Ряд авиакомпаний приняли меры к смягчению условий запрета на провоз электронной техники в ручной клади на рейсах в США и Великобританию. Перевозчики попытались минимизировать время, на которое пассажиры будут разлучены со своими ноутбуками, планшетами и фотоаппаратами, а также попробовали обеспечить сохранность сдаваемой в багаж электроники, сообщает соб.корр. Travel.ru.
В частности, Turkish Airlines предлагает сдавать электронные устройства не в обычный багаж, а непосредственно перед посадкой в самолет в Стамбуле специальному сотруднику у выхода на посадку. После прилета в США или Великобританию другой специальный сотрудник будет раздавать их в зоне выдачи багажа. Каждое устройство будет снабжаться багажной биркой, на основании которой технику можно получить обратно по прилету.
Аналогичный сервис обещает ввести авиакомпания Emirates для своих рейсов из Дубая в США. Электронику также можно будет сдать у выхода на посадку вылетающего в США из Дубая рейса и получить ее обратно по прилету.
Обе авиакомпании пообещали обеспечить сохранность электроники во время перевозки. Этот сервис позволит пассажирам, во-первых, не сдавать технику в багаж в пункте первоначального отправления (если они летят через Стамбул или Дубай транзитом), во-вторых, пользоваться ею для работы или развлечения в самих аэропортах Стамбула и Дубая во время ожидания вылета, и в-третьих, быть гораздо более спокойными за ее сохранность, ибо техника не будет зависеть от честности и аккуратности работы грузчиков аэропортов.
Другие компании пока не пошли столь далеко. К примеру, British Airways предложила пассажирам сдавать электронику в обычный багаж, пообещав лишь не взимать за него плату (если он не входит в стоимость билета), но только до 4 апреля и при условии что билет куплен до 22 марта. С 5 апреля пассажиры с билетами без включенного багажа окажутся в сложном положении — им придется или платить за багаж или лететь без электроники.
Другой британский перевозчик easyJet туманно намекнул на возможность «бесплатной сдачи в багаж ручной клади», но никак не расшифровал, что имеется в виду, и никак не описал этот процесс. Большинство прочих компаний пока что оставили своих пассажиров один на один с проблемными нововведениями. Правда, Qatar Airways пообещала содействие в обеспечении сохранности электроники своих пассажиров, однако неизвестно, в чем это содействие будет заключаться.
Напомним, что британский запрет касается прямых вылетов в Великобританию из 6 стран — Турции, Ливана, Иордании, Египта, Туниса и Саудовской Аравии. Американский действует с субботы 25 марта включает прямые рейсы в США из Турции, ОАЭ, Катара, Иордании, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта и Марокко. Причины расхождений неясны. Американский запрет касается всего, кроме мобильных телефонов и медицинского электронного оборудования. Британский запрет требуют сдавать в багаж все электронные приборы размерами больше чем 16 х 9,3 х 1,5 сантиметра — то есть все ноутбуки, нетбуки, планшеты, DVD-плееры, электронные книги и тому подобное, а также игровые электронные устройства, превышающие вышеупомянутые размеры. Turkish Airlines утверждает, что фотоаппараты везти в Великобританию в ручной клади можно, однако прямых подтверждений этому в британских источниках найти пока не удалось.
Формально запрет касается только прямых рейсов из этих стран в США или Великобританию. Однако он применяется также и к трансферным пассажирам, следующим через затронутые запретом страны (например, летящим по маршруту Екатеринбург — Стамбул — Лондон или Бангкок — Доха — Чикаго). При этом от трансферных пассажиров (кроме клиентов Turkish Airline и Emirates) требуют сдавать электронику в багаж уже в аэропорту первоначального вылета, что создает колоссальный риск ее повреждения или банальной кражи в любом из аэропортов маршрута — тем более, что у части пассажиров может просто не быть с собой чемодана для сдачи этих устройств в багаж.
Пассажиры всех затронутых запретом рейсов окажутся в сложном положении. Помимо тревоги за сохранность самих ноутбуков и фотоаппаратов, некоторые пассажиры могут опасаться кражи личных или корпоративных данных из электронных устройств, которые окажутся вне их контроля на много часов. Наконец, британский запрет касается и рейсов некоторых бюджетных авиакомпаний, перевозка багажа у которых платная.
Нововведение официально объясняется потенциальной угрозой безопасности авиарейсов с использованием электронной техники — согласно данным, полученным американскими спецслужбами. Одной из причин запрета послужило также недоверие американских и британских властей к качеству предполетного досмотра в некоторых странах. Однако ряд экспертов уже выразили сомнение в эффективности этих мер. Они указали, что если определенный планшет или ноутбук представляет угрозу как взрывное устройство, то его гораздо легче досмотреть в качестве ручной клади, нежели в составе сдаваемого багажа. Кроме того, в случае возможного возгорания батарей обычного ноутбука или планшета угроза будет гораздо скорее замечена и нейтрализована в салоне, а не в багажном отсеке. Наконец, если планшет или ноутбук используется злоумышленниками для приведения в действие какого-то отдельного взрывного устройства, то ничто не мешает им использовать вместо этого смартфоны, которые продолжают оставаться разрешенными. Власти некоторых стран, попавших под эти меры, уже выразили недоумение действиями США и Великобритании и пообещали приложить усилия к изменению ситуации.
Что касается туристов из России, то запрет коснется в основном тех, кто летает в США или Великобританию с пересадкой в Турции. Прочие затронутые маршруты используются российскими путешественниками сравнительно редко. На данный момент даже при полетах из этих стран запрет можно обойти, выбрав перелет с пересадкой в третьей стране, не входящей в список — например, любой европейской. При пересадке пассажиры проходят новый контроль безопасности, а качеству досмотра в европейских аэропортах американские и британские власти доверяют. Однако нет гарантии, что сами страны континентальной Европы не введут в ближайшее время аналогичные меры для рейсов, прибывающих из Северной Африки, Ближнего Востока и Турции. Пока что такую возможность рассматривает Франция.
Еще одним аспектом происходящего может стать конкуренция между американскими и ближневосточными авиакомпаниями, находящимися в весьма сложных отношениях. Американские (главным образом Delta, United и American) уже довольно долгие время требовали от властей США приостановить экспансию ближневосточных перевозчиков (Emirates, Etihad и Qatar Airways) на американский рынок. Представители компаний несколько раз обменивались весьма острыми заявлениями по этому поводу. Запрет электроники может стать фактически орудием в этой борьбе, так как многие путешественники, особенно высокодоходные бизнес-туристы, начнут избегать рейсов, на которых нужно сдавать электронику в багаж. Хотя американские перевозчики и не летают на Ближний Восток (кроме Израиля), конкуренция за транзитных пассажиров из прочих стран Азии с ближневосточными авиакомпаниями у них крайне напряженная. Временными бенефициарами происходящего (если в Европе не появятся аналогичные запреты) могут стать европейские перевозчики (включая «Аэрофлот»), на рейсах которых ограничений пока нет.
published on
Запись
Комментарии (0)