Жизнь Иисуса Христа была пронизана множеством контактов. Взять хотя бы его учеников, с которыми Спаситель проводил немало времени, поучая в истинной вере в единого Бога. Значимой фигурой в житии Мессии являлась личность его матери – Пречистой Девы Марии.
Однако не стоит забывать и о том, кто, можно сказать, помог окончательно установить прочную связь между Иисусом и Господом. Речь идет об Иоанне Крестителе. Пророка подарили миру праведники Захария и Елисавета, день памяти которых Церковь отмечает с незапамятных времен 18 сентября.
Чудесная весть:
Супруги, упомянутые выше, принадлежали роду Ааронову. Пророк Захария являлся сыном некоего Варахии и служил священником в храме города Иерусалима. Жена его, праведная Елисавета, приходилась сестрой матери Пречистой Девы Марии – святой Анне. Жили благочестивые супруги душа в душу. Одно лишь обстоятельство омрачало эту идиллию: у Захарии и Елисваеты не было детей. Оба страдали бесплодием, а сей недуг в ветхозаветные времена считался великим грехом.
Долго молились супруги Господу о даровании им ребенка. И молитвы их, в конце концов, были услышаны. Как-то раз во время совершения Захарией в храме богослужения, в Святилище явился ему Ангел Божий и сообщил, что вскоре престарелая супруга родит ему сына по имени Иоанн, добавив: «и будет велик пред Господом», «и предъидет пред Ним в духе и силе Илии».
Сказал он также и то, что ребенок сей будет «предтечей Божественного Мессии» - подготовит человечество к пришествию Христа и станет великим проповедником праведной жизни народу израильскому. Захария не посмел поверить услышанному, потому как к тому времени уже совершенно отчаялся когда-либо иметь детей. За это через Ангела, коим, кстати, являлся Архангел Гавриил, Бог покарал праведника временной немотой. Последняя, по словам небесного вестника, должна была разрешиться, как только родится ребенка. Захария вышел к народу, но не мог сказать ни слова – он действительно потерял дар речи.
Предсказание вестника Божия исполнилось в точности. Елисавета в самом деле оказалась беременна, но никому не говорила о своем положении, потому как боялась насмешек – все-таки она находилась в летах. Только Захария знал о скором появлении в семье наследника. Длилось сие пять месяцев. Однажды в гости к праведным супругам пришла Дева Мария – племянница Елисаветы. Она сама тогда носила под сердцем сына и знала о секрете благочестивой четы от Архангела Гавриила, сообщившего и ей тоже в свое время радостную весть. Дева Мария поспешила рассказать о своей осведомленности родственнице. Лишь после случившегося праведная Елисавета перестала скрывать от людей факт собственной беременности.
Рождение сына:
И вот настал день появления на свет Божий младенца Иоанна. Спустя восемь суток в доме Елисаветы и Захарии собралось множество народу: согласно еврейской традиции, над мальчиком нужно было произвести торжественный обряд обрезания. После, как правило, малыш получал имя, притом нарекали его в честь одного из старших родственников. Только в этот раз все было по-другому: Елисавета на вопрос гостей о том, как назовут они с супругом своего сына, ответила: «Иоанн». Для пущей убедительности присутствующие задали подобный вопрос и Захарии. Тот, все еще не имея возможности говорить, написал на поданой ему восковой дощечке фразу: «Иоанн будет имя ему». Как только праведник закончил писать, к нему вернулся дар речи. Захария восславил Бога и вознес Творцу благодарность за оказанную милость.
Интересно также и то, что счастливый отец по внушению Святого Духа стал пророчествовать в отношении собственного сына.
Вот что сказал он: «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира».
Бегство и гибель.
Наступил день, когда родился Иисус Христос. Свершилось сие событие в Вифлееме, а благовестила о нем зажегшаяся на небосводе звезда, названная впоследствии Вифлеемской. Волхвы, преодолевшие путь с востока на запад, ведомые указанной звездой, и узревшие Богомладенца, сообщили о появлении на свет Спасителя и Царя действующему правителю Ироду. Тому не понравилось услышанное, и он приказал своим воинам отправиться в Вифлеем и умертвить всех младенцев мужского пола, в особенности же сына Захарии. Именно об Иоанне Ирод более всего думал как о возможном Богомладенце, поскольку рождение Предтечи сопровождалось странными и чудесными событиями, о чем говорили люди.
Коварный правитель послал в дом Захарии убийц, однако воины не нашли младенца. И это понятно, ведь как только началось инициированное Иродом избиение младенцев в Вифлееме, до родителей Иоанна быстро дошел слух о происходящем. Не долго думая, Елисавета взяла полуторагодовалого сына своего и бежала с ребенком в горы.
Скрываясь там, бедная женщина истово молилась Богу о защите своей кровинки. Тут она увидела приближающихся воинов, и возопила в отчаянии, стоя возле каменной горы: «Го¬ра Бо¬жия, при¬и¬ми мать с сы¬ном!».
Случилось чудо – гора расступилась и скрыла Елисавету с Иоанном от глаз убийц Иродовых. Воины еще немного поискали беглецов, но не найдя тех, кого искали, посланные ни с чем возвратились к царю. Тогда Ирод послал к Захарии в храм приказание, чтобы он отдал ему сына своего Иоанна.
– Я служу ныне Господу Богу Израилеву, – отвечал на сие святой Захария, – и не знаю, где теперь находится сын мой.
Разгневанный Ирод вторично послал к нему и приказал убить самого Захарию, если он не отдаст своего сына. Свирепые убийцы устремились как звери, стараясь немедленно исполнить повеление царя, и с яростью закричали священнику Божию:
– Где скрыл ты своего сына? отдай нам его, ибо так повелел царь; если же не дашь сына своего, то сам погибнешь лютою смертью.
На сие святой Захария отвечал:
– Тело моё вы убьете, а душу мою восприимет Господь.
Тогда убийцы бросились на Захарию и между церковью и алтарем убили его, как повелел им царь; пролившаяся же кровь святого сгустилась на мраморе и отвердела как камень во свидетельство и вечное осуждение Ироду; а Елисавета, хранимая Богом, с своим сыном пребывала в расступившейся горе. Божиим повелением устроилась для них там пещера, открылся источник воды, а над пещерою выросла финиковая пальма, на коей явились плоды в изобилии. Когда мать с сыном хотели есть, дерево склонялось, подавая в пищу плоды свои, а затем снова выпрямлялось.
Спустя сорок дней после убиения Захарии святая Елисавета, мать Предтечи, преставилась в той пещере, а святой Иоанн был питаем Ангелом до совершенного возраста и храним в пустынях до дня явления своего к израильтянам.
Пророку Захарии и праведной жене его Елисавете верующие адресуют молитвенные просьбы о разрешении такой проблемы, как бесплодие. Помогают они также незамужним девушкам и женщинам обрести свою вторую половинку.
Молитва первая пророку Захарии и праведной Елисавете:
,,Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь."
Молитва вторая пророку Захарии и праведной Елисавете:
,,О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому пророку Захарии и праведной Елисавете, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!"
Молитва третья пророку Захарии и праведной Елисавете:
,,К вам, о святии вси и святый пророче Захария и праведная Елисавета, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь."
Молитва четвертая пророку Захарии и праведной Елисавете:
,,О, святые угодники Божии пророче Захария и праведная Елисавета, подвигом добрым подвизались на земли, восприяли еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону вашу, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесити, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь."
Ина служба пророка Захарии и праведной Елисаветы.
Тропарь: глас 2
,,Праведных Твоих Захарии и Елисавети, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:/ спаси душы наша."
Тропарь пророка Захарии: глас 4
,,Священства одеждею обложен, премудре,/ по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие,/ и был еси светильник и зритель тайных,/ знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре,/ и, мечем убиен быв в храме Божии,/ Христов пророче, с Предтечею моли// спастися душам нашим."
Тропарь пророка Захарии и праведной Елисаветы: глас 2
,,Праведных Твоих Захарии и Елисавети, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:/ спаси душы наша."
Кондак пророка Захарии: глас 3
,,Пророк днесь и священник Вышняго,/ Захария предложи, Предтечев родитель,/ трапезу своея памяти,/ верныя питая, питие бо правды всем растворив,/ сего ради скончавается,// яко божественный таинник Божия благодати."
Кондак праведной Елисаветы: глас 4
,,Яко луна полна,/ Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси,/ и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето./ Достойными убо Тя песньми ублажающе,/ Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем."
Величание:
,,Величаем вас, / святии праведнии Захарие и Елисавето, / и чтим святую память вашу, / вы бо молите о нас / Христа Бога нашего."
Что нельзя делать, народные приметы:
Нельзя сегодня обещать и клясться, тем более если есть хотя бы малейшие сомнения в том, что обещанное удастся выполнить как положено. Невыполненное обещание в этот день приравнивается ко лжи и обману, и грозит человеку серьёзными последствиями, связанными со здоровьем и несчастьями.
Нельзя стирать — к болезни. Потому лучше оставить данное мероприятие на другой день.
Девушкам и женщинам нельзя ходить с распущенными волосами. По поверьям, в такие волосы может проникнуть дух болезни, после чего начнутся сложности как с волосами, так и со здоровьем в целом.
Нельзя носить грязную и рваную одежду. Считается, что тот, кто наденет такую одежду или бельё, рискует испортить свою репутацию, относиться к нему станут хуже.
Нельзя подметать, а также вытирать пыль и пылесосить — можно вымести удачу и здоровье из дома.
Нельзя гадать до 11 часов утра. После этого времени гадания становятся особенно правдивыми. Если ритуал проводит гадалка, которая считает это своим даром или профессией, то сегодня ей нельзя назначать цену и просить деньги за свою работу, можно принимать только добровольную плату.
Нельзя брать в руки сыпучие предметы, например, рису, гречку, песок и так далее. По приметам, у такого человека счастье будет утекать словно сквозь пальцы, так что удержать его будет невозможно.
Полагается разговаривать только о хорошем, произносить добрые слова. Согласно поверьям, всё, что сказано, вернётся к человеку, потому он пострадает от своих же собственных проклятий, злых слов и намерений, и наоборот, привлечёт к себе удачу, если пожелает её кому-то.
Что можно делать, старинные поверья:
В православном церковном календаре проходит день памяти пророка Захарии и праведной Елисаветы, которые стали родителями Иоанна Предтечи или Крестителя. Святым молятся для избавления от бесплодия, те супруги, которые долгое время не могут зачать и родить ребёнка.
Именно Елисавета предсказала Деве Марии, что у неё родится не обычный ребёнок, а Спаситель. Интересно, что в старину в этот день девушки гадали, соответственно, считая, что в день памяти святой такие гадания станут особенно правдивыми.
В народном календаре данный праздник называли Кумохой. Простыми словами, это злой дух, насылающий болезни. Чтобы прогнать духа, который с приходом осени насылает простуды, лихорадки и другие недуги, брали в руки берёзовые веники и символически выгоняли её из дома, всех домашних построек и пристроек. Брали вилы и тыкали ими в сено, так как она может прятаться и там. Также традиционным было париться в бане, чтобы прогнать болезни, если они уже прицепились к человеку. Соответственно, париться рекомендовалось берёзовыми вениками.
В старину для больных людей делали специальный оберег. Для этого находили мёртвого паука и сажали его в ореховую скорлупу. Данную конструкцию обматывали белой материей и давали носить человеку, который заболел. Считается, что паук опутает болезнь паутиной, как попавшуюся в его сети муху, и та просто погибнет.
Сон, который хорошо и чётко запомнился, может сбыться в течение недели. Если же сон запомнился плохо, смутно, лишь отрывками или деталями, то обращать внимания на него не стоит, так как сновидение является пустым и ничего не предвещает.
Родившийся в этот день обладает особенными силами над духами. Его не могут тронуть лешие, водяные, кикиморы, оборотни и другие духи. Также именинник обладает врождённой защитой от самой Кумохи, поэтому она не имеет над ним силы, такие люди редко болеют.
Народные приметы:
- Листья рябины пожелтели — зима окажется ранней.
- Много рябины в этом году уродилось — к дождливой осени.
- Тучи красного цвета — перед дождём и ветреной погодой.
- Козы и овцы прячутся под укрытием и спешат в хлев — к дождю.
- Лягушек не видно и не слышно — перед непогодой.
- Облака низко плывут — будет дождь.
- Облака в несколько слоёв друг над другом и плывут с разной скоростью — к переменчивой погоде, будет то дождь, то солнце.
Комментарии (0)