История усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских
Усадьба после реставрации
Итак, чтобы посмотреть Белоколонный зал княгини Шаховской, тот самый на сцене которого постоянно выступали знаменитые артисты и всегда обитали самые оригинальные театральные труппы Москвы, мы отправились на концертную программу "Strauss & Штраус".
Когда запыхавшись мы вбежали в театральный гардероб, нас там поджидала только одна театралка — трёхцветная кошка, остальные зрители давно уже были в зале.
Этот зал, названный в честь владелицы усадьбы на Большой Никитской, имеет богатую театральную историю. В феврале 1885 года Е.Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева начала строительство нового парадного зала на втором этаже главного дома. Проект зала, украшенного по периметру двадцатью колоннами коринфского ордера, выполнил архитектор К.В. Терской. Позднее зал был назван Белоколонным. Помещение площадью около 400 кв. м., представляющее в плане квадрат, предназначалось для проведения общественных собраний, благотворительных концертов и других мероприятий, организуемых Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми.
На этой сцене ставились спектакли Частной оперы Саввы Мамонтова. Чуть позже здесь обосновался Оперный театр Зимина, играли свои спектакли артисты Камерного театра Таирова. Здесь бывал Собинов, а в 20-е годы работал Мейерхольд.
Стены этого зала помнят Чайковского, Шаляпина, Сару Бернар, Станиславского и Чехова.
В 1990-м году, когда усадьба перешла во владение "Геликон-оперы", Белоколонный зал стал основной сценой театра. После реставрационных работ зал, рассчитанный на 227 зрительских мест, был полностью восстановлен в своем первоначальном виде. Сейчас он выполняет функции Малой сцены.
Во время реставрации в здании был устроен гипсовый цех, где художники выливали орнаменты, готовили и реставрировали лепнину. Была проведена реставрация колонн из искусственного мрамора по уникальной технологии.
В зале княгини Шаховской удалось сохранить уникальный деревянный купол, который создаёт хорошую акустику, отреставрирована огромная старинная люстра. Купол восстановлен в дереве, а перекрытия положены железобетонные по требованиям пожарной безопасности.
Кресла для малой сцены были заказаны в Италии на фабрике, которая делали мебель для "Ла Скала". Это акустическая мебель, специально рассчитанная на оперные спектакли.
Несколько слов о программе вечера. В Белоколонном зале ведущая солистка театра заслуженная артистка России Марина Карпеченко представила концертную программу "Strauss & Штраус".
В историю культуры вошли несколько музыкантов под фамилией Штраус, но самыми известными стали два — Рихард Штраус и Иоганн Штраус. Первый известен своими симфоническими поэмами и операми, написанными под влиянием старшего современника и тезки Рихарда Вагнера. Другой — классик танцевальной музыки, король вальсов, творчество которого проникнуто атмосферой Вены.
Концерт объединил и одновременно противопоставил творчество двух авторов. Редко исполняемые романсы Рихарда Штрауса, арии из опер "Ариадна на Наксосе" и "Арабелла" прозвучали в первом отделении. Знаменитые вальсы Иоганна Штрауса и номера из его же оперетт "Цыганский барон", "Ночь в Венеции" и "Летучая мышь" — во втором.
В концерте вместе с Мариной Карпеченко великолепно выступили ее партнёры по сцене: Марина Андреева, Мария Масхулия, Вадим Заплечный, концертмейстер Елена Сосульникова и режиссер концерта — Илья Ильин.
Приятно было слушать замечательную музыку в исполнении великолепных голосов в таком камерном зале. Ощущение поразительное — живая музыка, живые голоса звучат непосредственно для тебя.
published on
Запись
Комментарии (0)