Все предыдущие храмы Ангкора и затерянной в джунглях столицы Koh Ker в плане искусности и тонкости резьбы в одно мгновение померкли в сравнении с индуистским храмом Banteay Srei, построенным в X столетии в честь бога Шивы. Banteay Srei означает «цитадель женщины» или «цитадель красоты», и возможно, корни такого названия проистекают из соображений, что только женская рука могла создать настолько деликатную и изящную резьбу.
Храм сравнительно не велик по площади и, так как располагается всего в паре десятков километров от Сием Рипа, является очень популярной туристической локацией. Готовьтесь к тому, что Вам в буквально смысле придётся протискиваться сквозь толпы туристов, преимущественно, разумеется, беспокойных и вечно галдящих китайцев.
Строительство Banteay Srei завершилось в 967м году, и храм был единственным в кхмерском государстве, не предназначенным для короля. В 11м веке храм перестраивался и расширялся, но оставался посвящённым Шиве. Оригинальное название Banteay Srei — Трибхуванамахешвара, что означает «великий лорд тройного мира», и как я объяснял в рассказе о Koh Ker, речь идёт о земле, небесах и подземном (скорее всего, загробном) мирах.
Фронтоны святилищ Banteay Srei изумительны и изображают сцены из древнеиндийских эпосов Махабхарата и Рамаяна, на большинстве фронтонов присутствуют Шива, Индра и Кришна.
Центральный фронтон изображает Шиву в образе короля танцев, Натараджи. Считается, что пока Шива продолжает танцевать, будет существовать наш мир.
Битва между обезьяними принцами Вали и Сугривой и Рама, поражающий Вали стрелой из лука.
Удивительно красивые барельефы фронтонов из красного песчаника довольно хорошо сохранились и подверглись незначительной реставрации, прежде чем храм открыли для посетителей. В центре фронтона царь богов Индра восседает на мифическом существе кала.
Многоликий и многорукий бог Равана сотрясает гору Кайлас, на вершине которой восседает Шива со своей супругой Парвати. Гора Кайлас, находящаяся в западном Тибете, является земной формой священной горы Меру; здесь на её этажах разбегаются в страхе животные, выше сидят аскеты и существа с телами человека и головами птиц и животных.
По легенде Шива остановил Равану, просто надавив пальцем ноги на гору.
Сцена сжигания населённого нагами леса Кхандава, упоминаемого в Махабхарате. Согласно сказаниям, Кришна и Арджуна сожгли лес, чтобы заложить на его месте город.
Внутренний дворик храма закрыт для туристов, можно разглядывать только с расстояния в несколько десятков метров.
Статуи людей с головами животных — оригиналы были похищены либо находятся в музейных коллекциях.
А кажется, что в любой момент благодаря магии могут ожить, как в фильме о Ларе Крофт.
Главное святилище Banteay Srei, охраняемое каменными воинами.
Некоторые исследователи связывают имя «цитадель женщины» с большим количеством резных изображений женских полубожеств, деват.
Дварапалы являются защитниками храмов, их изображают вооружёнными копьём или булавой.
Детали Banteay Srei можно разглядывать часами. На краях фронтонов можно обнаружить резных нагов.
И мифическую птицу-человека Гаруда, держащую в клюве нага.
И ещё одно загадочное существо, напоминающее горгулью.
Кала чем-то напоминает дракона, но часто отождествляется с одной из форм бога смерти Ямы, а само слово «кала» означает «время».
Похожие окна с колоннами встречались в кхмерских храмах уже не раз — и в Koh Ker, и в Beng Mealea, к примеру.
Ещё раз крупным планом Шива и Парвати.
Индра восседает на трёхголовом белом слоне Айравате.
Banteay Srei, вне всякого сомнения, стал одним из наиболее понравившихся нам храмов кхмерской цивилизации. Только лучше приезжать с самого-самого утра, пока стоянка не забита под завязку туристическими автобусами.
published on
Запись
Комментарии (0)