Издавна считалось, что в мае береза обладает наибольшей целительной силой. Поэтому в период с 1 по 12 мая собирали ее сок и давали пить больным, хворым и слабым людям, чтобы те скорее выздоровели и набрались сил. Чтобы дерево не обессилело, с каждой березы собирали не больше 1 литра сока, рану тщательно замазывали и благодарили дерево за помощь.
Больше в течение года это дерево не трогали и с дерева-донора в течение года не обрезали ветвей. Считалось, что если к березе слишком часто обращаться за помощью, она может обидеться и отомстить обидевшему ее человеку, наслав на него «мороку» и неудачу в личной жизни.
Обычно для сбора березового сока использовали растущие в лесу деревья в возрасте от 7 до 50 лет, так как считалось, что кроме здоровья береза может одарить человека и молодостью, а для этого само дерево не должно быть слишком старым. В мае же собирали полураспустившиеся березовые почки и молоденькие клейкие листочки для лекарственных целей.
• В старину говорили: «Береза – дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она привечает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого – быть тому счастливым и удачливым во всем». Зная «капризность» дерева, около самого дома березу старались не сажать, поэтому размещали березу у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было поговорить с деревом, попросить у него силы и помощи.
• Особенно благоволит береза к детям, невинным девушкам и беременным женщинам. Для детей возле берез ставили качели, девушки украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, на праздник Лады и Леля, на Ивана Купалу, чтобы удачно выйти замуж. До сих пор в деревнях прибегают к такой любовной магии.
Березовый прутик кладут в пятницу на порог, через который должен перешагнуть тот, на которого желают подействовать. Выполнив это, прут, который никто не должен видеть, кладут в сухое и жаркое место, говоря трижды:
- «Да сохнешь (имя) от любви к (имя), как сохнет этот прут». Когда человек, о котором заговаривают, прошел через порог, прутик убирают в тайное место, потом топят баню, кладут этот прут на верхний полок, поддают больше пару и, обращаясь в сторону, где лежит пруток, говорят:
- «Парься, пруток, и будь мягок, как пушок, пусть и сердце рабы Божьего (имя) будет ко мне, рабе Божьей (имя), так же мягко, как и ты». После этого баню запирают, а через некоторое время берут прутик, относят на воду на заре и пускают по течению.
• Беременные женщины перед родами просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым. Березовые ветви использовались и для того, чтобы наделить плодородностью молодоженов, исцелить от бесплодия.
• Береза относится к зодиакальному знаку Рака. Она транслирует для нас его силу и подвижную зыбкую энергию Луны. Ее энергия холодная и освежающая, как чистая вода, и так же, как вода после купания, погружает нас в сон, поднимающий людей в выси небес. Она дает человеку поддержку его рода. Береза имеет дело с новыми начинаниями и принятием или рождением.
• У березы есть сила наделять жизнью. Эта жизненная сила порождает рождение всех вещей каждый год. Аспект наполнения силой и энергией обеспечивает эффект очищения, У березы есть сила изгонять вредоносные или злостные влияния с помощью вечной жизненной силы.
• Береза придает мужчинам мужественность, а женщинам женственность и тем и другим дарит уверенность в себе, в своих силах и возможностях, а также помогает поддерживать хорошую физическую форму,
• У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц. Березовые ветки втыкали в поле также и для того, чтобы получить богатый урожай.
• С помощью веток березы и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней. Береза – дерево, которое бодрствует весь день. Засыпает она перед самым рассветом. Как запоют первые петухи, разогнав своим голосом нечисть, береза погружается на 2 часа в сладкий и глубокий сон, чтобы, проснувшись на рассвете, подарить миру свою чистую силу. Период сна у нее приходится приблизительно на 3-5 утра, а пик бодрости на 6-9 часов утра: в это время ходили люди к растущей берёзе для «передачи» ей болезней (под березу выливали воду, оставшуюся после купания больного). В тексте русского заговора от грудной жабы звучит мотив угрозы по отношению к болезни:- «Брошу жабуьпод березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило».
• Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей. Из-за этих свойств из древесины берёзы делали колыбели для новорожденных. Во время ритуалов изгнания беса ведьм секли березовыми розгами, поэтому лентяев и лунатиков кое-где и до сих пор кормят березовой кашей.
• Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии.
Использование в магии:
В старину говорили: "Береза - дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она привечает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого - быть тому счастливым и удачливым во всем". Зная "капризность" дерева, около самого дома березу старались не сажать, тем более что, по народным поверьям, в ее листве часто прячутся стихийные духи и тени мертвых. Поэтому размещали березу у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было "поговорить" с деревом, попросить у него силы и помощи.
Особенно благоволит береза к детям, невинным девушкам и беременным женщинам.
Для детей возле берез ставили качели, девушки украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, на праздник Лады и Леля, на Ивана Купалу, чтобы удачно выйти замуж. Беременные женщины перед родами просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым.
Береза - дерево, которое бодрствует весь день. Засыпает она перед самым рассветом. Как запоют первые петухи, разогнав своим голосом нечисть, береза погружается на 2 часа в сладкий и глубокий сон, чтобы, проснувшись на рассвете, подарить миру свою чистую силу. Период сна у нее приходится приблизительно на 3-5 утра, а пик бодрости на 6-9 часов утра.
Символически и магически береза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Практически все части дерева используются в целительстве. Венички из березовых веток используются в обрядах очищения. Береза нежна и сострадательна, обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием.
В противоположность дубу к березе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления.
Больную сажают, прислонив к стволу, у корней (берёза – дерево женское, мужчины обращались к дубу). Вещь больной, которого нельзя привести, или принести, к дереву, вешают на ветку березы с просьбой о помощи.
В знахарской практике действенным приемом лечебной магии считалось хождение к растущей берёзе для «передачи» ей болезни: под берёзу выливали воду, оставшуюся после купания больного ребенка.
В тексте русского заговора от грудной жабы звучит мотив угрозы по отношению к болезни:
«Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило».
Берёза используется не только в магии, но и в медицине.
Сбор и сушка: С лечебной целью используют почки, листья, березовый сок и березовый гриб (чагу) всех видов берез.
Почки (Gemmae Betulae) удлиненно-конические, заостренные, голые, с черепицеобразно расположенными, плотно прижатыми по краям чешуйками. Длина почек от 3 до 7 мм, в поперечнике от 1,5 до 3 мм. Цвет - коричневый, вкус вяжущий, смолистый. Их собирают с января до конца апреля (до начала их распускания) при рубке леса, срезая ветви и связывая их в пучки (метлы), сушат на открытом воздухе, в сараях, а затем обмолачивают или почки одергивают руками в брезентовых рукавицах. Березовые почки можно заготавливать только на участках леса, предназначенных для рубки или отведенных лесхозами для заготовки метл.
Лист - Folium Betulae мелкий, не более 1,5 см. Запах слабый, ароматный; вкус слегка вяжущий. Листья собирают очень аккуратно, стараясь не повредить и не оголить ветки, во время цветения в мае, когда они еще клейкие и душистые, сушат под навесами, на чердаках, в хорошо проветриваемых помещениях. Собирать листья с деревьев, растущих вблизи дорог, нельзя.
Береза имеет разнообразные свойства: мочегонные, желчегонные, спазмолитические, противовоспалительные, ранозаживляющие, противовирусные, глистогонные, противопаразитарные.
Регулирует обмен веществ, функцию желудочно-кишечного тракта и женских половых органов.
Полезна при гипо- и авитаминозе, отеках, особенно сердечного происхождения, атеросклерозе, язве желудка, хронических заболеваниях почек и воспалениях мочевого пузыря, почечно-каменной болезни, при спазмах кишечника и других гладкомышечных органов.
Используют как средство желчегонное в комплексной терапии заболеваний печени, как отхаркивающее.
При легких формах холецистита, холецистоангиохолита, альбуменорее, мочекислом диатезе. Наружно применяют при угрях и грибковых поражениях. Листья березы способны убивать микробы за 2-3 часа.
Березовые почки применяются в качестве мочегонного средства (в виде настоя из 10 г сырья на 200 мл воды по 1 столовой ложке 3 раза в день) при отеках сердечного происхождения.
Настои и отвары листьев березы применяют в качестве мочегонного и потогонного средства.
Настой, отвар и настойку почек можно применять для лечения болезней печени, сердца и почек, сопровождающихся воспалением, болями и отеками различных частей тела.
Кроме того, настойку березовых почек используют при воспалении кожи, мышц, связок, суставов (при экзме, артритах, ревматизме, миозитах). В этих случаях ее применяют наружно в виде натираний, примочек и компрессов.
Из березы получают также активированный уголь и его лекарственную форму таблетки - карболен. Активированный уголь - универсальный антидот, так как обладает большой поверхностью и способен адсорбировать газы, алкалоиды, токсины, соли тяжелых металлов и др.
Применяется при метеоризме, гиперсекреции, диспепсии, различных интоксикациях. Обычно при отравлениях различными ядами 2-3 столовые ложки порошка размешивают в стакане теплой воды и принимают внутрь после промывания желудка.
Из коры березы получают деготь, содержащий фенол, крезолы, гваякол и другие соединения, обладающие бактерицидными свойствами. Деготь входит в состав мазей, используемых для лечения паразитарных и грибковых заболеваний кожи, экземы, а также бальзамического линимента - мази Вишневского.
Сок березы, содержащий большое количество витаминов, применяют для профилактики и лечения гипо- и авитаминоза, а также как общеукрепляющее средство при различных заболеваниях. Он оказывает стимулирующее влияние на кислото-образующую функцию желудка, в связи с чем его рекомендуют при заболеваниях органов пищеварения, сопровождающихся пониженной кислотностью.
Сок действует также мочегонно и способствует выведению из организма вредных веществ при солевом диатезе, хроническом калькулезном пиелонефрите, после оперативного удаления камней из почек и мочевыводящих путей.
В старину березовый сок пили от чахотки, употребляли как наружное средство при язвах, обмывали им кровоточащие и мокнущие раны. Знахари советовали начинать отпаивать больных березовым соком на Максима (11 мая) - в этот день он считался наиболее целебным. Березовый сок применяли при цинге и желтухе. Его добавляли в молоко, которое давали пить маленьким детям при прорезывании зубов.
Отвар из 15 березовых почек на стакан воды по 1-2 ст ложке 3 раза в день перед едой - желчегонное средство и средство при болезнях печени.
Артриты, артрозы: По 2 ст. ложки измельченной травы спорыша, плодов шиповника, березовых листьев залить в термосе стаканом кипятка, держать до остывания. Процедить, посолить 2 ст. ложками соли, размешать. Кусок ткани из чистой овечьей шерсти (можно носки) вымочить в настое и высушить не выжимая. Сухую ткань привязать к больному месту и носить пока не пройдет.
Настой листьев применяют как средство при отеках почечного и сердечно-сосудистого происхождения. Действие листьев выражено несколько слабее, чем почек, но они не вызывают раздражения почечной паренхимы. Настои и экстракты из листьев эффективны при легких формах холецистита. У больных уменьшаются боли, тошнота, рвота, улучшается общее состояние.
Настой из листьев служит незаменимым профилактическим и лечебным средством при простуде.
Настои и отвары из березовых листьев принимают в весенне-осенний период для профилактики ревматизма и подагры.
Наружно спиртовую настойку почек рекомендуют для втираний и компрессов при раздражениях кожи, пролежнях, вяло протекающих грануляциях.
Дозировка: Лекарства принимают внутрь: настой - по 1/3 стакана в день, отвар - по 1 столовой ложке 3-4 раза в день за 10-15 минут до еды, а настойку - по 1 столовой ложке 1 раз в день.
Настой березового гриба пьют вместо чая не менее 3-х стаканов в день при катаре, язвенной болезни и раке желудка.
В наpодных легендах беpеза - благословенное деpево, yкpывшее Богоpодицy и Хpиста от непогоды, или св. Пятницy от пpеследований чеpта; или же напpотив, считалась пpоклятым Богом деpевом, пpyтьями котоpого хлестали Хpиста.
Женская символика беpезы пpоявляется в обpядах лечения детских болезней: напpимеp, больных девочек носили к беpезе, а мальчиков - к дyбy. В бpачных обpядах символами жениха и невесты были дyб и беpеза.
В Полесье считалось, что близко к домy посаженная беpеза вызывает женские болезни y ее обитательниц; что наpосты обpазyются на беpезе от "женских пpоклятий". В некотоpых полесских селах на похоpонах тело женщины покpывали беpезовыми ветками, тело мyжчины - ветками тополя. В свадебных и лиpических песенках беpеза - самый попyляpный символ девyшки.
Связь Беpезы с нечистой силой и дyшами yмеpших тоже yказывает на женскyю символикy: о pyсалках в Полесье говоpили, что они "с беpезы спyскаются". Пpинадлежащим pyсалкам считались беpезы, чьи ветви спyскаются до земли. Hа Тpоицкой неделе к ним боялись потомy пpиблизиться.
В Польше такие деpевья, одиноко стоящие в поле называли деpевьями дyхов.
В них вселялись дyши yмеpших девyшек, котоpые по ночам выходили из беpезы и и "затанцовывали" насмеpть слyчайных пpохожих. Согласно польским же повеpьям под одиноко стоящей беpезой покоится дyша погибшего насильственной смеpтью, и вместо сока в ней стpyится кpовь.
Hекотоpые пpизнаки необычного вида беpезы (искpивленная или сpосшаяся с дpyгим деpевом) были для белоpyссов свидетельством того, что под ней погpебена невинно загyбленная дyша. В многих восточнославянских пpеданиях, легендах, песнях погибшая девyшка пpевpащается в беpезкy. В Kостpомском кpае, об yмиpающем говоpили "в беpезки собиpается".
Беpеза часто yпоминается как атpибyт нечистой силы в демонологических повеpьях и быличках. Ведьма могла надоить молоко с беpезовых ветвей, также могла летать не только на помеле или хлебной лопате, но и на беpезовой палке. Белые кони, подаpенные человекy чеpтом, пpевpащались в кpивые беpезы, а поданый чеpтом хлеб в беpезовyю коpy; женщинy, в котоpyю "вселился" бес во вpемя пpистyпа "бpосало" на беpезy.
Шиpоко известны y славян тpоицкие обpяды, связанные с беpезой, совеpшаемые как пpавило девyшками и женщинами. Они шли в лес, выбиpали молоденькyю беpезкy, yкpашали ее, завивали на ее ветвях венки, yстpаивали под ней совместное yгощение, водили хоpоводы, гадали. Затем со сpyбленной беpезкой (котоpyю называли иногда "семик") ходили по селy и пpи завеpшении обpяда бpосали беpезy в водy, в огонь, в овpаг (то есть "пpовожали беpезкy", "хоpонили" ее).
Девyшки "кyмились" с беpезкой, пpосили y нее доли,yмывались беpезовым соком для кpасоты и здоpовья.
Ветки беpезы, особенно использованные в тpоицких и дpyгих календаpных обpядах y все славян считались надежным обеpегом. Заткнyтые под кpышей дома, они надежно обеpегали от молнии, гpома и гpада; воткнyтые посpеди посевов в поле огpаждают от гpызyнов и птиц; бpошенные на огоpодных гpядках - охpаняют капyстy от гyсениц.
Комментарии (0)