Не хочется расставаться с Сиеной, а потому побродим ещё немного по её главным улицам и заглянем на площади.
1. Сначала посмотрим на Палаццо Салимбени, расположенное на небольшой площади — Пьяцца Салимбени. Это похожее на крепость готическое здание видно уже издалека. Дворец принадлежал старинному сиенскому купеческому роду, который был изгнан из города в 1419 году, а владения его были конфискованы. В настоящее время Палаццо Салимбени занимает дирекция одного из старейших итальянских банков — Монте де Пачи ди Сиена, основанного ещё в 1462 году. Кроме того что этот банк до сих пор остается вторым по значимости сберегательным банком Италии, он стал первым учреждением подобного рода, объединившим в своих стенах все операции, связанные с деньгами.
2. К площади можно подойти по самой широкой и самой важной улице Сиены — Виа Банки ди Сопра (Banchi di Sopra). Она же относится и к главным торговым улицам Сиены. Эта улица осталась от бывшей Франкской дороги, а поскольку экипажи и паломники двигались по ней в обоих направлениях, то и зауживать ее в черте Сиены не представлялось возможным даже в те времена. В средние века коммерсанты на своём пути были вынуждены менять где-то собственные деньги на местную валюту. И сиенцы одними из первых в европейской истории поставили этот процесс на коммерческую основу.
Можно считать, что первые банки появились именно в Сиене, а Франкская дорога превратилась в настоящую банковскую улицу. Банки, стоявшие по обеим сторонам трассы, представляли собой простые скамейки, на которых местные менялы осуществляли средневековые валютные операции, получая от них достаточно солидные доходы. Все менялы имели лицензии, платили налог в городскую казну, а если кто-нибудь из таких банкиров разорялся, то скамейку разбивали. Это означало, что владелец данного банка уже не платёжеспособен. По-итальянски слово "скамья" звучит как "банка", а понятие "разбитый" — как "ротто", отсюда и произошёл термин "банкрот".
3. Трехэтажный дворец был возведён в XIV столетии на месте, где находились более ранние городские строения. В XIX веке во дворце был проведен ряд масштабных реконструкций, в ходе которых здание приобрело неоготический стиль. В дальнейшем, в XX веке, над реконструкцией здания работал архитектор Пьерлуиджи Спадолини, которому руководство банка поручило обновить облик своей исторической резиденции. Он придал ему черты сиенской готики.
4. В центре площади стоит памятник итальянскому религиозному деятелю, политику и настоящему гению экономики Саллустио Бандини, датированный 1882 годом (скульптор Тито Сарроки). Священник Бандини оказался очень хорошим экономистом, он придумал безопасную систему взаиморасчета. Помимо прочего, он занимался свободной экономикой рынка и первым обратил внимание на некоторые особенности развития держав. Так, например, Бандини не рекомендовал основывать экономику только на добыче полезных ископаемых, так как богатства недр могут рано или поздно закончится. Зато он рекомендовал обратить внимание на земледелие, так как если с землей обращаться разумно, то она способна давать доход вечно.
5. Именно в Сиене были придуманы первые в Европе дорожные чеки, обезопасившие путешествующих коммерсантов от потери денег при дорожных грабежах. Человек, воспользовашийся этой виртуальный системой, не обязан был возить при себе наличные. Для получения денег в другом городе ему достаточно было предъявить соответствующее письмо, где были указаны все необходимые координаты, кроме кодового слова или символа. Купцы нанимали специальных курьеров, которые перевозили эти финансовые депеши, не владея ключевой информацией, а сами путешествовали налегке.
6. Средний этаж дворца украшен готическими окнами, увенчанными стрельчатыми арками с гербами знатных семей города.
7. Палаццо Салимбени внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
8.
9. По обеим сторонам площади стоят не менее роскошные старинные дворцы — Палаццо Тантуччи и Палаццо Спаннокки. С левой стороны стоит дворец, выстроенный по приказу первого владельца Мариано Тантуччи. Архитектором проекта стал Бартоломео ди Бастиано Нерони, работающий под псевдонимом Риччио. Планируя строительство дворца, архитектору пришлось принять во внимание очень небольшое пространство, в котором будет стоять здание.
10. Поэтому основным приёмом для украшения здания стали чётко выделенные оконные и дверные проёмы.
11. В XIX веке дворец был отреставрирован вместе с другими зданиями по проекту архитектора Джузеппе Партини, который придал площади Пьяцца Салимбени ее современный вид.
12. С правой стороны от дворца Салимбени стоит палаццо Спаннокки. Палаццо Спаннокки был возведён в 1471 году в качестве жилого дома для богатого сиенского торговца Амброджио Спаннокки.
13. К сожалению, во время реставрации XIX века Партини принял решение "уравнять" фасады всех палаццо, в связи с чем дворец справа лишился многих своих первоначальных декоративных элементов, а со стороны площади была снесена часть крыши дворца и его сад и возведён фасад, идентичный выходившему на улицу.
14. Строительство этого дворца должно было стать символом влиятельности его владельца не только в городе, но даже за его пределами. Поэтому на его фасаде под карнизом появилась отличительная особенность здания — головы римских императоров.
15.
16. Снова выходим на Виа Банки ди Сопра и идём дальше в сторону Соборной площади.
17. Следующая площадь на нашем пути — piazza Tolomei, где стоит столб со статуей Капитолийской волчицы (к сожалению, был на реставрации) и находятся офисы банков Сиены и Флоренции.
18.
19.
20. На площадь Толомеи выходит фасад Палаццо Толомеи. Величественное здание было построено в XIII веке для могущественной сиенской семьи Толомеи, враждовавшей с не менее влиятельной семьёй Салимбьери.
21. Своими прочными стенами и узкими окнами с тройными арками дворец напоминает крепость. Когда-то на этом месте стоял замок, где была образована так называемая "клика Толомеи", объединившая 120 сиенских семей.
22.
23. На противоположной стороне площади высится кирпичного цвета неоклассический фасад церкви Сан-Христофоро. Одна из старейших церквей Сиены (XII-XIII вв.) сильно пострадала от землетрясения 1798 года и была перестроена. Изначально фасад церкви был создан по образцу пизанских храмов: его покрывали полосы черного и белого мрамора и декор в виде ромбов. Слева от церкви находится вход в церковный внутренний дворик.
24. Новый кирпичный фасад церкви был возведён в неоклассическом стиле около 1800 года Томмазо и Франческо Паганьини. Четыре дорические колонны несут антаблемент и фронтон, который украшает большой каменный герб семьи Толомеи.
25. В XII-XIII веках здесь проходили собрания Совета Колокола, главного управляющего органа Сиенской республики. С 1786 по 1945 годы церковь святого Христофора была церковью контрады Совы.
26. Статуи Бернарда Толомеи и Неры Толомеи в нишах были созданы Джузеппе Силини в 1802 году.
27.
28. Дальше по улице Banchi di Sopra подходим к лоджии делла Мерканция (Торговой лоджии), служившей местом заседаний старого торгового суда, Эта элегантная конструкция, построенная в 1428-1445 годах по проекту Сано ди Маттео и Пьетро дель Минелла, знаменует постепенный переход от готики к Возрождению. Она гармонично сочетает в себе элементы этих двух стилей. Верхний ярус лоджии был надстроен в 1765-1766 годах.
29. Под сводами лоджии сохранились две мраморные скамьи, украшенные рельефами: на левой — рельеф "Главнейшие добродетели" работы Урбано да Кортона, на правой — "Прославленные римляне" работы Антонио Федериги.
30. Четыре широкие и высокие полуциркульные арки несут опоры, украшенные богатыми капителями. На пилястрах закреплены табернакли со статуями святых работы Антонио Федериги (1456-1463) и Веккьетты (1458-1460), считающиеся одними из самых значительных произведений сиенской ренессансной скульптуры. Федериги создает статуи трех из четырех древних покровителей Сиены: святого Савина, святого Ансана и святого Виктора.
31.
32. Веккьетте принадлежат скульптуры святого Петра и святого Павла.
33.
34.
35.
36. Лепнина и фрески на сводах лоджии датируются концом XVI века.
37.
38. Очарование классической готики на улицах Сиены не портят даже витрины современных магазинов и толпы туристов.
39.
40.
41. На Соборной площади всегда царит оживление — сюда стекаются по всем улочкам Сиены жаждущие увидеть изумительный сиенский собор.
42. Здесь же можно купить сувениры на память о Сиене.
43. Если от главного входа в собор Сиены повернуть направо, то можно пройти до базилики святого Доминика — части монастырского комплекса.
44. Базилика святого Доминика (Сан-Доменико) является одной из важнейших храмовых построек Сиены. Она была основана доминиканцами в 1226 году на холме Кампореджо, подаренном ордену семьей Малавольти. Основные работы продолжались до 1265 года и закончились лишь в 1465 году. Базилика лишена главного фасада, оставшегося лишь на стадии проекта, и вход в нее осуществляется сбоку, со стороны северного фасада.
45. История базилики тесно связана со святой Екатериной Сиенской, большая часть жизни которой прошла в ее стенах. В базилике есть капелла, посвященная святой, где хранятся некоторые важные реликвии. Святая Екатерина Сиенская — одна из святых покровителей Италии, известная своими мистическими трактатами, которые оказали большое влияние на развитие христианской теологии. Она является одной из немногих женщин, обладающих статусом Учителя церкви (помимо святой Екатерины это святая Тереза Авильская и святая Тереза из Лизьё).
46. Колокольня XIV века, увенчанная зубцами, была значительно укорочена в 1793 году после землетрясения.
47. Базилика святого Доминика выстроена целиком из красного кирпича и практически лишена внешнего декора, она являет собой образец строгой и суровой готической архитектуры, характерной для нищенствующих орденов.
48. Рядом с базиликой расположена смотровая площадка, с которой открывается один из лучших видов на Сиену. Прощальный взгляд на город и мы расстаёмся с Сиеной…
Все репортажи о Сиене
published on
Запись
Комментарии (0)