8 декабря отмечал день рождения Юрий Богатиков (1932-2002), певец, чья слава упала на самый консервативный период развития официальной советской эстрады.
Консервация имела свои причины.
Эстрада 1960-ых была, в принципе, едина. Маргиналы чего-то записывающие «на костях» существовали как единичные вкрапления. Эстетический разрыв между поколениями был не критичен.
В 1970-ых он разросся до пропасти.
Официальная молодежная музыка сосредоточилась в ВиА, где облик певца оказался не важен. ВиА не ориентировались на конкретных солистов, их даже не выделяли из общего плана и могли заменить в любой момент. Вот почему Владислав Андрианов с десятком хитов, исполненных в ансамбле «Лейся, песня», покинув раскрученный коллектив, очутился в пустоте (
Параллельно развивалась неофициальная молодежная музыка. Магнитофон притащил за собой андеграунд, о котором телевидение и мечтать не могло: западные рок-группы, «Машина времени», домашние квартирники…
Что касается телека, ставшим главным рупором официальной идеологии, там произошел шаг назад даже по сравнению с 1960-ыми. Председатель Гостелерадио Сергей Лапин (
Богатиков был старше Кобзона и Магомаева, но по телеку его впервые показали только в 1969. Он успел послужить на Тихоокеанском флоте, закончить Харьковское музыкальное училище. Сначала учился в Харьковской консерватории, но спрыгнул, верно оценив свои невысокие перспективы на оперной сцене. Маленький росточек и внешность не без простоватого комизма автоматически выводили его из претендентов на роли героев-любовников. Потому после музучилища Богатиков очутился в Харьковском театре музыкальной комедии.
Несостоявшаяся карьера в опере жалила его до последнего. Богатиков говорил:
«Вообще-то, я считаю себя неудавшимся артистом. Нет, это не бравада, не игра. Каждый обладающий приличным голосом певец мечтает петь в опере, причем классику, вечное...»
Постепенно Богатиков начал солировать от филармоний. В 1968 получил звание Заслуженного артиста Украинской ССР.
На всероссийский эстрадный простор Богатиков вышел как парень с Донбасса (родился он там) и с песнями «Давно не бывал я в Донбассе», «Сияет лампочка шахтера», «Через две зимы». Кроме того, Богатиков оседлал и волну ретро, что артисту лапинского телеэфира не мешало, - слушатели 30+ помнили по детству «Спят курганы темные», «Вернулся я на Родину», а теперь им дарили возможность переслушать ностальгическое в живом исполнении.
В общем, в первую половину 1970-ых Богатиков стал одним из самых ротируемых артистов. Ходили слухи, что его любят слушать в семье Брежнева. В совете по эстраде при Министерстве культуры СССР певец представлял Украину. Гастролировал по всему миру.
В 1985 получил звание Народного артиста СССР.
Дабы понять беспрецедентность происходящего упомянем, что вплоть до 1985 из певцов эстрады этого звания были удостоены лишь двое - Шульженко и Утесов. Богатиков стал третьим.
Жил он тогда широко. Сам рассказывал: «В киевской гостинице «Украина» у меня был свой номер, и я страшно любил, когда подвыпью, разрывать сиреневые двадцатипятирублевки и бросать: мне нравилось, как они падали».
У Богатикова было определенное природное обаяние, шарм, да и пел он неплохо. Другое дело, что петь приходилось строго по регламенту, и чем дальше, тем больше Богатиков расходился с модой. Голос это ведь полдела, актуальная эстрада нуждается в песнях сегодняшнего дня, а Богатиков никак не мог отвечать современным веяниям, застыв на уровне вкусов своей молодости. У него даже не появилось ни одного связанного персонально с ним хита. Как сказал Иван Козловский, послушав Богатикова: «Такой голос и на такое г… потратил».
Понимал ли Богатиков свое незавидное положение? Создается впечатление, - нет. Он на полном серьезе решил поконкурировать с главнейшей певицей эпохи Пугачевой, выступая не на разогреве, а отправившись с ней в полноценный тур по Крыму (смотри записи по тегу
Наивный Богатиков сделал ставку на профессионализм. Он пел живьем, Пугачева, по его словам, выходила на стадионах только под фонограмму.
Богатиков дал этим гастролям характеристику, где был весь в белом.
«Директор Крымской филармонии Алексей Семенович Чернышев тогда среди друзей рассказывал: «Выходит Богатиков - жиденькие хлопки, уходит - гром аплодисментов. Выходит Алка - бешеные аплодисменты, уходит – никаких». Да, она может, конечно, с публикой что угодно сделать - это ясно, но ее по рукам и ногам связывала фонограмма. Их же тогда как писали? На затихание, на затихание... А для успеха, для народа затихание - это труба, там нужна хорошая точка, гвоздь».
Существует, однако, и другое свидетельство. Друг Богатикова Леонид Грач рассказывал:
«Как-то Юра пел с Аллой цикл концертов на стадионах. Он — первое отделение, она — второе. Получилось неравное состязание, потому что каждый из них рассчитан на другую аудиторию и потому что Пугачева пела под фанеру, а Юра такого обмана зрителей не признавал. Он бился, как лев, но не выдержал напряжения, и у него случился нервный срыв».
Посоревновавшись с Пугачевой Богатиков утешился мыслью, что у Аллы конкурентов нет вообще. Но возвел это обстоятельство к проблемам Пугачевой, к пресловутому «Пошли мне, Господь, второго!» Из-за этого, мол, Примадонна утратила самокритичность.
«Ей всегда не хватало конкурента, который бы дышал в затылок. По-моему, противовесом по творчеству намечалась Соня Ротару, но все-таки она провинциальный человек. От столичных людей из провинции отличает особый склад: чрезвычайная обидчивость, очень уязвимое самолюбие»
Ну а потом грохнул развал Союза и Богатиков оказался не у дел, тем паче жил он не в Москве, у шоу-бизнеса за пазухой, а в Ялте. Да и в Ялте жил недолго, грянул развод с женой и Богатиков остался буквально на улице. Бывшие партийные покровители помогли ему получить квартиру в Симферополе.
В либеральном стане, задающим тренд, человеку у которого в друзьях ходила начальственная верхушка и члены ГКЧП ловить было нечего. В 1994 Богатиков встал во главе общественно-политической организации «Родина», которая выступала за воссоздание СССР. При этом взгляды на СССР у Богатикова были неортодоксальными, он мыслил страну с социалистической идеологией, но без большевиков, которые, по его мнению, социализм извратили.
На деле, думается, Богатиков просто тосковал по шестой части мира, где был востребованным. Русскоязычному певцу империи, далекому от национальных напевов, в Украине не развернуться. Богатиков верно мыслил:
«Самоизоляция в искусстве - это трагедия. … Ведь почему мы росли? Потому что был эталон. Нам хотелось попасть в Колонный зал, в «Россию». И стимул был, и мотивация».
У Богатикова хватило сил двигаться дальше. Он сохранил общественный темперамент, не прекращал выступления (пусть и не на стадионах), давал интервью. Но горечь прорывалась хотя бы в том, что последний Новый год Богатиков встречал под елкой, которую украсил своими орденами и медалями.
Умер от онкологии.
Светлая память!
Комментарии (0)