На Покровке, 19, совсем близко от знаменитого "Дома-комода", находится ещё один замечательный дом. Четырехэтажный доходный "Дом с колосьями" стоит почти напротив площади Покровских ворот, а одна из его сторон выходит непосредственно на угол Чистопрудного бульвара. Этот дом был построен в 1898-1899 годах по заказу потомственного почётного гражданина Федора Семёновича Рахманова (1848-1914) из рода известных московских купцов-старообрядцев Рахмановых, благотворителей и коллекционеров. Дом Рахманова выходит на Чистопрудный бульвар, Покровку и два соединяющих их проезда, ограничивая узкий внутренний двор. Благодаря необычному лепному декору этот дом считается одним из первых доходных домов в стиле модерн, построенных в Москве. Вот ещё один пример, архитектурных предпочтений московских старообрядцев в начале прошлого века.
Проект дома выполнил Петр Александрович Дриттенпрейс (1841-1912) — московский архитектор немецкого происхождения, он принял российское подданство в 1874 году. Дриттенпрейс, служивший большую часть жизни на железных дорогах, создал множество домов в типичном для 1880-1890 годы стиле поздней эклектики. В 1880-е — начале 1900-х годов Дриттенпрейс проектировал и перестраивал дома для частных заказчиков — старых купеческих семейств, в Москве. Большая их часть — традиционная поздняя эклектика, но в 1901 году Дриттенпрейс закончил постройку яркого памятника модерна — дома Рахманова на Покровке. Его лепной декор подобран в едином стиле, позаимствованном у европейских образцов.
Особенно интересно оформлены углы здания по Покровке — с уровня третьего этажа смотрят милые девичьи лица. В углах здания устроены углубления, переходящие в колонны, а каждая колонна украшена настоящим скульптурным портретом женской головки — опущенные веки, слегка выдающиеся скулы и копна волос с ниспадающими локонами.
Здание полностью сохранило свои уникальные архитектурные особенности, в том числе, разнообразную лепнину. Оригинальный элемент декоративного орнамента дома — колосья, которые украшают фасад с четырех сторон здания на уровне второго этажа. Так заказчик решил отобразить в декоре постройки свои занятия — Ф.С. Рахманов был хлеботорговцем.
Фасад украшает большое количество и других декоративных мотивов — это и геометрически оригинально выполненное обрамление окон, и различные растительные орнаменты, лепные маски женских и мужских лиц на вертикальных лопатках, ленты, бантики и полоски.
Предположительно, богатая лепнина фасадов — женские и мужские маски, снопы хлеба, перевязанные лентами, листья лавра, плоды в розетках листьев, выполнена в московской скульптурной мастерской преемников А.С. Козлова. Дриттенпрейс сотрудничал с этой мастерской, специализировавшейся на скульптурной орнаментике стиля модерн. Достаточно сказать, что среди её работ — гостиница "Метрополь".
В 2003 фасаду бывшего доходного дома Рахманова несколько изменили цветовую гамму, были особо выделены многие фрагменты имеющегося здесь лепного декора.
Всего в доме было 27 квартир, первые этажи с большими витринами предназначались для магазинов, верхние этажи сдавались внаём жильцам. Как и все доходные дома того времени, дом с колосьями был декорирован лепниной только с наружного фасада, узкий внутренний двор ничем не украшен и не отштукатурен.
Семья Фёдора Семёновича Рахманова — жена Ольга Викторовна с детьми, жила в этом же доме. В дальнейшем в этом доме жил скульптор Иван Фёдорович Рахманов (1886–1957) — сын домовладельца. Иван Рахманов, ученик Конёнкова, — автор целого ряда монументов и барельефов в рамках ленинского плана монументальной пропаганды.
Ольга Викторовна и Фёдор Семёнович Рахмановы, 1869 год
Дети Федора Семеновича Рахманова: Вера, Екатерина и Иван. 1880-е годы. "Фотография И. Л. Львова в Москве в Таганке"
published on
Запись
Комментарии (0)