возможностей, думая о том, что может ждать меня там, снаружи. Прошло какое-то время, и перед нашими окнами выросло уродское здание — вида больше не было. Терпение моё кончилось.


Фото: Люк Делаэ «Winterreise»

Небольшой экскурс в историю.

В 1984 году, когда мне было 11, я ехал куда-то с отцом, и мы проезжали мимо хоккейной арены, на которой висел плакат, приветствующий игроков из Советского Союза. Мой отец наклонился ко мне и прошептал: «У этих людей нет сливочного масла». Понятия не имею, почему он заговорил шёпотом, в машине с нами никого не было.

Я помню, что я подумал: «Что за глупость он говорит?» Может, мой отец не был тем всезнающим папой, которым я считал его до сих пор. Но его слова привели меня к простому вопросу, который я по-прежнему люблю себе задавать: «Почему?» Почему у них нет сливочного масла? У кого вообще не бывает сливочного масла? Должны же быть этому причины. И я решил найти эти причины. Спустя 30 лет я всё ещё ищу ответ на этот вопрос.

…мы проезжали мимо хоккейной арены, на которой висел плакат, приветствующий игроков из Советского Союза. Мой отец наклонился ко мне и прошептал: «У этих людей нет сливочного масла».

А вот ещё одна побочная история из моего детства. В 1986 году, когда мне было 12, я был прикован к постели, подхватив воспаление лёгких, из-за которого я не мог двигаться. Мне не оставалось ничего иного, как лежать и слушать радио. В то время я был уверен, что мы — то есть Канада, США и Европа — обязательно умрём в результате какой-нибудь ядерной катастрофы. Скорее всего, ядерной войны. В Канаде мы бы погибли от перекрёстного огня между американцами и Советами. По телевизору постоянно напоминали, что наш мир в опасности и над планетой вот-вот повиснет ядерная зима. На всё это намекали проверки системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, фильмы вроде «Послезавтра» и «Красного рассвета», обложки журналов Time и Newsweek, заявлявшие о неизбежной смерти от ядерных разрушений — вероятнее всего, в результате войны.


Фото: Люк Делаэ «Winterreise»

Я был обеспокоен. Постельный режим и отсутствие интересных занятий никак не могли ослабить мои страхи. Поэтому, когда спустя несколько дней после Чернобыльской катастрофы, произошедшей 26 апреля 1986 года, по радио прозвучал репортаж об этом событии, я почувствовал, что сбываются мои худшие предчувствия: я умру от ядерной катастрофы, спровоцированной Советским Союзом, тем самым местом, где у людей нет сливочного масла. Почему?

В кино это называют «предыстория». Такова предыстория моего увлечения русской, советской и коммунистической тематикой. С того момента я не пропускал ни одного журнала, книги или фильма, связанных с миром, который впервые был представлен мне отцом и советскими хоккеистами. В один прекрасный день я увижу всё это сам. И я увижу это в объектив камеры, делая фотографии, прямо как те, что попадались мне в журналах.

Я был уверен, что мы — то есть Канада, США и Европа — обязательно умрём в результате какой-нибудь ядерной катастрофы.

И этот прекрасный день случился. В обеденный перерыв я отправился в книжный магазин. Внутри меня уже давно дремало желание стать фотографом, а вернее, фотожурналистом. В этот день это желание было разбужено очень простым образом. В магазине я взял с полки книгу. Она была маленькой — меньше, чем большинство фотоальбомов, — и на обложке был броский текст красного цвета на чужом языке, который я и произнести-то мог с трудом: «Winterreise» («Зимний путь». — Прим. ред.) Как выразительно. Winterreise? Зимние… путешествия? Зимняя… работа? Зимнее… что?

Как бы там ни было, я открыл книгу. И вот они передо мной, мои детские травмы.


Люк Делаэ, из альбома «Winterreise».


Люк Делаэ, из альбома «Winterreise».


Люк Делаэ, из альбома «Winterreise».


Люк Делаэ, из альбома «Winterreise».

Мои наваждения и мои естественные склонности к страхам расцветали на страницах с десятками фотографий насыщенных цветов. Там было всё: похоронный марш нищих, пьяниц и красоток, безлюдные пейзажи, заваленные снегом, сумрачные миры в тусклом освещении, которого не было у нас в Канаде. Я наконец увидел людей, у которых не было сливочного масла. С этих страниц сочилась эмпатия. Я купил книгу, вернулся на работу и начал украдкой изучать её, прячась за компьютером. Было совершенно очевидно, что мне нужно уволиться.

Спустя несколько месяцев я был уже в пустыне Сахара, путешествуя с бывшим панком из Швейцарии по имени Мартин, который собирался построить бар на побережье Сенегала. Я собирался помочь ему. В моем рюкзаке было две книги: «Путешествия» Раймона Депардона и «Зимний путь» Люка Делаэ. Каждый день я пролистывал эти книги, проваливаясь в миры, которые они открывали передо мной. В случае с Делаэ я как будто заново проживал своё детство и свои страхи, материальным проявлением которых были эти фотографии. Я вновь возвращался к тем временам, когда я только познавал себя.


Люк Делаэ, из альбома «Winterreise».

Люк не просто выпустил книгу — он зафиксировал целую эпоху, развал постсоветского мира, когда целые слои населения были брошены в снегах, в то время как нарядные воры присваивали себе всё больше. Жирные пальцы олигархов и политиков не могли добраться до всех уголков огромной пустоши, по которой ездит туда-сюда Транссибирский экспресс. Московский централ, может, и был далеко, но он чувствовался во всей их жадности и пренебрежении, которые так хорошо были видны на фотографиях Делаэ.

Люк не просто выпустил книгу — он зафиксировал целую эпоху, развал постсоветского мира…


Люк Делаэ, из альбома «Winterreise».

Я чувствовал, что всё это не просто репортажная съёмка: фотограф был вовлечён в свою историю. Возможно, он, как и я, столкнулся с кризисом веры, с полным осознанием своей собственной верности ошибочным ценностям и заявлениям. Я был архитектором, он — фотографом. Нам обоим пришлось забраться по-настоящему далеко, чтобы разобраться с тем, что мы делаем и почему.

«Winterreise» — это ещё и название цикла песен, написанного Шубертом в 1827 году, когда он умирал от сифилиса. В разговоре с другом Шуберт стремился противопоставить что-то своему слабеющему физическому и умственному состоянию, так как «жизнь потеряла свою радужность, и над ним нависла зима». «Зимний путь» Шуберта в чём-то похож на трагическую оперу: это не просто коллекция песен на одну тему, а, по сути, единый драматический монолог. На «Зимний путь» Делаэ тоже можно посмотреть с такой точки зрения. Его книга — это не просто коллекция образов, связанных одной темой (трагедия посткоммунистического общества, проклятие власти и тому подобное), а драматическое произведение, вызывающее своего рода священный трепет.
Это фотоальбом, похожий на роман. Делаэ, как и странник Шуберта, пускается в зимнее путешествие, которое заставляет его поставить под сомнение свою собственную идентичность, условия своего существования (социальные, политические и метафизические) и смысл жизни. Всё это сделано игрой света и тени, перебежками от язвительного юмора к депрессивной тоске.

Пока Люк бродил среди метелей, я жарился в песках пустыни. Но я понимал, что он хочет сказать, и, казалось, обращался он прямо ко мне. «Дон, — как будто говорил Люк, — пора разобраться со своей жизнью. Перестань пялиться в окно, найди свой собственный вид».

Я так и сделал.

Я чувствовал, что всё это не просто репортажная съёмка: фотограф был вовлечён в свою историю. Возможно, он, как и я, столкнулся с кризисом веры…

Эта книга и сегодня, спустя 15 лет после того, как я впервые увидел её на полке, очень важна для меня. «Зимний путь» — это квинтэссенция того, как фотографии могут создать мелодию образов, делающую слова излишними. Мы встречаемся с осколками человечества, и наше сопереживание — это и так непросто, но что в итоге ещё больше осложняет происходящее, так это неотступный страх того, что этим одиноким неухоженным странником можем оказаться мы сами.


Люк Делаэ, из альбома «Winterreise».


Люк Делаэ, из альбома «Winterreise».

published on mirputeshestvij.ru according to the materials birdinflight.com

Запись Дональд Вебер — о фотографе, который изменил его жизнь взята с сайта Мир Путешествий.


Источник: Дональд Вебер — о фотографе, который изменил его жизнь
Автор:
Теги: архитектура Власть Это интересно Время Жизнь война

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Вопрос, который изменил нас
Вопрос, который изменил нас
5
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 00:21 05 дек 2023
Дом, который построил Дональд Трамп
Дом, который построил Дональд Трамп
2
Интересности 13:00 09 ноя 2016
Как я полностью изменил свою жизнь за 6 месяцев
Как я полностью изменил свою жизнь за 6 месяцев
0
Интересный мир 10:25 07 апр 2016
Тогда и сейчас: 10 картинок о том, как технический прогресс изменил жизнь котиков
Тогда и сейчас: 10 картинок о том, как технический прогресс изменил жизнь котиков
0
Интересный мир 23:30 07 янв 2017
Как отказ от сахара изменил мою жизнь
Как отказ от сахара изменил мою жизнь
16
Общество и я 16:02 25 янв 2017
Как мужчина изменил жизнь брошенного котенка
Как мужчина изменил жизнь брошенного котенка
1
Сад огород дача и все самое интересное 11:43 01 дек 2016
Один телефонный звонок полностью изменил жизнь несчастного питбуля!
Один телефонный звонок полностью изменил жизнь несчастного питбуля!
0
Сад огород дача и все самое интересное 23:00 01 ноя 2016
Мужчина, который пришел, чтобы изменить твою жизнь
Мужчина, который пришел, чтобы изменить твою жизнь
3
Интересный мир 16:28 10 дек 2016
8 необычных школ мира, учеба в которых запомнится на всю жизнь
8 необычных школ мира, учеба в которых запомнится на всю жизнь
4
Человек познаёт мир 03:30 18 сен 2024
Ненужный орган, который спасает нам жизнь
Ненужный орган, который спасает нам жизнь
0
Интересный мир 01:40 08 июн 2016
За что ругали культовый фильм «Список Шиндлера» Спилберга, и Как он изменил мир
За что ругали культовый фильм «Список Шиндлера» Спилберга, и Как он изменил мир
10
Человек познаёт мир 10:30 15 фев 2024
Лярва алкоголизма — астральный паразит, который разрушает вашу жизнь...
Лярва алкоголизма — астральный паразит, который разрушает вашу жизнь...
0
Интересный мир 19:25 06 ноя 2022

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства