Еретики все время, пока существует христианство, отравляли благочестивым подвижникам церкви жизнь. Многие святые пострадали от их злых языков и клокочущей в прогнивших душах ненависти, но все равно не отступили от собственных убеждений. Особенно доставалось от несущих ересь представителям духовенства. Подобная участь не обошла и архиепископов Александрийских, Афанасия и Кирилла, день памяти которых церковь отмечает ежегодно 31 января.
Детство Афанасия Александрийского.
Будущий святитель родился около 297 года в Александрии. Его семья строго придерживалась христианских догматов, посему мальчик рос в атмосфере благочестия и добродетели. Неудивительно, что с самого раннего детства он испытывал любовь к богослужениям. Более того, отрок предпочитал обычным детским развлечениям игру в священников, устраивая сие действо вместе со своими сверстниками, также воспитывавшимися в христианских семьях. Зачастую к ним примыкали чада язычников, но никто не гнал детей противников Иисусовой веры. Напротив, Афанасий старался донести до таких ребят слово Божие, рассказывая о жизни и служении людям и Богу Спасителя. Уверовавших отроков он обращал в христианство, совершая над ними обряд Крещения.
Такое ревностное и вместе с тем трепетное отношение к Богу и вообще церковной теме у юного Афанасия сформировалось, в том числе под влиянием поступка его матери. Она привела сына в храм к святителю Александру, патриарху Александрийскому, посвятив, таким образом, Господу.
Духовная деятельность Афанасия.
В возрасте 21 года подвижника его наставник рукоположил в сан диакона. Вот тут-то и началось столкновение будущего архиепископа с ересью. Афанасий не без скорби наблюдал складывающуюся в Церкви ситуацию. Новообращенные в веру Иисусову не обладали желательными качествами, как то благочестие, добродетельность, смирение. Наоборот, все их существование и служение в храме были направлены на достижение корыстных целей – славы, высоких священнических званий. Эти люди продолжали соблюдать языческие обычаи.
Один из таких еретиков – Арий - положил начало новому лжеучению: арианству – последователи которого называли себя арианами. Он учил жить в свое удовольствие, сыпал бранью на Иисуса и Богородицу, ставил Человека выше Бога. Ересь эта приобрела массовый характер, но святитель Афанасий пытался с нею бороться. В 325 г. подвижник публично выступил против Ария на Никейском соборе. Спустя год, став епископом после кончины патриарха Александрийского, он продолжил благое дело, употребив все свои силы, используя новые полномочия.
Такой ревностный отпор новой лже-религии вызвал восстание христиан, неустойчивых в вере. Святитель Афанасий стал объектом клеветы. Еретики подобно змеям оплели императорский двор. Пользуясь мягкотелостью тогдашнего правителя Константина Великого, они то и дело доносили императору на святителя. Афанасию пришлось покинуть город, долго скрываться. Правда, без поддержки его не оставили друзья: святые преподобные Пахомий и Антоний.
Злоба еретиков, увы, не утихала. Много скорбей пережил Афанасий от них, но везде выходил победителем, все обличения в свой адрес опровергал, представляя доказательства собственной невиновности. Однако это не помогало. Дошло до того, что императорский двор принял сторону ариан. Правителем в то время уже являлся сын Константина Великого Констанций. Начались страшные христианские гонения, и святитель Афанасий вынужден был укрыться на 3 года в Риме.
В конце концов, Бог наказал нечестивцев. Святитель вернулся в Александрию уже при императоре Валенте, который и дал добро подвижнику на занятие прежней должности епископа. В целом Афанасий прослужил в указанном сане 46 лет. Он ушел из жизни 2 мая 373 г., в 76 лет.
При жизни к нему обращалось множество людей. Люди стекались со всего мира, чтобы спросить совета, и Афанасий всегда находил что подсказать человеку, наставлял его на верный путь, помогал выбраться из трудной житейской ситуации.
Когда святитель умер, людей остались один на один со своими проблемами, и не к кому было им обращаться за советом. Но однажды, один из учеников Афанасия Великого, который при его жизни помогал ему принимать людей и видел, как святитель давал им советы, увидел странный сон. В его сне было множество святых, в том числе и Афанасий, и все они управляли силами природы, насылали морозы, сильные ветра или напротив, разгоняли облака, чтобы люди смогли увидеть в морозный день солнце. И понял он, что все, что происходит в мире, происходит не просто так, и что изменения есть голос высших сил, их помощь и подсказки людям.
Именно поэтому Афанасьев день так щедр на приметы, и именно в этот день к ним относятся с особым уважением.
Приметы связанные с ведьмами:
Многие народы боялись ведьм, в особенности, если те были злимыми. Считалось, что высшие силы оберегают людей от злых колдуний, и посылают знаки, чтобы от них уберечь.
*Если на Крещение женщина водой умылась, а на следующий день у неё на лице угри да пятна пошли, значит, она злая ведьма, и её следует остерегаться.
*Если рядом находится женщина, на которую есть подозрения касательно причастности к колдовству, нужно сказать про себя «Колдунья ты, зла или добра? Подскажите мне небеса». Если она начнёт чихать, задыхаться, значит, она ведьма.
*Если в доме поселилась неприятная женщина, и все соседи боятся говорить ей слово поперек, чтобы та не сглазила или не навела порчу, нужно для начала проверить вновь прибывшую. Нередко женщины специально обманывают нагоняя на свой образ таинственности, чтобы все вокруг их боялись. Положите ей на порог дома семь серебряных монет и скажите над ними такие слова: «Нечистая, от черта пришедшая – уплачено тебе отныне, уходи от нас». Если новая жительница заберет деньги себе, значит она не ведьма, это же касается ситуации, при которой деньги так и останутся лежать на пороге, или будут разбросаны на лестничной клетке или перед домом. Истинная же ведьма будет ходить по соседям, и узнавать, кто оставил на пороге эти деньги.
*Если есть подозрение что соседка колдует, можно вычислить, правда это или домысел по одной старинной примете. В четверг вечером нужно рассыпать горох перед ее порогом. Если в течение трех дней этот горох окажется возле вас – у порога, в доме или прилипнет к подошве обуви – значит соседка и вправду колдунья.
*Если у женщины дома в красном углу пепел рассыпан, значит, она там ворожбу на людей делает, и в ней лучше не ссорится чтобы её гнев на себя не навлечь.
*Если в ночь на полнолуние женщина уснуть не может, мается или начинает танцевать, значит, её призывают к себе тёмные силы, это признак черной ведьмы.
Приметы помогали вычислить ведьму, и если она оказывалась кем-то из ближнего окружения или даже родственницей, её старались задобрить всевозможными дарами: украшениями, яствами.
Приметы - запреты:
Одни приметы предвещают о хороших событиях, а другие напротив, являются предвестниками бед. Нехорошие приметы образуют особую группу "приметы - запреты". Такая группа помогает людям понять, какие действия могут притянуть неудачи и беды в жизнь, и тем самым помогает избежать неприятностей.
Запретные приметы передавались из уст в уста множество поколений.
Актуальны они и сегодня:
Кто за человеком воду допивать будет, тот на себя все его беды примет.Вода мощный накопитель, она способна впитывать в себя любую информацию, и плохую и хорошую. Когда человек пьёт он входит в контакт с водой, она впитывает в себя как губка всю его энергию, и все его беды. Если кто-то другой соприкоснётся с такой водой, он примет на себя чужие беды и горести. Поэтому допивать за кем-то воду строго запрещено.
Кто готовить будет в плохом здравии и расположении духа - тот всю семью к болезни приведёт. Готовка особый магический процесс. В процессе готовки еда заряжается энергией, когда хозяйка здорова и радостна, приготовленная ей еда не только вкусная, но и энергетически здоровая. А вот если готовить со злобным настроением или валясь с ног, все кто съест еду, получат сильный заряд негатива.
Кто с ножа ест - тот зло в себя впускает. Нож всегда считался боевым инструментом. С его помощью охотились, убивали дичь, защищались. Мощную боевую энергетику имеет даже самый обычный кухонный нож, в особенности, если им разделывают сырое мясо, тем самым закаляя его кровью.
Кто крест - накрест свои вещи кладёт, тот здоровье своё потеряет. Это касается тапочек, перчаток и даже носков. Скрещенные предметы дают мощный негативный поток, который может привести к проблемам со здоровьем, именно поэтому относиться к этому запрету следует очень серьёзно.
Кто в лесу шумит и балаган устраивает, тому туда больше ходить не следует. Лес всегда находится под чьим-то покровительством. Это может быть леший, или феи - дриады. Они на любят шум и сторожат спокойствие леса. Нередки случаи, когда люди не уважающие лес попадали в капканы, терялась и долго блуждали в поисках выхода, попадали в болота. С этим и связан запрет на шум в лесу.
Кто в зеркало только что разбившееся посмотрит – в себя беса впустит.Зеркало окно в иной мир. Смотря в него, человек видит лишь иную сторону, а не мир живых. Именно поэтому часто в зеркалах отображаются духи покойников, сущности, демоны. Разбившееся зеркало создает возможность всем обитателями зазеркалья выбраться в мир живых. Поэтому если человек разобьет зеркало и сразу же посмотрится в него, в него может вселиться бес.
Кто мусор вечером из дома выносить будет, у того дом всегда грязным будет. Речь идёт об энергетическом негативе. Мусор, который стоит всегда в одном и том же месте становится самым грязным местом в доме. Именно возле мусора, ночью, пока домочадцы спят, собирается нечистая сила. С восходом солнца нечисть уходит, но энергетическая грязь остаётся. Если вынести мусор вечером, как раз перед активизацией нечисти, грязь может осесть где угодно, и тогда придётся чистить весь дом. Поэтому мусор принято выносить утром, тогда и дома всегда будет чистота и порядок.
Каждая из запретных примет воспринималась как особо опасная, но не всегда людям удавалось избежать нежелательных действий. Если такое все же случалось, нужно было прочитать молитву своему святому, и попросить об избавлении от негативных последствий от своих действий.
Денежные приметы:
С особой серьёзностью относились люди к денежным приметам, ведь с их помощью можно притянуть в свою жизнь деньги.
*Если вдруг человек пришёл отдавать денежный долг, и при этом находится в болезненном состоянии, брать у него деньги нельзя. Забирая деньги у больного можно притянуть в свою жизнь болезни и несчастья.
*Если после захода солнца кто-то много мелочи дает – ее брать не стоит. Вечерняя мелочь ведет к бедности и нищете. Конечно, это касается только личных денег: возврата долгов, сдача в магазине. Тех, кто занимается торговлей, и полученные деньги за товары кладет в кассу, эта примета не затрагивает.
*Если на полнолуние деньги, будто с неба упадут в руки – часть из них нужно отдать на благое дело. Полная луна время разгула нечистой силы. Если найти деньги или принять их в дар, нельзя быть уверенным что эти деньги не подброшены нечистой силой, чтобы соблазнить человека, взрастить в нем алчность. Брать такие деньги не страшно, но вот распорядиться ими нужно достойно. Если десятая часть будет уплачена на благое дело (лечение больных, благотворительность) деньги эти к погибели не приведут.
*Если в большой церковный праздник, например на Рождество или Пасху, на улице повстречается нищий и попросит о помощи, нельзя ему в ней отказывать. Сами высшие силы таким образом проверяют щедрость человека и его милосердие. Если человек проявит эти качества, высшие силы щедро одарят его денежной удачей.
*Если кто-то оказал вам серьёзную помощь, этого человека необходимо отблагодарить. Благодарность эта не обязательно должна быть денежной, но на неё необходимо деньги потратить. Так вы всегда будете знать цену чужому труду, и ваш труд тоже будет всегда оценён.
Верить в приметы или не верить – личный выбор каждого человека. Но не стоит забывать, что те приметы, что дошли до наших дней не канули в лету потому, что имели под особой серьезные основания, были проверены целыми поколениями и несколькими веками.
Детство и юность Кирилла Александрийского.
Второй архиепископ, чей день памяти православная Церковь празднует совместно с таковым святителя Афанасия, 31 января, имел знатное происхождение. Семья, в которой он появился на свет, также придерживалась христианских канонов и отличалась благочестием.
Родители позаботились о том, чтобы сын их рос ребенком умным и образованным. Кирилл изучил многие науки светского характера, включая философию. Особое же прилежание будущий архиепископ проявлял в овладении знаниями на тему веры Иисусовой. Юным отроком подвижник поступил в скит св. Макария, расположенный в Нитрийских горах. В этой обители святитель Кирилл прожил целых 6 лет. Он заслужил своим ревностным отношением к вере сан диакона, который пожаловал подвижнику сам патриарх Александрийский Феофил.
Война за веру.
В это время в Александрии противники христианства активно продвигали новое лжеучение – ересь Новациана. Данный «учитель» внушал всем и каждому, будто отпавшие в период гонений на Церковь верующие никогда не смогут быть приняты в ее лоно вновь. Святитель Кирилл, будучи уже патриархом вместо умершего Феофила, вел борьбу с данной ересью и добился-таки положительных результатов: нечестивцев удалось изгнать из Александрии.
Но имелась и другая беда, угрожавшая христианской религии. Опасность представляли иудеи, восстававшие периодически против Церкви, притом расправлявшиеся с праведниками с особой жестокостью. Архиепископу пришлось вести долгую упорную борьбу и с такой проблемой. Он также успешно справился с окончательным искоренением язычества, устроив на месте капища храм.
И тут случилась новая неприятность глобальных масштабов: пресвитер Антиохийской церкви Несторий был избран на Константинопольскую кафедру. Таким образом, у него появилась шикарная возможность для продвижения в массы собственного лжеучения.
Очередная ересь имела основные догматы:
*две сущности Бога – Бог Отец и Бог Сын – не сливаются в одно, и должны рассматриваться отдельно;
*Деву Марию следует называть в связи с этим Христородицей, ведь произвела на свет она человека Иисуса.
Конечно, св. Кирилла до глубины души возмущал подобный абсурд. Он пытался образумить Нестория, но напрасно. И епископ решился на крайние меры: написал обличительные трактаты клирам нескольких крупных Церквей, Патриархам и Папам. Несторий начал открытую войну с христианством, а св. Кирилла возненавидел, постоянно клеветал на него. В итоге был созван Вселенский собор для решения создавшейся проблемы, который назвал впоследствии учение Нестория ересью. Ну, а находившийся на стороне нечестивца епископ Антиохийский Иоанн отреагировал, созвав свой неофициальный Собор, где обвинил в распространении ереси св. Кирилла.
Точку в этом деле поставил император. Он отправил в тюрьму Мемнона Ефесского, св. Кирилла и Нестория. Через некоторое время защитники истинной веры были отпущены на свободу, Нестория же в результате заседаний Собора лишили сана и сослали в Сасим, что в Ливийской пустыне. Там он скончался от страшного недуга.
32 года длилась епископская деятельность св. Кирилла и завершена она была весьма плодотворно: от ересей не осталось и следа. Он умер в 444 г., подарив христианскому миру множество богословских трудов.
Молитва святителю Афанасию Великому.
О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнаниих и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков - ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовой. Воистинну ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры Православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя Православная от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкви Христовей. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца и Сына и Святаго Духа, идеже ты и вси святии пребывают. Аминь.
Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским.
О всесвятии отцы Афанасие и Кирилле, теплии наши заступницы, ересей потребители, благочестия защитители, недужным врачеве, в бедах помощницы и всем притекающым к вам теплии предстатели, помозите нам, грешным, в сем житии, и умолите Господа Бога даровати нам грехов оставление и Царствия Небеснаго наследие, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Ин тропарь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских:
глас 3
Делы возсиявше православия,/ все погасившие злославие,/ победителие, победоносцы бысте,/ благочестием вся обогативше,/ Церковь вельми украсивше,/ достойно обретосте Христа Бога,/ дарующаго нам велию милость.
Тропарь святителя Афанасия Великого:
глас 3
Столп был еси православия,/ Божественными догматы подтверждая Церковь,/ священноначальниче Афанасие:/ Отцу бо Сына Единосущна проповедав,/ посрамил еси Ария./ Отче преподобне,/ Христа Бога моли// даровати нам велию милость.
Тропарь святителя Кирилла Александрийского:
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Кирилле премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Афанасия Александрийского:
глас 2
Православия насадив учения,/ злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.
Кондак святителей Афанасия и Кирилла Александрийских:
глас 4
Священноначальницы величайшии благочестия/ и доблии поборницы Церкве Христовы,/ вся соблюдите, поющия:/ спаси, Щедре,// верою чтущия Тя.
Кондак святителя Афанасия Великого:
глас 2
Православия насадив учения,/ злославия терния изсекл еси,/ умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.
Кондак святителя Кирилла Александрийского:
глас 6
Бездну нам учений богословия источил еси/ яве от источник Спасовых,/ ереси погружающую,/ блаженне Кирилле,/ и стадо невредимо от треволнений спасающую,/ странам бо всем наставник, преподобне,// яко Божественная являя.
Традиции и обряды:
Главные традиции 31 января — обряды для защиты от нечистой силы; запрещается проводить операции, крестить мальчиков, ругаться, переезжать, подавать иски в суд.
— Считалось, с этого дня ведьмы от «излишнего веселия» на своём шабаше теряют память. Поэтому именно в афанасьевские морозы старались пригласить деревенских знахарей те хозяева, к которым «повадится летать ведьма».
Приглашённый на изгнание ведьмы знахарь ночью приходит к зовущему, — знает о его приходе только большак-хозяин с хозяйкой, так как считается, что без соблюдения этого условия ничего не выйдет. В полночь знахарь приступает к выполнению обряда: начинает заговаривать трубы, так как «ведьмы влетают в жилье только этой дорогою». Под «князек» забивает он клинья, рассыпает по «загнетке» заранее собранную из семи печей золу и после этого отправляется к деревенской околице. Здесь он тоже сыплет золу, приговаривая невнятные слова никем не записанного заговора.
Рассказывают, что ведьма, желая нанести кому-нибудь вред, влетает в трубу; но как только будет труба заговорена, то весь дом и двор уже свободны от её проказ. Знакомые с преданиями суеверной старины люди знают в точности и путь, избираемый ведьмами в их полётах на шабаш и с шабаша. Прежде всего летят они на полдень — к Лысой горе, а оттуда тянет их на закат. Западную изгородь сельскую и заговаривают знахари, призванные изгонять ведьм. Подлетит ведьма, только вылетевшая из заговоренной трубы, — сунется к изгороди, и тут ей свободного ходу нет: или бросится лихая за тридевять земель от села, или разобьёт себе голову, если только ступит голой ногою на рассыпанную золу семи-печную. Одаривают знахаря всяким добром за его мудрёную работу.
У белорусов Смоленской губернии день называли «гусиным праздником». С этого дня начинали кормить гусей зерном. Если в этот день была метель, которая, по мнению крестьян, олицетворяла летящий белый пух, то это расценивали как верную примету того, что в этот год выведется много гусят.
День Афанасия считался серединой зимы в отношении корма скотины, — серединой стойлового периода. И если запасов корма оставалось более половины — крестьянин мог не волноваться и спокойно дожидаться весеннего выпаса. Если же оставалось меньше — хозяин старался кормить более бережно. Белорусы святого Афанасия называли «защитником скота от морозов».
Приметы и поговорки:
-Начинают клевать после январского затишья язь и щука.
-Большие белые круги вокруг солнца увеличиваются — к сильному похолоданию.
-Если на Афанасия Ломоноса метель закружила, то зима продлится долго.
-Если 31 января кружит вьюга, то весна придёт не скоро.
-Оттепель в этот день предвещает плохое лето и небогатый урожай картошки.
-Если солнце решило показаться только в полдень – жди раннюю весну.
-Солнце и месяц находятся в кругу – ожидается похолодание.
-Если на Афанасия вороны высоко кружатся, стоит морозная погода и чистый закат, то морозы отступят не скоро.
-Афанасий нос и ухо дерёт. Афанасий Ломонос — береги нос.
-Афанасий и Кирилло забирают за рыло.
-В Афонасьев день — самый крень, самы морозы живут.
-Если на Афанасия вьюга и метель — весна затянется.
-Родившиеся 31 января обладают мужеством. Они заступники слабых. Носить им следует аквамарин или гранат.
Именины 31 января: Афанасий, Владимир, Дмитрий, Емельян, Иларион, Кирилл, Ксения, Максим, Мария, Михаил, Николай.
Комментарии (0)